В стране сформировалось три центра оппозиции: красная, синяя и оранжевая. Что касается последней, то грань между ней и властью весьма размыта. Однако в этой части политического спектра центростремительные силы как никогда сильны. Что, впрочем, не способствует созданию оппозиционного «тройственного союза». Сообща оппозиционеры готовы только пресекать попытки пересмотра политреформы. Однако действовать им приходится на свой страх и риск: закон, регламентирующий деятельность оппозиции и определяющий ее права, так и не принят.
Года три назад один из вождей акций «Украина без Кучмы» и «Повстань, Україно!» в кулуарах ВР вещал журналистам о том, что оппозиционером быть хорошо - можно ничего не делать и ни за что не отвечать, но неприбыльно... Ныне он - высокопоставленный чиновник, представляющий власть. В отличие от многих бывших «собратьев по оружию», так и оставшихся в оппозиции. Последняя в Украине выкристаллизовалась в конце 90-х. «Персональным составом» она немногим отличается от нынешней. Разве что в компании борцов с режимом «Нашу Украину» сменила СДПУ(О) (блок «Не ТАК!»). В остальном - все те же политические лица: КПУ, ПСПУ (блок «Народная оппозиция»), УНА-УНСО (правда, уже Эдуарда Коваленко), а также выдворенный из власти БЮТ. Из представленных в правительстве политических сил «совсем оппозиционными» являются вступившие в блок «Пора» и ПРП и «чуточку оппозиционной» - СПУ. Вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко не склонен относить последних к оппозиции, предлагая следующую ее цветовую классификацию: традиционная оппозиция - «красная» (КПУ), новая «синяя» (ПР, «Не ТАК!», ПСПУ, «Держава») и сверхновая - «оранжевая» (БЮТ, блок Костенко-Плюща, а также, возможно, блок «Пора»-ПРП - в зависимости от того, состоится ли его союз с БЮТ). А вот директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов не считает оппозицией партии оранжевого толка. Даже если они перекрасятся в малиновый («корпоративный» цвет БЮТ. - Авт.). Эксперт ссылается на неопределенность позиции Юлии Тимошенко, неоднократно заявлявшей о своей лояльности к Президенту и желании вновь воссоздать коалицию формата 2004 г. (с «НУ» и СПУ). Однако не стоит забывать, что обязательным условием восстановления дружбы с БЮТ, по версии леди Ю, является предоставление ей гарантий получения премьерского портфеля. Власть на такие уступки пойти не готова: слишком сильно неприятие газовой принцессы в рядах ющенковцев. Председатель парламентской фракции «НУ» Николай Мартыненко днями вполне ясно выразился, что главой правительства г-же Тимошенко не бывать. Не «хотят ее на царство» ни социалисты, мечтающие о премьере Александре Морозе, ни «синие», жаждущие «восстановления в должности» Виктора Януковича. Хотя, по мнению большинства политологов, последние в случае крайней необходимости могут согласиться и на нейтрального «полутехнического» премьера, каковым мог бы стать Юрий Ехануров или Анатолий Кинах. Но это, по мнению директора Украинского отделения Международного института гуманитарных и политических исследований Владимира Малинковича, возможно лишь при идеальном развитии событий - создании сине-оранжевой коалиции. В противном случае новый состав парламента ожидает серьезная «тряска» вплоть до роспуска, поскольку ни у одной политической силы нет возможности сформировать «идеологически чистое» большинство. Это - традиционная для политиков проблема, заверил корреспондента «ЭИ» директор Института стратегических исследований Вадим Карасев. «В чистом виде оппозиция и власть существуют только в странах англосаксонской демократии, - сказал эксперт, - в Германии же, к примеру, правительство сформировано из оппонировавших друг другу на выборах партий, а в США президент и сенат зачастую находятся на разных идеологических полюсах. Если подобная ситуация (дай Бог!) сложится в Украине, то четко идентифицировать провластные и оппозиционные партии будет еще сложнее, чем сейчас. И все потому, что в отечественной юридической практике нет определения оппозиции. Еще хуже будет, если власть и оппозиция разойдутся по «цветовым полюсам». Тогда не имеющим правового статуса оппозиционерам придется несладко. По словам юрисконсульта Олеси Отрадновой, законодательно, на уровне международных актов, Конституции Украины и Закона «О политических партиях», закреплены лишь эфемерные гарантии свободы оппозиционной деятельности, которая ограничивается правом публично критиковать действия власти. Разговоры о необходимости принятия закона об оппозиции активно ведутся лет пять. Последние полтора года, в контексте конституционной реформы, они особенно активизировались. Так, одним из условий уже аннулированного меморандума Ющенко - Еханурова - Януковича было ускорение принятия закона об оппозиции. Три его варианта сейчас находятся на рассмотрении в ВР, но у парламентариев руки до них не доходят. Не исключено, что их просто «тормозят». Так, спикер Владимир Литвин, «рисуя» «дорожную карту» урегулирования правительственно-парламентского конфликта, как необходимое условие достижения мира назвал принятие регламента, закона о президенте и КМ. При этом он «забыл» о законе об оппозиции, который вместе с упомянутыми им документами входит в пакет законов о политреформе.
Экономические известия
«Обсудить на форуме Силы Народа»