Анализ партийных списков кандидатов в депутаты Одесского горсовета позволяет говорить о том, что процесс смены городских бизнес-элит набирает ход. Для многих их них смена власти в стране обернулась реанимацией фразы «Кто выживет, тот и выживет», расхожей в середине 90-х годов прошлого столетия в кругах больших и малых чиновников.
Большая часть представителей бизнес-элит, имевших связи с утратившими в 2004 году власть всеукраинскими и региональными элитами, в основном нашли «приют» в Партии Регионов, Народном блоке Владимира Литвина, блоке «Не Так», а также в небольших политических структурах типа Украинской морской партии. Но, некоторым из них все же удалось «причалить» к партиям-победительницам помаранчевой революции - Народному Союзу «Наша Украина», блоку Юлии Тимошенко, Партии промышленников и предпринимателей и др.
К примеру, экс-заместитель министра охраны окружающей среды, экс-заместитель городского головы Руслана Боделана, член влиятельной в Одессе семьи Вячеслав Крук открывает список депутатов от «Батькiвщини» в Одесский горсовет. Третьм номером значится фамилия не менее видного бизнесмена и лидера «Берег-групп» Олега Радковского. Среди кандидатов от блока Юлии Тимошенко в Одесский облсовет не менее знаковая личность из не менее весомой семьи Печерских - Юрий Печерский. В блоке Юрия Кармазина среди выдвиженцев на мандаты депутатов Одесского облсовета пятым по списку идет бывший начальник одного из управлений Одесского горисполкома, в свое время крепко связанный бизнесом с руководителем Одесской областной организации Партии Регионов, лидером местной ФПГ «Приморье» Леонидом Климовым.
Перечень фамилий можно прододолжить. Но, так ли уж это необходимо? Главное то, что прозвучало вначале - трансформационные процессы, бушующие вот уже год на всеукраинском уровне, спустились вниз - в регион. Для того, чтобы представить, насколько это сложный и болезненный процесс, необходимо сделать некоторое отступление.
На элитные ряды рассчитайсь!
Каждая избирательная кампания демонстрирует системные изменения в обществе и определяет основные направления его развития. Так, в 2002 году выборы в Одесской горсовет отразили изменения в социальном составе городского сообщества, профессиональной занятости населения и пересмотр им прежних идеологических ориентиров. Но, главное, пожалуй, состояло в ином. В новом городском парламенте, как в зеркале, отразился процесс трансформации местных элит. Стало очевидным, что на одесском политико-экономическом поле действуют и оказывают на него влияние несколько типов элитных групп: внегородские или всеукраинские финансово-промышленные группы (ФПГ), местные финансовые группы (ФГ), имеющие связи с всеукраинскими элитами, бизнес-бюрократические, а также чисто местные или внутренние группы.
Наибольшим влиянием, следовательно, и поддержкой со стороны местной власти обладали структуры, связанные со всеукраинскими финансово-промышленными группами, такими как СДПУ(о), Днепропетровская и Донецкая ФПГ, далеко вышедшие за рамки своих географических названий. Сфера интересов каждой из них была чрезвычайно широка: транспортировка, экспедирование и перевалка грузов, таможенные услуги, топливно-энергетический комплекс, строительство, в том числе ипотечное, рынок недвижимости, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, в том числе ликероводочная и др. Почти вплотную с ними находились местные группы, связанные с всеукраинскими «китами». В качестве примеров можно назвать ФПГ «Приморье», бизнес-семьи Круков и Печерских и множество других.
Вместе с тем, политический вес внегородских ФПГ в городе находился в полной зависимости от существовавшей политической коньюнктуры. Если пять лет назад наибольшим влиянием в Одессе обладала Днепропетровская ФПГ, то к 2002 году она уступила лидерство ФПГ СДПУ(о). Через два года влияние последней стало ослабевать под натиском набиравших силу Донецкой ФПГ, а также финансово-промышленных групп «Приват» и «Укрсиббанк».
Соседство внегородских ФПГ в Одессе не всегда было дружественным. Чего, например, стоила двухлетняя борьба за одесский водоканал со стороны двух экономических игроков, один из которых имел родственные отношения с ФПГ СДПУ(о), а второй имел «дружеские» связи с Днепропетровской ФПГ. Конкуренция между двумя субъектами вылилась в информационную войну, в которой было задействовано множество игроков: от отечественных и международных общественных организаций, депутатов горсовета, городского головы до оппозиционных к местной власти СМИ.
К 2002 году произошло становление местных бизнес-бюрократических и внутренних финансовых групп. Сфера их интересов также отличалась широтой - от переработки мусора, оптовой и розничной торговли продовольственными и промышленными товарами, индустрии развлечений до перевалки и транспортировки грузов, строительства, рынка недвижимости, медицинских, таможенных, юридических и иных услуг. Однако ввиду низкого уровня капитализации и неразвитости структур им было еще далеко до полного соответствия классическим финансовым группам. Куда более им подходило название «группа товарищей, объединивших капиталы с целью получения прибыли». К этой категории можно отнести лидеров строительного бизнеса - «Стикон», группу «Интострой», производственно-торговый холдинг «Прогресс-строй» и многих других.
Местная власть поддерживала развитие внутренних групп: кому-то открывался доступ к финансовым и материальным ресурсам, а кому-то оказывалась поддержка в высоких киевских коридорах. Безусловно, об альтруизме речи не могло быть. Взамен власть получала поддержку и управляемость этими структурами. Отсюда периодически возникающие между ними пересечения интересов никогда не становилось достоянием общественности - проблемы разрешались на Думской площади. Исключения из правил, естественно, были. Три года назад неожиданно для местных наблюдателей произошел распад группы «Витязь», специализирующейся в сфере недвижимости. На то время группа включала ООО «Фирма Витязь», Одесскую универсальную биржу «Витязь», «Торговый дом «Витязь», «Южно-украинскую промышленную компанию», ООО «Держава, ООО «Агентство дорогой недвижимости «Сенатор», кредитный союз «Витязь» и другие родственные структуры.
Официальная версия раскола, а затем краха группы - скандал между двумя соучредителями. Однако некоторые эксперты в то время полагали, что динамично развивающаяся бизнес-группа представляла серьезную угрозу не только лидерам рынка недвижимости - правящая элита могла увидеть в ней будущего конкурента за власть в городе.
К 2004 году процесс формирования внутренних бизнес-групп приобрел настолько интенсивный характер, что в недалеком будущем власть вряд ли смогла бы управлять этим процессом. В то же время с накоплением капитала во внутренних группах накапливалось раздражение. Власть, открывая доступ к ресурсам или лоббируя их интересы в высоких киевских коридорах, в тоже самое время сдерживала их развитие, отдавая приоритет внегородским ФПГ при раздаче «жирных бизнес-кусков». Но, главное, пожалуй, в ином. Власть не имела научно-обоснованной системы управления социально-экономическими процессами, подменяя ее всяческими долгосрочными планами развития, носящими по своей сути пиаровский характер.
От шока к реальности
Решение одесского суда, возвратившего в апреле 2005 года Эдуарда Гурвица в кресло городского головы вызвало состояние шока у многих представителей бизнес-элит. Наиболее наглядно это иллюстрируется поведением депутатов одесского горсовета, 70 человек из которых являются предпринимателями. Практически сразу многие из них покинули прободелановскую фракцию «Одесса», спешно записавшись в не менее спешно учрежденную фракцию Народного союза «Наша Украина». Осиротела не одна «Одесса». Практически распалась фракция «Социал-демократ» (СДПУ(о)). На грани исчезновения оказалась фракция «УМ» (Украинская морская партия экс-главы ЦИК Сергея Кивалова).
Несмотря на корректировку политического вектора, сохранить свое место на орбите новой власти удалось крайне немногим. Освобождающиеся ниши стали занимать группы, которые, мягко говоря, не были обласканы старой властью. Некоторых из них можно увидеть в коридорах одесской мэрии. Например, заместителем одесского городского головы стал Михаил Кучук, близкий к ФПГ «Панком» и ее лидеру - руководителю Одесской областной организации «Народного Союза «Наша Украина», депутату Верховной Рады Алексею Козаченко. В последнее время стало заметным усиление политического веса ФГ «Коммерсант», специализирующейся на недвижимости. Ее лидер Валерий Локайчук третий в списке кандидатов в депутаты Одесского горсовета от блока «За Одессу! За мэра!». Мэр - конечно же, Эдуард Гурвиц.
Среди других кандидатов этого блока - не менее знаковая для смены элит личность руководителя организации «Общественный контроль» Олега Яковенко, на протяжении ряда лет находившегося в оппозиции к Руслану Боделану. В Гражданской партии «Пора» можно увидеть «старых» бизнес-политических игроков Светлану Нисилевич и Виталия Оплачко, которых также нельзя причислить к «любимцам» старой власти. Следует отметить, что на свое почетное место в одесской элите вполне могут претендовать кандидаты - списочники от СПУ - председатель правления АБ «Пiвденний» Вадим Мороховский, генеральный директор Ильичевского судоремонтного завода Михаил Рафаевич, директор ООО «Энергострой Девелопмент» Геннадий Сульдин, директор ООО «Прогресс-Строй» Кирилл Кривицкий, президент инвестиционной группы «Атланта» Михаил Капустянский и другие.
Следует отметить, прогнозировать интенсивность трансформации элит и ее будущую конфигурацию сейчас не представляется возможным. Сначала нужно дождаться результатов выборов депутатов всех уровней. Пока ясно одно - слишком многим предпринимателям придется не один раз повторить одну и ту же фразу: «Не приведи, Господи, жить в эпоху перемен!»
Галина Геращенко, RUpor
e-news.com.ua