• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • После бала

    Опубликовано: 2006-03-28 14:21:00

    Бурное ликование фаворитов избирательной кампании, развернувшееся в партийных штабах Партии регионов и БЮТ после объявления экзит-полов, и, соответственно, глубокое уныние аутсайдеров — слегка приутихло после объявления первых официальных результатов.

    Триумф триумфаторов оказался не столь триумфальным, а поражение, прежде всего, "Нашей Украины" — куда менее оглушительным.

    Всем, кто всерьез интересуется отечественной политикой, было и интересно, и поучительно наблюдать, как в течение ночи с каждым часом менялась тональность заявлений представителей ПР и БЮТ. Особенно у регионалов, лидеры которых сразу пополуночи милостиво сообщали представителям прессы, что, может быть, подумают — стоит ли позволить присоединиться к себе отдельно взятым представителям "помаранчевого" лагеря — при условии, что те встанут на колени и попросят у них прощения за все то нехорошее, что ПР испытала за пятнадцать горьких месяцев своего отлучения от власти. Ну, постепенно тон изменился до: "Мы готовы к компромиссам со всеми". Нечто подобное происходило во Франции, в 1815 году, когда Наполеон бежал с острова Эльба. Парижские газеты (одни и те же!) поначалу писали: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан" и "Людоед идет к Грассу". Последнее сообщение: "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже". Этой ночью метаморфозы происходили куда быстрее. И хотя, конечно, не были столь радикальными, но, все-таки, наверное, не стоило так горячиться правоверным "регионалам". Ну ладно, Виктор Янукович — человек, можно сказать, еще не испорченный окончательно публичной политикой, но ведь вся его команда постоянно позиционирует себя как квинтэссенцию управленческой мудрости, политической зрелости и житейской искушенности. Все-таки следовало им вести себя чуть скромнее. Хотя бы до оглашения официальных результатов.

    Впрочем, лидеры БЮТ тоже не слишком себя сдерживали. Уже в пять минут одиннадцатого Тимошенко разве что не заявила: премьер-министр Украины к приему присяги от вассалов по коалиции готов! Москве тут же сказано: вашему "РосУкрЭнергу" — торба! Лапти! На фиг с пляжа! Стремление Юлии Владимировны выдать желаемое за действительно настолько велико, что еще до полуночи она рождает сенсацию: завтра в 11 утра состоится подписание коалиции! Все согласны! Что будет, если не согласится Ющенко? Это будут его проблемы!

    Можно было бы уверенно сказать, что "регионы" сделали все, чтобы создать потенциальным партнерам самые дискомфортные политические (и психологические) условия, если бы БЮТовцы не обеспечили им на этой ниве вполне достойную конкуренцию. Этот своеобразный пинг-понг продолжался в течение всей послевыборной ночи. С параллельным, как уже отмечалось, снижением тона ультиматумов. Под утро дошло и до переговоров. По крайней мере, до интенсивных разговоров про переговоры. И до сих пор неясно, что, собственно, стороны могут предложить друг другу, кроме более-менее почетной капитуляции? Существует ли в штабах Партии регионов, НСНУ, СПУ и БЮТ план "B"?

    Все еще неясна позиция Президента Виктора Ющенко. А она может стать буквально определяющей, если глава государства решит вмешаться в переговорный процесс, используя все свои конституционные полномочия. Потому что грубой реальностью, существующей вне зависимости от настроений всех претендентов на должности в парламенте и правительстве, является факт, о котором давно уже честно предупреждали политологи и правоведы. А именно: новая Конституция вовсе не устраняет Президента Украины от серьезного влияния на кадровые назначения. И в ходе воскресного голосования избран именно парламент, а вовсе не премьер-министр и правительство.

    Как известно, Конституция дает Президенту право распускать парламент, в случае если в течение 30 дней после открытия первого заседания не будут сформированы его рабочие органы, и не позже, чем через 90 дней — правительство. В практическом плане это означает следующее. Поскольку уровень доверия между парламентскими фракциями предельно низок, должности в Верховной Раде и Кабмине неизбежно будут распределяться в одном "пакете", а это предельно сокращает фактическое время принятия ВСЕХ кадровых решений. При этом у создавшегося коалиционного большинства должна быть уверенность в том, что Президент согласится внести в ВР согласованную кандидатуру премьера. Поскольку именно право вносить (или не вносить) кандидатуру на должность премьер-министра и является гарантированным Конституцией механизмом влияния Президента на формирование правительства. Из этого следует, что кандидат должен быть согласован, в первую очередь, именно с Президентом. Неприемлемого для себя кандидата Виктор Ющенко просто откажется вносить на рассмотрение парламента, что автоматически приведет к неформированию правительства в установленные сроки, и вполне реальной становится законная и конституционная угроза роспуска этого только что избранного парламента, тем более что новый депутатский корпус вряд ли представляется Виктору Ющенко венцом творения.

    На вечер понедельника, когда верстается номер, несмотря на несомненное лидерство Партии регионов, в конечном счете, силы, входившие до раскола в "Помаранчевую коалицию" — БЮТ, НСНУ и СПУ —стали победителями выборов. Означает ли это автоматическое восстановление союза 2004 года? Далеко не факт. Как уже отмечалось, для успешного формирования парламентского большинства, а затем и нового Кабинета министров все должны пойти на весьма существенные компромиссы. Трудные компромиссы, к которым на сегодняшний день готовы далеко не все.

    Но это лишь один аспект. Есть и другой, на самом деле — куда более важный. Поскольку нет никакой уверенности в том, что чисто помаранчевое правительство "вечной революции" сумеет разрешить разворачивающиеся перед страной проблемы. Хотя бы потому, что это будет правительство, поддерживаемое лишь частью граждан. При том, что другая, весьма значительная часть будет заведомо недоброжелательно относиться к правительству и ко всем его инициативам.

    Вероятно, прав министр внутренних дел Юрий Луценко, предположивший, что оптимальным решением стало бы предложение некоторых (и далеко недекоративных) постов в исполнительной власти ряду "региональных" политиков — разумеется, не из числа одиозных фигур.

    Грани плюс

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.