Вся прошлая неделя прошла под знаком соглашения. Потому что, как стало известно журналистам, в понедельник, 30 января сего года, блок "Наша Украина" (БНУ) и Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) начали сближение. То есть якобы переговоры о создании "оранжевой" коалиции в будущей Верховной Раде. На встречу прибыли от БЮТ Александр Турчинов и Николай Томенко, от БНУ — Роман Зварыч и Роман Безсмертный. Основная тема "оранжевой терки" — когда создавать упомянутую коалицию: до или после выборов. Однако какого-либо конкретного продолжения основная тема не получила. И постепенно окрепло подозрение, что никакой коалиции не будет вообще. Или если будет какая-то бумажка об этом, то так, как говорится на испорченном французском, для блезиру.
В отличие от политиков, которые уверены, что они и так все знают, я по примеру многих умных людей в случае возникающих непоняток лезу в словарь и выясняю точное значение слов. После этой нехитрой операции выяснилось, что соглашение — это некий правовой акт, регулирующий социально-трудовые или любые другие отношения. И, разумеется, предусматривающий некую ответственность сторон за нарушение условий соглашения. И как только я "нарыл" упоминание об ответственности, сразу понял — соглашения не будет. Ибо ответственность — это то, чего политики боятся как черт ладана…
Словарь синонимов убедил меня в моих умозаключениях еще больше. Синонимами слова "соглашение" являются согласие, единогласие, единомыслие, одномыслие, солидарность, единодушие, единство, мир, уговор, modus vivendi (образ жизни), соразмерность, равномерность, соответствие, созвучие, гармония, лад, симметрия, симфония, унисон, ансамбль и даже концерт, дозволение, изволение, одобрение, разрешение, утверждение. Вот так вот! И что ни говори, а Владимир Даль с Фридрихом-Арнольдом Брокгаузом и Ильей Эфроном — красавцы: умели растолковать. Посудите сами: является ли что-то из перечисленного характеристикой отношений между БНУ и БЮТ? Вряд ли. А значит, речь идет о политической игре, призванной либо привлечь внимание к себе, либо ввести в заблуждение избирателей, без чего выборы тоже не выиграть. Слишком уж различны у субъектов соглашения подходы к оценке действительности и путям ее преобразования. А вот согласия — мало.
Начнем с главного — разные изначальные подходы к формированию коалиции. Известно же, что "Наша Украина" предложила участникам выборов из числа провластных сил заключить коалиционное соглашение, которое предусматривает уже сейчас раздел должностей в правительстве, руководстве парламента и органах власти на местах. А пресс-секретарь БЮТ Виталий Чепинога по этому поводу сказал: "Наша позиция: коалиция, которая предусматривает раздел должностей, должна появиться после выборов, а сейчас должна быть подписана декларация единения "оранжевой" команды". Учитывая степень централизации принятия решений в БЮТ, вряд ли Чепинога говорил от своего имени.
Во-вторых, чисто прагматичная психология — против соглашения и примирения. Когда идет борьба, победа в которой очень уж соблазнительна по многим параметрам, то примирение между борющимися противоестественно по сути своей. А приз в выборах-2006 большой — вся полнота исполнительной власти, которая, согласно вступившей в силу конституционной реформе, сосредоточится в руках премьер-министра. Вот потому все участники парламентского забега и хотят видеть премьером своего человека.
Как уже известно, БНУ одним из главных условий подписания соглашения видит сохранение на посту премьера Юрия Еханурова. И сейчас, и после выборов. Но свои претензии на пост "украинского канцлера" уже высказали и БЮТ (точнее, ее лидер Юлия Тимошенко), и Социалистическая партия Украины (СПУ), которая хочет видеть премьером своего лидера Александра Мороза.
В-третьих, сейчас очень модна "тема миротворца" в среде украинской политической элиты. Вот потому так и много инициаторов так называемого соглашения и даже множества соглашений о всевозможных предвыборных коалициях. Говорили об этом и оппозиционеры. Твердят об этом и провластные, или так называемые провластные, силы. Вспомните, что первоначально инициатором примирения "оранжевых" кто только не выступал. И блок "ПРП—Пора", и БЮТ, и вот, наконец, разродился БНУ, который и разослал текст соглашения о воссоздании "оранжевой" команды двум упомянутым выше фигурантам, а также Украинскому народному блоку Юрия Костенко—Ивана Плюща (УНБКП) и СПУ Мороза. Однако все адресаты — против: не хотят упускать статус "первородца" идеи. А есть же еще нынешний спикер парламента Владимир Литвин, который предлагает некую "дорожную карту" для примирения вообще всех политических сил и ветвей власти. И лидер Партии регионов (ПР) Виктор Янукович говорит о некоем соглашении о честных выборах, которое могло бы, по его мнению, примирить оппонентов как в борьбе за места в ВР, так и в преодолении хватившего страну кризиса и в определении будущих приоритетов развития страны. И кто уступит добровольно такую "пальму первенства"? Вопрос риторический…
В-четвертых, соглашение о разделе портфелей до выборов, когда еще неизвестны результаты голосования и количество мандатов, добытых каждой из сил, очень напоминает дележ шкуры медведя, который еще бродит в чаще электоральных симпатий населения. Лидер СПУ Мороз говорит об этом открыто. И его поддерживают и "бютовцы", и "пчеловоды-пористы", и "народники" Костенко—Плюща. Но в этом вопросе идет еще одна локальная борьба. Тимошенко предложила и на украинской почве легализовать общепринятый в мире принцип выдвижения кандидатуры премьера — от силы, которая сама набирает самое большое число голосов. Это только обострило борьбу за личное первенство между потенциальными подписантами соглашения. Настало золотое время для социологов: похоже, кто им больше заплатит за "научные исследования", тот и будет лидировать в гонке. И если проанализировать уже обнародованные социзыскания, то лидерами народной симпатии побывали уже все: и БНУ, и БЮТ, и даже СПУ (в отдельных регионах, правда). Нехорошо как-то получается. И не по-научному, и не по-пацански: сегодня одно говорят, завтра — другое, а денежки-то тю-тю. Но есть еще один неоспоримый факт: ПР Януковича лидирует в большинстве рейтингов. Это и делает именно ее очень привлекательным потенциальным союзником для многих участников кампании: с сильным оно, знаете ли, дружить всегда лучше — и защитит в случае чего, и поделится ему ненужным, и поможет. Вот потому для многих заверения БЮТ и БНУ о "невозможности блокирования с "бело-синими" при любых раскладах" звучат не как обещания народу, а как увещевания самих себя, такой себе аутотренинг для самоуспокоения. И, похоже, самообмана…
В-пятых, неопределенность с народными симпатиями, расколы внутри "оранжевых", непомерные личные претензии вождей и их приспешников, прежний опыт коалиционной деятельности сильно стимулируют взаимное недоверие друг другу в среде возможных подписантов соглашения. Они-то помнят, какое "кидалово" организовывали их союзники по прежней борьбе, когда предоставлялась малейшая возможность для этого. Возьмем хотя бы коалицию "Сила народа", которая привела к победе Президента Виктора Ющенко. СПУ Мороза пока не в претензии к "нашеукраинцам": последние пока выполняют все обязательства и сохраняют социалистов в составе двух своих правительств — Тимошенко и Еханурова. Но вот Тимошенко по этому поводу имеет другое мнение — она считает, что ее "кинули", да еще как! Но и у СПУ может возникнуть (если уже не возникло) подозрение в политической неверности. Речь идет об отмене конституционной реформы по инициативе БНУ и Президента. Эта реформа — главная фишка и смысл политдеятельности СПУ на протяжении многих лет. Поддержка реформы Ющенко была условием его поддержки на президентских выборах со стороны СПУ. И поэтому если БНУ захочет отменить изменения в Конституции, то СПУ будет против. Мороз об этом говорит открыто: мол, будем противостоять этому решению "ющенковцев" всеми законными методами. А кто разберет, что сегодня законно, а что целесообразно…
Сохраняется и такой стремный для соглашения — шестой — фактор, как борьба подписантов за личное влияние на Президента Ющенко. Среди "оранжевых" она велась во время президентских выборов, год после них, продолжается сейчас и будет, скорее всего, продолжена после 26 марта сего года. Это только Тимошенко кажется, что после парламентских выборов у Виктора Андреевича останутся полномочия руководителя Главкиевархитектуры. От Президента много будет зависеть — от выдвижения кандидатуры премьера и двух министров нового кабинета до возможности роспуска ВР, если та очень уж антипрезидентски заартачится. Другое дело — сможет ли это Ющенко сделать, хватит ли у него на это духу. Но возможность такого шага выписана в Конституции, и вот тут-то главе государства и могут пригодиться более решительные друзья, в том числе и "любі".
Очень важным для срыва любого соглашения о примирении остается и седьмой — чисто экономический, но личностный — стопор. Речь идет о том, что в предвыборную гонку вложились финансово многие любители не только депутатского иммунитета, охраняющего от чрезмерного внимания правоохранителей. Есть и такие, кто хочет за свои "зеленые лимоны", "плоченные" за место в проходной части избирательных списков, получить не только "парламентскую крышу", но и должности. А если и не должности, то хотя бы возможности лоббирования своих интересов. И если они сидят в списке хорошо, а их сила побеждает самостоятельно, то и возможность получить "свое" за свои же "бабки" возрастает. А если их сила размывается в каком-то соглашении, то соискателей становится намного больше, а значит, и вероятность удовлетворения своих интересов неизмеримо уменьшается. Логика проста как Божий день: что лучше — съесть коржик одному или поделиться им с "друзьями", в том числе и с "любими друзями". Вот эти "электоральные инвесторы" и маракуют сейчас, нужно ли им какое-то соглашение о реальной конкуренции. А конкуренция будет обязательно: чем больше участников, тем она жестче — закон рынка…
…Вот потому и имеют резон те, кто подозревает, что речи о соглашении ведутся для блезиру. А блезир этот происходит от французского "plaisir" — забава, и значит, все происходит для виду. Кстати, печники зовут блезиром одно зеркало голландской печи, один бок ее, сложенный заподлицо (вгладь) со стеной, тогда как сама печь и топка ее в другой комнате. В Украине, похоже, не только главная "печка" находится в другой комнате. И кто кидает дрова в ее топку, доподлинно неизвестно…
Владимир Скачко, Версии
e-news.com.ua