• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Пиар - формирование и манипуляция общественным мнением

    Опубликовано: 2006-02-02 09:33:00

    Накануне выборов нас, украинцев, пожалуй, ничем не удивить. Мы привыкли к обилию политической рекламы: с бигбордов на нас взирают лица политиков, по радио громыхают голоса дикторов, а почтовые ящики забиты агитками. Но многие ли из нас задумывались о честности этой рекламы? Сами ли мы делаем свой выбор или же нам красиво «помогают»?..

    Попытаться разобраться в этом вопросе согласился независимый политолог, специалист по связям с общественностью Нурислам Зубаиров.

    - Применяются ли в Украине во время выборов какие-либо манипуляции?

    - Я бы не сказал, что у украинских политтехнологов особо изощренная фантазия. На моей памяти самая откровенная манипуляция сознанием избирателей была в 1999 году, когда выбирали президента. По телевидению транслировали советские фильмы, старые добрые, которые вызывали у людей только позитивные эмоции. А тут же после них как раз в прайм-тайм шли программы о зверствах коммунизма.

    - Кажется, этот прием называется противопоставлением.

    - Это уже ближе даже к НЛП. На самом деле, тогда говорили, что в Украине разыграли российский сценарий выборов, что, по сути, недалеко от истины. Ведь Ельцин выступил как борец против коммунизма, и также позиционировали Кучму. Собственно, последние президентские выборы также пытались провести по тому же сценарию.

    - Ты говоришь о российском сценарии выборов - Царь-батюшка, злые бояре, которых он разогнал, и умный юродивый. Давай рассмотрим украинские реалии.

    - Россия: царь Путин разогнал бояр, а юродивого, Жириновского, наградили, и он получил кресло вице спикера. Украина: у нас был свой юродивый - Витренко. Сегодня она лишилась поддержки и стала неинтересной. Но у нас все сработало иначе, потому что исторически украинцы могли сами избирать своего гетмана. Где-то так было на майдане.

    - По поводу «помаранча» поговаривали, что не обошлось без НЛП.

    - У оранжевых была основная задача - удержать собравшуюся толпу. Ты же знаешь, что существует два определения массовых сборищ. Есть толпа, а есть публика. Так вот публика собирается с какой-то определенной интеллектуальной целью, а толпа - это животный инстинкт, движение за вожаком. И оранжевым надо было удержать толпу как раз в состоянии публики. Именно с этой целью постоянно проводились концерты, круглосуточно, просто нон-стопом шла дискотека. По большому счету, люди на майдане ждали, когда им дадут команду на штурм. А за счет развлечений их внимание переключили, ну, и уровень агрессии снизился из-за выброса энергии.

    - А если мы вернемся в день сегодняшний? Все-таки парламентские выборы грядут...

    - Я очень часто бываю в России. И там я заметил один интересный момент - ни один выпуск новостей не обходится без Путина. Президент себя активно пиарит. Когда даже он не занимается государственными делами, а, к примеру, отправляется с визитом в Якутию, снимают сюжет о том, как он посещает местный храм. А теперь обрати внимание на Ющенко... В плане политических технологий он во многом проигрывает даже тому же Кучме. Он непубличен.

    - А какие «фишки» применяются у нас?

    - Да взять хотя бы Юлию Тимошенко в рекламе «Котекс».

    - Смешно!

    - Главное, что сама она не возражает. А вообще, честно говоря, украинские политтехнологии - сплошная серость. Нет у нас ярких идей! Все программы партий и блоков, как клоны, похожи одна на другую, только подаются разными словами. Мы топчемся на месте уже лет десять.

    - Получается, украинцев совсем нечем увлечь?

    - Особенность нашей политики заключается в том, что голосуют за личность - не за блок, не за партию.

    - Мы плавно переходим к роли личности в политике.

    - С учетом нашего менталитета это весьма важный фактор. Например, что может сказать во время своего выступления экспромтом один из наших известных оппозиционеров? Особо ничего. У меня была возможность сравнить на собственном опыте общение с избирателями в украинской глубинке двух политических звезд. Ющенко опоздал на полтора часа, а потом долго вещал со сцены историю своего отца о том, как тот во времена голодомора добирался до Баку, причем с точным указанием всех названий станций и кучей других подробностей. Команда сортирует записки с вопросами и, соответственно, отдает только нужные. Позже в том же зале выступает Тимошенко. Без заготовленной речи она отвечает на вопросы из зала. Вот яркий пример публичного политика. Даже сейчас она лишена админресурса, но, несмотря на это постоянно создает информационные поводы. Это не хвалебная ода в ее честь, это профессиональная оценка. Так что вся наша политика построена на личных встречах. Не рождена еще в Украине та политическая культура, при которой голосуют за идеи. Очень часто на улице можно услышать спор о том, кто лучше: Ющенко или Янукович. Но почему-то никто не спорит на тему, чья программа лучше?!

    - А люди хоть видели эту программу?..

    - В том-то и дело. А зачем им знать программу?

    - Но наш народ - не стадо баранов. Как-то его мнение формируют?

    - Пиар - это уже и есть формирование общественного мнения, где-то в чем-то даже манипуляция. Возьмем, например, компромат. Его можно рассматривать с двух сторон: как реализацию права человека на получение информации, и как, собственно, компрометирующие сведения в чистом виде. А ведь все зависит от того, как его подать. Это может быть подрыв позитивного имиджа, а может быть и клевета. Значит, политика оклеветали. И он уже - страдалец. Мы все хорошо помним диоксиновую историю. Мученик...

    - Прямо какой-то угнетенный народ, по твоим словам... А как же выбор гетмана?

    - А у нас мучеников любят. Такой менталитет. Вспомни, с чего началась война Хмельницкого? С обиды на польского короля. Вот тебе и обиженный гетман. Зачем далеко ходить? Вернемся в недалекое прошлое. Та же Тимошенко побывала в «кутузке». Сегодня она - просто «народный герой». История повторяется теперь уже с Януковичем - снятие с него судимостей и т. д. И на востоке он - тоже «народный герой»! Повторяю, любят у нас обиженных.

    - СМИ ведь тоже играют не последнюю роль в формировании общественного мнения?

    - Конечно. Взять хотя бы радиостанции. Ты обращала внимание на политическую рекламу? «У вас хотят забрать майдан!» Кто? У кого? Дальше противопоставление рекламы блока Ющенко и Януковича. Причем один из блоков на разных станциях идет первым. А ведь принцип очень прост: когда подается реклама двух оппонентов, она нивелируется, и выигрывает третья сила. Следующий пример - блок «НеТАК». С каким лозунгом Ющенко шел на выборы? «Не словом, а делом». Народ со своей колокольни судит о результатах по изменению жизни. Что-то не особенно она улучшилась. На этом сейчас «НеТАК» и играет. У Ющенко был слоган: «Верю, знаю, можем». Слоган «НеТАК»: «Не змогли, не зробили». Ну, разве это не манипуляция? И самый интересный момент - в какую сторону это повернуть. Одни скажут, что это манипуляция, другие назовут правом на получение информации. Очень тонкая грань, на которой можно красиво сыграть. Давайте вспомним черные списки «Поры». Но согласно Конституции Украины, преступником человека может признать только суд. Если политическая сила берет на себя ответственность обозвать того или иного политика бандитом, то это самая настоящая манипуляция. Например, сейчас в некоторых маршрутках можно увидеть плакаты с изображением барышни с косой, которая символизирует только один блок. Это не прямая реклама Тимошенко. Все построено на методе ассоциации.

    - Клон партии?

    - Просто использован хорошо знакомый всем образ.

    - А сработает «коса» в этот раз?

    - Сработает, потому что она - признак стабильности.

    - А как, по-твоему, можно простому избирателю «напарить» нужного кандидата?

    - Да как обычно: от килограмма гречки до проведения в селе того же газа. Как говорят московские политтехнологи: «Пипл хавает, значит, идем». И на этих выборах голоса будут отдавать за тех же самых кандидатов, те же самые блоки и партии. Свежих идей нет, а потому все те же остаются на манеже.

    - Ладно, а с черным пиаром что?

    - Вообще, с 2002 года у нас одни и те же лица. Вся грязь на них уже вылита. Была и порча агитационных материалов конкурентов, выброс компромата. Кстати, американцы активно перенимают наш опыт черного пиара.

    - Привлечение эстрадных звезд - тоже один из элементов пиара, правда, не черного. А ты считаешь этичным их участие в агитции?

    - А что плохого в том, что, например, Гильдия американских киноактеров поддержала Рональда Рейгана? Они же еще и являются гражданами со своими правами. Вопрос только в том, какими принципами они руководствуются: денежными или моральными? Ведь всем известно, что Олегу Скрипке предложили большую сумму денег за поддержку Януковича, а он отдал предпочтение Ющенко.

    - А помнишь сериал «Веселі яйця»?

    - В Украине очень слабо используется такой неформальный подход, то есть, политические комиксы, анимация. «Веселі яйця» можно было увидеть только в Интернете, где слишком концентрируется малая доля избирателей.

    - А российские «Куклы»?

    - Сериал ушел в небытие. Пойми, с точки зрения пиара любой негатив можно использовать во благо.

    - Как насчет НЛП в массовом искусстве? Например, 25-й кадр?

    - Вообще-то, насколько я знаю, спецслужбами еще не было зафиксировано ни одного случая использования какого-нибудь психотропного оружия или что-то в этом роде. Ты еще вспомни перебои с мобильной связью на майдане и скажи, что это использование секретного оружия! Философы назвали бы происходившие тогда события - общим эгрегором. Единство желаний создает определенный психофон, энергетику толпы. Также происходит и на футбольных матчах. И, кстати, майдан по своей форме похож на стадион.

    - Возможен новый майдан?

    - Не в ближайшем будущем, потому что нет опасности. Тогда произошел мощный эмоциональный всплеск, а для накопления нового количества агрессии и недовольства необходимо время.

    - Стало быть, майдан - критическая точка?

    - Мы сами сделали его критической точкой. У каждого человека в жизни есть свой «майдан», и каждый делит свою жизнь до него и после. А майдан - всего лишь искусственно созданный символ...

    Инна Полукард, DailyUA

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.