• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Широка страна моя родная...Много в ней советов местных есть

    Опубликовано: 2005-12-06 12:51:00
    События последнего полугодия, из-за которых у основных политических групп не хватало времени на выработку стратегии своего пребывания в местной власти (у некоторых ее нет и поныне) привели к тому, что формирование "черновиков" местных списков происходило стихийно. Лишь теперь первые лица предъявляют далеким от киевских политических процессов главам региональных парторганизаций окончательные списки в областные и городские советы, сформированные в киевских кабинетах.

    До недавнего времени, критика в адрес закона о местных выборах со стороны старейшин местного самоуправления носила, скорее, характер его полного неприятия без углубления в детали. Теперь же каждому придется примерять закон под себя и опробовать технологические решения под новые правила, – времени же для того, чтобы обзаводиться партийными организациями и вести переговоры с обладателями проходных списков уже не осталось.

    Учитывая, что во многих регионах депутаты местных советов – это ответственный, но политически безграмотный хозактив, местная власть в марте 2006 значительно обновится. Прежде всего, за счет местного партийного актива, долгое время прозябавшего на задворках реальных политических процессов и проводивших время все больше под стенами местных советов.

    Отныне же партии получили возможность конвертировать свой рейтинг в построение совершенно новой для страны модели управления. Закон написан так, что наиболее ценные управленческие кадры всегда будут пристроены – партийцы стали "транстерриториальными".

    В законе закреплена норма, согласно которой кандидат в депутаты местного совета не обязан быть членом данной территориальной общины – то есть в течение оставшегося времени партии могут распределить своих киевских функционеров и инвесторов, имеющих интересы в отдельных регионах, по спискам в местные советы.

    Процесс переброски киевского "балласта" в региональные списки не только поможет партиям распределить нагрузку интеллекта на отдельно взятый список – в том смысле, что самую плохонькую региональную фракцию можно укрепить человеком, который наездами из Киева сможет поднять роль партии в местном совете. Закон открывает новую страницу в миграционных потоках – успевшая сформироваться в Киеве управленческая прослойка двинется в регионы параллельно с бизнесом, освоившим столицу и переносящим свое внимание на провинцию.

    Партии, как и корпорации, становятся более мобильными, при необходимости делая ставку на отдельные регионы. Если раньше переброска кадров была осложнена малой конкурентоспособностью приезжих на местных выборах, то теперь большой рейтинг партии обеспечит "чужаков" мандатами. Не исключено, что циркуляция кадров в ближайшие полгода произойдет не только по оси столица-регионы.

    Начнется переброска партактива из базовых для отдельных политических сил областей в отстающие. НСНУ, например, так и не удалось собрать хорошие команды в Донецке и Луганске, при этом кадровый резерв партии на Западе занят выяснением отношений друг с другом. Теперь же из ситуации "там пусто, а там – густо" появился выход. Кстати, Донецк всегда славился как "кадровый донор" для Сумской и Запорожской областей...

    Мобильность мандатов – шанс для многих депутатов прошлых созывов, осевших в Киеве, с почестями вернуться в родные регионы. Не секрет, что по уровню подготовки они выше, чем депутаты местных советов, редко бывающие в столице.

    Вопрос "условной проходимости" некоторых мест в партийных списках (получение места в "зоне риска") тоже отныне решен. Если партия предоставила инвестору "условно проходное" место в интересующем его регионе, снизить риски можно, предоставив место в списке в совет другой административно-территориальной единицы. Выдвигаться кандидатом в депутаты можно хоть во все советы страны одновременно (но только от своей партии).

    Если партия рискует не преодолеть барьер в каком-то из регионов, то инвесторов и ценных партийцев можно обеспечить мандатами в других областях и городах. Представителям же регионов, где количество заинтересованных в депутатской неприкосновенности велико, можно поискать счастье в менее интересных с экономической точки зрения точках на карте Украины. Проживая в Ялте или Одессе, обеспечить свою неприкосновенность можно мандатом Цюрюпинского (условно говоря) районного совета или даже сельсовета Хацапетовки.

    Табула Раса для Ноу-Хау

    Норма о возможности одновременного участия в нескольких списках станет спасением на местных выборах 2006 для неразвитых отечественных партий. Партия или блок, не имеющая мощных региональных фронтменов, может пойти по пути "клонирования" своего главного героя. Ничто не мешает тому же Владимиру Литвину или Юлии Тимошенко возглавить местные списки именного блока в тех регионах, где блок не представлен сильными местными фигурами. Выступив в роли "паровоза" и преодолев со своим списком барьер одновременно в парламент и какой-нибудь облсовет, общенациональный лидер потом откажется от мандата меньшего уровня...

    В некоторых партиях всерьез рассматривается вариант одинаковой пятерки в большинстве регионов. Так, Александру Зинченко, имеющему столичные амбиции, норма об одновременном "кандидатстве" в разные советы позволит попасть как минимум в горсовет Черновцов, как максимум – в облсовет родной Буковины.

    Несмотря на громадное количество перспектив, открываемых новым законом, он по-прежнему остается terra inсognita не только для участников будущих местных выборов, но и для своих разработчиков. Опираясь на опыт соседей, у которых выборы в местные советы проходят по пропорциональной системе (Польша, Российская федерация, Литва, Чехия) невозможно спрогнозировать, как поведет себя украинский избиратель.

    Автоматически переносить закономерности, обнаруженные на выборах в России, нельзя, так как региональные различия там выше, чем в более компактной Украине. В Польше же и Литве региональные различия в предпочтениях наиболее отдаленных регионов меньше, чем между соседними Тернопольской и Хмельницкой либо Харьковской и Полтавской областями.

    Говоря же о возможной регионализации, нельзя забывать тот факт, что согласно закону о партиях (который тоже имеет не последнее отношение к местным выборам), партийные центры максимально обезопасили себя от возможного выхода из-под контроля местных партийных деятелей. Именно столица является сегодня спрутом, который держит под контролем местные партийные организации, а не наоборот.

    Даже если предположить, что в отдельных регионах узурпируют власть две-три политические силы, имеющие откровенно региональные корни, нельзя забывать, что политические центры основных игроков уже находятся в Киеве, что будет откладывать свой отпечаток на деятельность местных советов.

    Практически во всех отечественных партиях определяющим является личный рейтинг лидера или ресурс группы первых лиц партии, что тоже приведет к зависимости местных фракций от партийной верхушки, заседающей в парламенте. Несколько параллельных партийных вертикалей, не исключено, приведут к большей централизации и дальнейшей интеграции украинских регионов в одно целое.

    Большинство региональных партийных структур (за исключением разве что КПУ, СПУ УНП) состоит из людей, привлеченных со стороны, а не прошедших ступеньки партийной карьеры. Погруженность киевских лидеров в политические процессы нередко приводила к тому, что даже такие "наемные" партийцы на местах получали возможность играть в собственную игру.

    Еще памятна история с тем, как по результатам оранжевой "революции" партия "Батькивщина" заполняла свою квоту в местной исполнительной власти малоизвестными менеджерами из местных парторганизаций. Такие кадры, почувствовав себя представителями могущественного центра, намеревались на равных играть с серьезными местными элитами и раздавали обещания о местах в будущих списках.

    Закрутившийся механизм пропорционалки привел к качественному прорыву в партстроительстве – местные группы договариваются с партийными центрами и приходят на смену случайным наемным "партработникам". Эти отношения нельзя назвать равными: у партийного центра всегда остается несколько способов "навести порядок" и поменять расстановку сил в отдельно взятом регионе. Например, согласно закону о партиях распустить партийную организацию, что по закону о выборах автоматически снимает список этой местной организации с дистанции.

    Местный фактор

    Архитектура будущих местных выборов большей частью будет строиться из Киева. Исходя из целесообразности ведения единой кампании, партии-лидеры, скорее всего, воспользуются правом создавать единый блок на всех уровнях. То есть, обяжут свои партийные организации выступать на местных выборах в блоке с названием и конфигурацией, аналогичной общенациональному.

    Но вряд ли по такому пути пойдет блок "Наша Украина", тем самым допуская возможность самоуничтожающей борьбы местных организаций партий-соратниц на местных выборах. Сложно себе представить, чтобы достаточно сильную Николаевскую организацию Партии промышленников и предпринимателей удалось убедить идти на выборы совместно с Конгрессом украинских националистов.

    Более востребованным среди партий, находящихся в зоне риска и аутсайдеров, может оказаться норма закона, позволяющая свободное блокирование местных парторганизаций. В некоторых регионах такие партии смогут преодолеть 3% барьер самостоятельно за счет сильной парторганизации или сильной региональной пятерки.

    Для сегодняшних национальных лидеров будет удивительным попадание в местные советы списков партий-аутсайдеров. Но опыт европейских выборов показывает, что чем меньше городок – тем больше шансов у малых партий попасть в городской совет. Привязка к местной проблеме или наличие сильного актива позволяет мелким партиям "выстреливать" в отдельных регионах.

    Независимо от заявленной партией идеологии, местные партийные организации на местном уровне могут собирать голоса собственными заслугами. Так, активно работающая организация СПУ или КПУ, с пользующимися уважениями местными деятелями во главе, может обыграть список НСНУ во главе с дискредитированными чиновниками даже в базовых для правых областях.

    Хорошие перспективы – от 5 до 30% – как показывает опыт пропорциональных выборов в Российской Федерации, имеют и откровенно региональные политические блоки. Чем выше в регионе местное самосознание, тем выше шансы местных политических проектов. Опыт выборов 1998 и 2002 года в Крыму и Одессе (Партия "Союз" и Морская партия) иллюстрирует, что нередко региональная проблематика влияет на исход парламентских выборов, а не общенациональные тенденции определяют исход местных.

    Наиболее перспективным в такой ситуации является развитие региональной составляющей партий, так как конкурировать с местными организациями партий-лидеров будут региональные блоки с более убедительной местной привязкой. Так, наверняка в целом ряде регионов дистанцироваться от враждующих политических сил попытаются местные власти, конвертировав свою поддержку в блоки партий без политической истории.

    После выборов

    Количество желающих попасть в местные советы намного больше реальной их вместимости. Не исключено, что в ближайшее время большинство советов воспользуются возможностью увеличения количества "посадочных" мест, как это предусмотрено новым законом. Следующим этапом разворачивания кампании станет появление большого количества партий – участниц выборов. Нормы сбора подписей для регистрации списка, как и раньше – весьма условны.

    Дальше, как всегда, в игру придется вступить судам – предусмотренные законом о местных выборах размеры избирательных фондов все еще не отвечают реальным бюджетам избирательных кампаний. Однако кому бы ни удалось дойти до конца кампании и получить мандаты, все новшества, заложенные в закон о местных выборах, не будут исчерпаны.

    В наиболее сложной ситуации окажутся мэры, все еще не ожидающие прихода структурированных и политически подкованных депутатов. Ведь практически во всех регионах структура местных советов поменяется. И даже в Донецкой области придется считаться с немногочисленными представителями НСНУ, которые, не исключено, в какой-то ситуации найдут общий язык с СПУ, БЮТ и даже КПУ, – на почве борьбы с Партией регионов. Аналогично и ПР может стать в отдельных советах на Западе ядром противостояния "нашистам".

    Павел Карайченцев, Новый понедельник

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.