• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Страна невыученных уроков, или 365 дней программы «Десять шагов навстречу людям»

    Опубликовано: 2005-12-05 17:43:00
    Богдан Галь, кандидат исторических наук, Центр политического анализа

    Накануне Нового 2005 года экономический советник президента РФ Андрей Илларионов, отвечая на вопрос «Какой главный урок года?», назвал «оранжевую» революцию в Украине. Судя по тому, что официальная Москва, максимально дистанцируясь от парламентских выборов-2006, заявляет, что не будет поддерживать ни одну политическую силу, путинская администрация извлекла необходимые для себя уроки из случившегося. А вот извлекла ли политическая Украина уроки из происходившего год назад столкновения идей и из коллизий уже воплощения в жизнь заявленных программ – остается под большим вопросом.
     
    Между Реальностью и Утопией
     
    На момент президентских выборов-2004 Украина имела одну из самых динамично развивающихся экономик в мире, которая несколько лет росла со средним темпом 9% в год и на 13,4% – в год президентских выборов. При этом уровень безработицы по официальным данным составлял 3,7%, а по подсчетам Международной организации труда – чуть менее 10%; дефицит государственного бюджета колебался возле отметки 4%, а государственный долг достигал 30% ВВП. Впрочем, не макро- или микроэкономические просчеты или достижения правительств привели миллионы в ноябре-декабре 2004-го к избирательным урнам и сотни тысяч – на майданы больших и малых городов Украины.
     
    По словам шеф-редактора журнала «Політична думка» Владимира Полохало, «политика в Украине становится постмодернистской, то есть ориентируется не на идеологию, не на ценности, а на технологии. Политика становится бизнесом, пропаганда – лишь рекламой, а партии становятся избирательными машинами для лидеров и формирования его образа». На избирательные участки и площади столь многих людей, а в кабинеты Мариинского дворца в разгар кризиса – президентов соседних государств привело желание помочь стране сделать выбор и мирно сгладить контраст между заявленным командами двумя кандидатами видением будущего политической системы (моральность или целесообразность) и геополитической ориентации Украины (евроатлантизм или евразийство).
     
    Несмотря на масштабный выброс компромата накануне выборов-2004 в отношении В.Ющенко, его семьи и окружения, а может и благодаря его чрезмерным объемам, именно кандидат от оппозиции выиграл информационную войну. Если его команде удалось убедить мировое сообщество, что их кандидат выступает за демократию в западном стиле, против коррупции и за европейскую ориентацию и членство в Организации Североатлантического договора, то оппонент на страницах мировых СМИ был представлен как пророссийский ставленник крупнейшей олигархической группы из русскоговорящей Восточной Украины.
     
    Что касается внутреннего избирателя, то, как метко заметила по этому поводу газета «Neue Zuercher Zeitung», «среди миллионов своих сторонников новый президент, разумеется, популярен не потому, что он выступает за большую конкуренцию и сокращение государственных субвенций. Напротив, бесчисленное количество стариков и бедняков, которых можно было постоянно видеть на демонстрациях в Киеве, просто надеялись на лучшую жизнь при его правлении. Они оказались в постсоветскую эпоху в крайней нужде. От бума в экономике они получают мало или не получают вообще ничего, и Ющенко для них – светлый образ, который сметет злого Кучму, от которого они практически ничего не получили. Подобные надежды столь же нереалистичны, как и мечты рабочих, верящих, что хороший человек Ющенко, конечно же, не допустит гибели их предприятий.
     
    Программа, которую не читали
     
    Обозреватели уже накануне выборов отмечали, что есть некий набор стандартных положений, который можно найти практически во всех программах 24 кандидатов на пост Президента Украины, невзирая на их условную принадлежность к силам провластным или же оппозиционным, левым, правым или центристским лагерям. Это подтверждает, в частности, анализ программ фаворитов президентских выборов-2004 – В.Ющенко «Десять шагов навстречу людям» и В.Януковича «Работающая страна – надежное будущее», победителя и проигравшего (см. Табл. ).
     
    Таблица 1.
     
    Общие положения программ фаворитов президентских выборов-2004
    В.Ющенко «Десять шагов навстречу людям» и
    В.Януковича «Работающая страна – надежное будущее»
     
    Политический блок
    Экономический блок
    Социальный блок
    1  
    Конституционная реформа, укрепление народовластия и парламентаризма
    Увеличение инновационно-инвестиционного ресурса экономического роста
    Укрепление моральных ценностей, в первую очередь – ценностей семьи
    2  
    Судебно-правовая реформа
    Содействие развитию высокотехнологичных отраслей
    Создание безопасных условий жизни
    Административная реформа
    Упрощение процедуры открытия предприятия
    Увеличение социальных выплат незащищенным слоям населения
    4  
    Военная реформа
    Уменьшение ставок кредитования и упрощение процедур получения кредита
    Восстановление системы здравоохранения
    5   
    Проведение внешней политики в интересах народа/государства
    Упрощение налогового администрирования и обеспечение его прозрачности
    Реализация программы социального жилья
    6  
     
    Создание новых рабочих мест
    Образовательная реформа
    7  
     
    Пользование доступным жильем, транспортом и связью
     
    8   
     
    Содействие развитию украинского села
     
     
    Защита собственников земельных паев
     
     
     Что же касается оригинальных положений программы В.Ющенко, то отметим следующее:
     
    •Первый же пункт предвыборной программы – обещание создать 5 млн.высокооплачиваемых рабочих мест – не согласуется с действительным количеством официально зарегестрированных безработных в стране. Из общего числа экономически активного населения в возрасте 15–70 лет, что составляет в Украине 22,6 млн. человек, безработных, по методологии Международной организации труда, чуть менее 10% (чуть более 2 млн.) и по официальным данным – 3,7 % (чуть более 0,8 млн.);
     
    •Реприватизационные процессы, начатые правительством Ю.Тимошенко, несмотря на заверения В.Ющенко, что он «против нового перераспределения собственности», не более чем логическое следствие из предвыборного обещания «олигархи заплатят настоящую цену за предприятия, которые «прихватизируются» за безценок». Кроме того, сегодняшнее требование лидера СПУ пустить вырученные от продажи «Криворожстали» средства на компенсацию денежных средств, утраченных вкладчиками после развала СССР, – прямая цитата из той же программы «Десять шагов навстречу людям» – «миллиарды гривен пойдут на выплату сбережений ограбленных граждан»;
     
    •Противоречиво освещен злободневный вопрос частной собственности на землю:
    «Остановить спекулятивные махинации вокруг продажи земли – земля будет собственностью тех, кто ее обрабатывает». Судя по предвыборным заявлениям В . Ющенко о необходимости продления моратория на продажу земли, сроки введения в этой сфере реального рынка будут оттягиваться. Возможно и обратное, поскольку он же заявлял, что «при нынешней власти прекращать мораторий нельзя», следовательно, с победой на выборах будет инициирован скорейший переход к торговле землей;
     
    •В сфере образования В.Ющенко инициировал отказ от введенной при его же правительстве 12-летней школы и 12-балльной системы оценивания знаний, намереваясь воссоздать школу в каждом селе, в то время как еще пять лет назад был убежден, что иметь школы в малонаселенных селах расточительно и следует возить детей на автобусах в более крупные;
     
    •В вопросах внешней и оборонной политики программа Ющенко-кандидата обошла все принципиальные моменты, в частности, вопросы пребывания украинских войск в Ираке, а также участия Украины в ЕЭП, ЕС, НАТО, ВТО. В то же время, уже после выборов, и вопреки устным обещаниям, на вопрос «Выведете ли Вы свои войска из Ирака?» в интервью журналу «Spiegel» В.Ющенко ответил: «Наше участие в урегулировании кризиса в Ираке связано с украинскими интересами, у нас там есть экономические связи и инвестиции. Наши подразделения преследуют чисто гуманитарные цели. В настоящее время вопрос, нужны ли они там и впредь, зависит от будущего иракского правительства.
     
    Но мы будем согласовывать вопрос также с нашими союзниками».
     
    Никак не было прокомментировано в программе то, что ориентация на членство в ЕС означает, прежде всего, консолидацию бюджета за счет социального обеспечения, принятие радикальных мер по приватизации государственного сектора промышленности и услуг и сокращение субвенций для отраслей, которые не являются конкурентоспособными за рубежом, – таких, как угольная промышленность и сельское хозяйство. Это было условием вступления в ЕС Польши, Венгрии и других центральноевропейских стран, является условием для членства в ЕС Турции, и это будет также условием для вступления в ЕС Украины – с разрушительными социальными последствиями для большей части населения.
     
    Поскольку, по сути, цельной стратегии развития государства Украина на страницах «Десяти шагов навстречу людям» представлено не было, президентские полномочия в 2004 г. были затребованы у общества под личность, а не под программу. Как отметил накануне Дня независимости Украины лидер «Поры» Владислав Каськив, этого передового отряда «оранжевой революции», «когда мы боролись за то, чтобы переменить власть в Украине, у нас не было плана действий. Не было видения того, что мы будем делать после победы. Нам нужно честно посмотреть на ситуацию в Украине и срочно выработать антикризисный план. Сказать: «Нам нужно осуществить семь, десять, пятнадцать пунктов для того, чтобы вернуться в состояние на полгода назад, когда президентом стал Виктор Ющенко. Мы прожили полгода, мы прожили их в определенном хаосе, переменах, в увеличении социальных выплат, но теперь, 24 августа, мы говорим – вот наш план действий, и мы планируем его реализовать за такое-то время» [2].
     
    На сегодня, после положительной оценки деятельности правительства 24 августа и отставки того же правительства через неделю, после коррупционных скандалов в окружении президента и Меморандума о взаимопонимании с оппозицией становится ясно, насколько неопределенными не только были, но и до сих пор остаются представления команды победителя о своей будущей политике. Что дает повод той же оппозиции, в лице лидера партии «Вече» Инны Богословской, поучать власть: «Уместно сообразить, что такое оппозиция. Во всем мире это – не критиканы, а политические силы, готовящиеся к власти. Разрабатываются программы. Создается теневое правительство, возникают небольшие структуры, которые тщательно анализируют действия ветвей власти и предполагают, что бы они в этих ситуациях предпринимали. В результате к власти приходят подготовленные люди с программами действий. Наши же оппозиционеры шесть лет провели в окопах и пришли к власти, не зная, что с ней делать».
     
    Магия текста
     
    Характерно, что программа «Десять шагов навстречу людям» не была прочитана внимательно (а то и вообще не была прочитана) не только избирателями, но и обозревателями, оценивавшими ее сквозь призму утвердившегося стереотипа экс-главы Нацбанка Украины и экс-премьер-министра. Так, ведущий аналитик Фонда Карнеги Андерс Аслунд пишет в своей статье от 26, что избирательная программа Виктора Ющенко поддерживала «либеральные рыночные реформы». И.Богословская, «бичуя» курс правительства Ю.Тимошенко, без тени сомнения заявляла: «Были президентские выборы, и выбрали Ющенко как сторонника рыночной экономики и сильного гражданского общества».
     
    Не заглядывая собственно в программу, обозреватели « World Socialist Web Site » называли ее «неолиберальной» и отмечали, что «западные средства массовой информации обычно рисуют картину Украины, решительно настроенной на проведение так называемых «рыночных реформ» и потому проголосовавшей с большим перевесом, по крайней мере, на Западе страны, за Ющенко. Но если взглянуть на предвыборную программу Ющенко, то вскоре начинаешь понимать нечто более важное. Для того чтобы привлечь на свою сторону избирателей, он дал массу обещаний социального плана,которые не согласуются с его либеральной предвыборной программой» (« World Socialist Web Site », 13.01.2005). А их более осведомленные (или менее ангажированные?) коллеги прямо называли программу «левой», «социалистической» и даже «популистской».
     
    В частности, о популизме программы В.Ющенко много говорили его противники на выборах и близкие к ним эксперты, что, естественно, воспринималось тогда исключительно как элемент предвыборной борьбы. Однако уже по прошествии восьми месяцев со времени инаугурации президента профессор Университета Джорджа Вашингтона Тарас Кузьо в статье «Раскол, который погубил украинскую революцию», опубликованной в «Financial Times» как отклик на статью А.Аслунда, отмечал: «Внимательное ознакомление с его [В.Ющенко] избирательной программой показывает, что в экономической и социальной сферах она была очень популистской» (Кроме того, глава Полтавской облгосадминистрации и член СПУ Степан Бульба заявил в интервью следующее: «В конце концов, мы же должны быть в одной команде, я имею в виду команду Президента. Социалистическая партия сейчас ближе всех к Президенту, она поддержала его на выборах во втором туре. Но я откровенно говорю и о том, что мы вместе с Виктором Ющенко, прежде всего потому, что его программа на нынешнем этапе является, по сути, программой Социалистической партии, и что у нас нет оснований быть в оппозиции к нему».
     
    Представления о В.Ющенко как о либеральном реформаторе-рыночнике уходят корнями во времена его деятельности на посту главы Нацбанка и Кабмина. Кроме того, некоторых обозревателей можно заподозрить в неискренности оценок, поскольку те стали заложниками разработанного ими же либерального имиджа кандидата в Президенты Украины (так, по данным британских СМИ, роль Фонда Карнеги в подготовке и проведении избирательной кампании В.Ющенко была исключительно активной (« Asia Times », 20.01.2005)).
    Однако как объяснить противоположные оценки? Похоже, В.Ющенко элементарно сыграл на ожиданиях украинского электората, поскольку, п о данным 2004 г ., левая идеология (коммунистическая, социалистическая и социал-демократическая) была близка 36% опрошенных. Добавим сюда голоса сторонников правой идеологии (национал-демократическая, христианско-демократическая, националистическая и либеральная – всего 14%), – а это его традиционный имидж, и часть голосов не определившихся или не приемлющих идеологию в принципе, которых насчитывалось 46%, и получаем реально разношерстный идеологический портрет избирателя В.Ющенко на президентских выборах-2004. А, отсюда, и особенности его предвыборных обещаний…
     
    Заложник текста
     
    Заложниками противоречивой избирательной стратегии стали, кроме украинского общества, правительство, и, собственно, сам президент Украины. Избирательная программа Виктора Ющенко стала, по сути, программой правительства Юлии Тимошенко, которую для утверждения правительства пришлось по условиям нардепов выносить в сессионный зал Верховной Рады менее чем через две недели после инаугурации Президента . Это подтверждают замечания народного депутата, экс-руководителя избирательной кампании В.Януковича Тараса Чорновила, который назвал тогда Ю.Тимошенко «сильным руководителем» и отметил, что «она сможет вытянуть избирательную программу Ющенко». Председатель Верховной Рады Владимир Литвин также выражал уверенность, что Верховная Рада поддержит кандидатуру Ю.Тимошенко и ее правительственную программу с тем, чтобы дать возможность президенту выполнить свои предвыборные обещания.
     
    Сравнивая тексты двух программ – «Десять шагов навстречу людям» от В.Ющенко и «Навстречу людям» от Ю.Тимошенко отметим их не только идейную близость, но часто даже прямые заимствования. Несмотря на то, что сама Ю.Тимошенко назвала программу «философией развития», и то, что покритиковать программу правительства – за «неконкретность» – позволил себе только президент, анализ краткосрочных и долгосрочных отслеживаемых обещаний позволяет утверждать следующее. Программа «Навстречу людям» развивала и максимально конкретизировала идеи президента, оставаясь в целом в том поле идеологической неопределенности, которое задавал текст «Десять шагов навстречу людям».
     
    После отставки правительства Ю.Тимошенко, обвиненной, в частности, и в популизме, человек из ближайшего окружения Президента, народный депутат, член президиума совета партии «Народный Союз «Наша Украина» Николай Катеринчук в эфире радио «Свобода» в очередной раз заявил, что «правительство будет работать над программами Виктора Ющенко, которые получили поддержку большинства граждан Украины». «Я думаю, что стабильность правительства Юрия Еханурова может быть достигнута благодаря проведению реформ. Только реформы дадут возможность стабилизировать ситуацию. Если мы только будем латать дыры, то это ничего не даст», – добавил депутат. О каких реформах идет речь, спрашивать нет смысла, поскольку правительство не предоставило в парламент свою программу, да от него никто и не требует этого за полгода до парламентских выборов, которые гарантированно отправят его в отставку.
     
    Верховная Рада V созыва как политический вывод
     
    Другой заложник собственной программы – президент Украины – решив в феврале 2005 г . необходимые кадровые вопросы, более чем на полгода максимально дистанцировался от происходящего в украинском политическом сообществе, вмешиваясь лишь после того, как кризисы достигали точки кипения. Его иногда даже противопоставляли предшественнику. Как пишет, например, Тарас Кузьо: « В то время как его предшественник Леонид Кучма был микро-менеджером, стиль управления г-на Ющенко был отстраненным» .Многие сторонники усматривали в отказе от жесткого контроля над ближайшим окружением предательство идеалов Майдана – «после того воистину гражданского порыва сейчас имеем понижение «революционной кривой». Или трактовали происшедшее как действующий глава ВРУ Владимир Литвин: «В силу того, что мы получили легкий дворцовый переворот, который, кстати, расставил все на прежние места…»[1]. Или обвиняли в отсутствии ярко выраженного интереса к политической деятельности вообще, как экс-глава ВРУ Иван Плющ: «Ющенко занимается политикой, как факультативом. В перерывах между написанием картин».
     
    Если последнее неверно, то может быть лишь одно объяснение происходящего – отсутствие пропрезидентского большинства в парламенте – и два этапа дальнейшего поведения президента. Если перед выборами-2004 В.Ющенко лишь подогревал «нереалистичные мечты и надежды», исходя из тактических соображений, при этом, хорошо понимая, что они не согласуются с его неолиберальной экономической программой, то накануне парламентской кампании-2006 он еще дальше отойдет в тень, чтобы не ассоциироваться с популистскими обещаниями «партии президента» – «Народного союза «Наша Украина». И только лишь получив после выборов долгожданное большинство, сможет предложить на рассмотрение парламенту необходимые для проведения либеральных реформ законы. При этом взяв на себя исполнение роли, которую исполнял прежде экс-президент Украины Леонид Кучма, считавший, что в ближайшие годы в Украине будет преобладать левая политическая сила: «Сегодня идет соревнование на левом фланге, кто более «левый». Тут, мне кажется, вне конкуренции Юлия Владимировна с ее «необольшевистскими» лозунгами. Очень хотелось бы видеть хороший, правый, либеральный противовес этой левизне, этому «необольшевизму». До сих пор таким противовесом, как мне кажется, служил я» [3].
     
    Во время президентских выборов-2004 мы действительно имели дело с левым политиком, которого волею имиджмейкеров и досадного недоразумения сочли рыночником, либералом и реформатором. Однако в период парламентской кампании-2006, независимо от результатов текущих выборов и параметров Верховной Рады V созыва, президент-социалист имеет шанс провести через парламент пакет социальных реформ, сыграв на готовности всех без исключения политических сил зарабатывать очки у левоориентированного избирателя. Как верно отметил лидер «Поры» Владислав Каськив, «общество вернулось к состоянию 91-го года, мы, в сущности, переживаем период дикой свободы, демократии» [2]. И, добавим, всеобщей неопределенности.
     
    Впрочем, сегодня можем точно утверждать, что «загадка программы В.Ющенко» будет разгадана в ближайшие месяцы, поскольку кампания-2006 вынудит президента проявить свои действительные политические, экономические и социальные предпочтения.
     
     
    Диалог.ua
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.