• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • "Будет такая борьба за "стабільність та процвітання", что камня на камне не останется"

    Опубликовано: 2005-11-03 09:30:00
    А корабль приплыл...
    "Гражданской войны в Украине,
    конечно же, не будет. Будет
    такая борьба за "стабільність
    та процвітання", что камня на камне не останется".

    Наблюдатель
     
    После отставки правительства Тимошенко Украина вошла в фазу псевдостабилизации, характеристиками которой являются:
     
    — Переход украинских элит в предвыборный режим. При этом попытки основных политических игроков занять более выгодные стартовые позиции осуществляются, в основном, за счет реальных интересов страны и общества.
     
    — Сползание ситуации в систему координат, которая была задана прошлогодними президентскими выборами. Принципиальный вопрос состоит в том, насколько удастся взбудоражить, психологически расшатать общество, подтолкнуть его к насилию.
     
    — Политический процесс все более обретает форму неуправляемого хаоса, становится нацеленным на эксплуатацию иррациональных настроений в обществе. Знаменательно уже то, что никакого значения не будут иметь предвыборные программы, позитив будет отсутствовать почти полностью, а сами выборы превратятся в сражение нескольких вождей и слепо ориентирующихся на них масс.
     
    Между тем, все, происходящее сейчас в Украине, находится в контексте определенного стратегического проекта, являющегося резервным вариантом "Прибалтийской матрицы", катастрофичного в своих последствиях для самой Украины и крайне опасного для ее соседей.
     
    Выжженная земля
     
    "Так не доставайся же ты никому!"
    Стенька Разин
    Леонид Кучма
    Кондолиза Райс
     
    Краеугольным камнем американской стратегии после завершения "холодной войны" является тезис о недопустимости становления второй сверхдержавы или коалиции государств, которые могли бы реально конкурировать с Соединенными Штатами в экономической и военно-технологической сферах, в контроле за мировыми природными ресурсами.
     
    Вся внешняя политика США со средины 80-х подчинена одной цели — не дать повториться кошмару конкуренции с СССР, которую они едва не проиграли, просто у американской элиты хватило мужества продержаться на 5 минут дольше, чем у вождей КПСС.
     
    Такими стратегическими угрозами американский истеблишмент считает:
     
    1. "Европу де Голля" — т.е. соединение европейских технологических, инфраструктурных ресурсов с российской сырьевой базой и сохраняющимися возможностями ВПК России.
     
    2. Консолидированную Европу — "Соединенные Штаты Европы", то есть, окончательное развитие идеи ЕС.
     
    3. Возникновение некоего целостного и стабильно функционирующего образования, прежде всего — военно-политического, на территории бывшего Советского Союза.
     
    Китай, при всей пропаганде "китайской угрозы", особенно остро встающей накануне голосований в Конгрессе по поводу бюджета ВПК и спецслужб, таковой угрозой не является. КНР слаба в ресурсном плане, а в экономическом — предельно зависима от США. В определенном плане позиция Китая по отношению к США сильно напоминает позицию предвоенной Японии. Тогда, используя именно ресурсную слабость Японии и зависимость ее от американской экономики, Госсекретарь США Корделл Хэлл сознательно провоцировал Японию на самоубийственную для нее агрессию.
     
    В этом же контексте достаточно юмористически воспринимаются союзы "Китай-Индия-Россия", расширенное Шанхайское совещание и т.д. — мелкая неприятность и не более того…
     
    Теперь посмотрим, что же происходит на других — реальных — направлениях.
     
    Взаимодействие по оси "Париж-Берлин-Москва", способное в перспективе стать фундаментом Великой Европы, рухнуло. Новое, так называемое коалиционное правительство Германии слабо и уязвимо. Между восстановлением роли Германии как локомотива евроинтеграции и растущими изоляционистскими настроениями канцлер Меркель выбирает следование в фарватере Буша-Блэра, Франция фактически оказывается в одиночестве.
     
    Нельзя не заметить целенаправленных действий США по дестабилизации Европы — от манипулирования албанской проблемой до навязывания Турции. Последний аккорд — поддержка нового польского лидера, национал-популиста Качинского, по сравнению с которым даже Саакашвили кажется образцом взвешенной либеральной политики.
     
     
    Но в полном объеме стратегия нестабильности реализуется именно на постсоветском пространстве. В первой фазе — это попытки создания конфликта между Россией и мусульманским миром, во второй — создание альтернативы влиянию России через формирование блоков типа ГУУАМ, в третьей фазе — посредством разноцветных революций приведение к власти на постсоветском пространстве антироссийских элит.
     
    Поскольку схема создания вокруг России пояса "цветных" режимов начала сбоить, более того — будущее этих режимов становится все неопределеннее, то общая стратегия претерпела коррекцию. Сейчас четко просматривается попытка низвести ключевые постсоветские государства до того уровня, когда любая интеграционнная схема просто потеряет смысл и будет иметь такое же геополитическое значение, как гипотетическое объединение Сальвадора и Гондураса.
     
    Поскольку "цветные" режимы оказались не в состоянии эффективно реализовать "прибалтийскую матрицу" — сейчас они обречены на роль инструментов целенаправленной деградации и дестабилизации собственных стран.
     
    Особую роль в этом раскладе играет Украина. Специфичность развития ситуации последнего десятилетия состоит в том, что без Украины любые интеграционные процессы на этом пространстве невозможны априори.
     
    Россия, при всех внешних признаках сверхдержавы, потеряла реальный ресурс для того, чтобы стать лидером интеграционных процессов. Причины следующие:
     
    — деградация социума
     
    Речь идет не только о демографической катастрофе, а о качестве этого социума (треть населения являются потомственными алкоголиками) и его мотивациях. Российское общество сегодня не способно стать основанием для реализации имперской идеи. Украинское общество в этом плане оказалось на порядок устойчивее, сохранило мотивацию к созидательной жизнедеятельности, оказалось более развитым в цивилизационном контексте;
     
    — деградация технологического и промышленного контура
     
    Период "ельцинизма" в России ознаменован не только разграблением страны, но и тотальным уничтожением постиндустриальной, а частично и индустриальной инфраструктуры. К концу ельцинского кошмара Россия в качестве признаков постиндустриальной сверхдержавы сохранила лишь несколько "атомоградов". Свою негативную роль сыграла и "присадка" на сырьевые деньги. Сейчас руководство РФ столкнулось с парадоксальной ситуацией: есть избыток финансовых ресурсов, но разумно использовать их внутри страны невозможно — в связи с тем, что технологическая, производственная инфраструктура уничтожена и отсутствует созидательная экономическая активность общества.
     
    Как ни удивительно, но технологический контур в Украине сохранился в значительно большей мере. Конечно, он был подрастащен "по коморах", но, в целом, сохранен и где-то даже приумножен.
     
    Нельзя сбрасывать со счетов и фактор морально-психологический. В то время как российское общество пребывает в дурманящем сне о былом величии, причем, сон этот изобилует кошмарами, порождая то Жириновского, то Затулина с Рогозиным, украинское общество смотрит на мир более реалистично и готово бороться за достойное место в этом мире, проблема только в поводырях.
     
    И Россия в ее современном виде не может генерировать полноценную имперскую идею и не может стать основой неоимперского строительства. Но при генерации такой идеи именно украиной — восточнославянский имперский проект имеет все шансы на успех.
     
    Именно в силу этих причин акцент американской стратегии нестабильности смещен как раз на деградацию Украины и уничтожение в ней тех компонент, которые могли бы стать несущими или дополняющими конструкциями неоимперского проекта. Мы, конечно же, не предполагаем существования какого-то штаба заговорщиков, который ставит задачу на уничтожение какой-то отрасли или объекта. Просто, оценив потенциал "оранжевых руководящих масс", им не мешают творить то, что они творят — с абсолютно предсказуемым результатом.
     
    менно в силу этих причин акцент американской стратегии нестабильности смещен как раз на деградацию Украины и уничтожение в ней тех компонент, которые могли бы стать несущими или дополняющими конструкциями неоимперского проекта. Мы, конечно же, не предполагаем существования какого-то штаба заговорщиков, который ставит задачу на уничтожение какой-то отрасли или объекта. Просто, оценив потенциал "оранжевых руководящих масс", им не мешают творить то, что они творят — с абсолютно предсказуемым результатом.
     
    Современная политика украинской власти, ведущая к деградации государства, деиндустриализации страны, одичанию общества, имеет целью уничтожение одного из ключевых элементов возможного восточнославянского объединения как конкурента США
     
    Метастазы: развал госсистемы
    "Чудесная страна Украина.
    Ресурсы, возможности,
    квалифицированный персонал.
    А какие девушки…
    Даже идиотов немного,
    зато имеющиеся —
    очень умело расставлены!"

    Американец,
    пожелавший остаться безымянным
    Собственно говоря, система жесткой президентской власти в Украине развалилась, не ожидая политреформы.
     
    Решающим фактором стало исключительно точное назначение на ключевые должности людей, способных нанести максимальный вред управляемой структуре. Так, назначение Рыбачука позволило ускоренно завершить уничтожение Администрации — ключевого элемента президентской власти. Назначение Буцы парализовало деятельность Секретариата Кабинета министров — последнего органа государственного управления, который сравнительно безболезненно пережил первый послереволюционный этап. Ну а Ивченко за короткое время удалось создать прямую и, пожалуй, неотвратимую угрозу энергетической безопасности страны. Примерам — "несть числа", можно было бы упомянуть "Укрспецэкспорт" и "Укрзализныцю". В целом, происходит последовательное самоуничтожение целых звеньев государственного управления, на глазах возникают зияющие дыры в государственной системе как таковой.
     
    На роль главного инструмента президентской власти выдвинут Кабинет министров. Но изменение состава правительства не повлекло пересмотра самих принципов экономической политики. "Правительство заложников" занято "латанием дыр" за счет приватизации, пытаясь решить нерешаемую задачу: выполнить все популистские обещания, "сработав на выборы", и одновременно вытащить из пике экономику.
     
    Необходимо отметить, что правительство Тимошенко не обладало продуманной антикризисной стратегией, но имело, по крайней мере, некий пассионарный порыв. У нового правительства он отсутствует напрочь. Кроме того, правительство вынуждено действовать в стремительно ухудшающейся политической среде, что уже определило алгоритм его действий как "отложенную катастрофу".
     
    Потеря связующих звеньев в системе госуправления привела к тому, что политическая власть больше не контролирует деятельность целого ряда государственных институтов, перешедших в "режим самообеспечения" (по таким организациям, как "Нефтегаз", "Энергоатом" никакая сделка не совершается с "откатом" менее 50%).
     
    Уничтожение инструментов региональной политики привели к делению страны, в основном, на две группы — ряд областей превращены в закрытые губернаторские акционерные общества (к примеру — Харьковская, Черниговская, Николаевская), а часть — представляет собой просто неуправляемые территории (вся Западная Украина, Запорожская, Кировоградская области и т.д.).
    Примечательно, что наиболее ожесточенным атакам со стороны "оранжевых" подвергаются как раз те территории, где сохраняется стабильность и управляемость (Киев, Донецкая обл.).
     
    Еще одним фактором разрушения выступает разрастающийся межинституциональный конфликт. Наиболее тяжелые последствия ожидаются от противостояния Президента и Верховной Рады, первыми результатами которого станут провал вступления в ВТО, отсутствие в обозримой перспективе Генерального прокурора и Конституционного Суда.
     
    Запущенная Президентом Ющенко программа по стабилизации системы госуправления — восстановление института госсекретарей, замена наиболее одиозных губернаторов, отстранение (правда, сугубо демонстративное) от государственных рычагов "группы кумовьев" — заведомо бесперспективна. Бесперспективна, прежде всего, потому, что запоздала ровно на девять месяцев и осуществляется в абсолютно неблагоприятных условиях при опоре на те же неадекватные кадры. Порочной представляется и сама философия этой программы: пытающийся ухватиться за уходящую власть — обречен…
     
    Но самое губительное воздействие на стабильность госсистемы оказывают начинающиеся выборы, точнее — их тональность и стилистика. Дело даже не в том, что те или иные госведомства в срочном порядке превращаются в партийные штабы. Самое страшное, что все это происходит в атмосфере психоза, что в тотальную склоку пытаются втянуть правоохранительную и судебную системы.
     
    Система президентской власти в украине рухнула окончательно и бесповоротно.
     
    Страна погружается в пучину безвластия. Принципиальный вопрос: сможет ли кто-нибудь эту власть поднять и к чему ее применит?
     
    Вторая криминальная революция
     
    "Зачем приватизировать облэнерго?

    Надо приватизировать Министерство энергетики —
    это дешевле и надежнее!"

    Один украинский олигарх
     
    Историческая проблема Украины состоит в том, что отсутствует механизм генерации и роста национальной политической элиты. Истоки проблемы в так называемой "Великой освободительной войне", когда люмпен в борьбе "за халяву" (причиной восстания было требование расширения реестра) вырезал все мыслящие, конструктивные слои общества. (Простой вопрос: сколько городов построил И.Вишневецкий и сколько сжег Б.Хмельницкий?).
     
    С этого времени политическая элита в Украине образовывалась исключительно в результате внешнего имперского влияния и могла эффективно функционировать только в условиях жесткого контроля имперских структур. Как только этот контроль ослабевал или исчезал — страна погружалась в анархию, алгоритм ее жизни определялся дракой за власть атаманов (весьма характерно, что "оранжевая" власть генеалогически привязывает себя именно к казачеству).
     
    После провозглашения независимости украинское государство получило уникальный шанс, поскольку сохранилась советская имперская бюрократия — вышколенная, компетентная и, главное, осознавшая, что отныне ее выживание зависит от выживания страны.
     
    Стратегической задачей была модернизация этой бюрократии, постановка перед нею задач нового уровня, постепенное обновление, формирование на этом костяке новой политической элиты. Собственно этим на свой манер 10 лет занимался Кучма, выведший на высшие уровни власти всех нынешних и руководителей, и оппозиционеров.
     
    В результате послереволюционной кадровой практики к власти, особенно на региональном уровне, пришла, по выражению некоторых СМИ, "мелкотравчатая шпана", неспособная не только по-умному властью распорядиться, но и удержать ее.
     
    Образовавшийся вакуум начинает заполнять новая группа, в результате — Украина стоит на пороге "Великой криминальной революции".
     
    Первые признаки этого процесса мы уже видим — например, строительство четвертого блока Хмельницкой АЭС пытается "крышевать" чисто бандитская структура (а в будущем "братки" займутся поставкой ТВЭЛов и созданием замкнутого ядерного цикла?). Началась массовое перемещение криминалитета уже не в системы, группирующиеся вокруг политических лидеров, но в саму власть.
     
    Элитами усиленно навязывается обществу новый "стайный" стиль политического мышления и систематически понижается уровень требований к моральности и ответственности политики. Происходит массированная инфильтрация криминалитета в партийные структуры регионального уровня, причем партийные вожди даже при желании процесс остановить не могут. Так, одними из генеральных провайдеров этого подхода рискуют выступить не только Партия регионов, но и СПУ.
     
    В эпоху "кучмизма" организованная преступность была низведена до роли сотрудничества и подспорья. Сейчас в ряде регионов уже можно говорить о параллельной власти — похуже, чем в начале 90-х годов. Но если "первая криминальная революция" в Украине происходила потому, что к рынку оказались готовы лишь криминалитет и комсомол, то вторая — порождение безвластия и властной неадекватности (закон об иммунитете депутатов всех уровней).
     
    Согласно информации украинских правоохранительных органов, в действующей Верховной Раде насчитывается более 180 депутатов, чья деятельность сомнительна с точки зрения закона. В следующем будет больше, и они пойдут в премьеры, министры и далее со всеми остановками.
     
    Вместо выводов
     
    Сегодня Украина четко следует курсом превращения страны в "зачищенную" территорию. Спасением могла бы стать ее роль генератора и проводника новых интеграционных процессов на территории бывшего Союза. Однако для этого потребуются решительность и усилия большие, чем для организации новой "оранжевой" или "бело-голубой" революции.
     
    Грани плюс
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.