Долгие очереди у избирательных участков, толчея, неразбериха, недоумение и раздражение избирателей, не нашедших себя в списках или запутанных новой системой голосования - такие итоги "всенародных парламентских выборов" были видны каждому уже в первой половине дня 26 марта.
Даже волынский губернатор Бондарь не смог проголосовать из-за того, что при составлении списка избирателей его проигнорировали. Такая же судьба постигла сотни тысяч жителей Донбасса и южной Украины. После этого довольно странно слышать от госсекретаря Олега Рыбачука и поддакивающих ему представителей Комитета избирателей Украины заверения в том, будто существенных нарушений на выборах не было.
Демонстративное невнимание к оскорбленным гражданским правам "забытых" избирателей нельзя назвать другим словом, чем "хамство"!
Как минимум, 150 тысяч "безголосых" только в одной области
В субботу, последний день перед выборами, я брал интервью у председателя Общественной коллегии при голове Луганской областной госадминистрации Игоря Степанова и спрашивал его об одном: как много избирателей не смогут проголосовать и кто в этом виноват?
Сведения о масштабах нарушения избирательных прав на Донбассе уже тогда были угрожающими. Из списков избирателей массово пропадали не только отдельные дома, но и целые улицы, а также небольшие села. Несмотря на то, что члены избирательных комиссий делали все, от них зависящее, для внесения "пропущенных" людей в списки, их возможности были очень ограничены: ведь мало обнаружить ошибку - чтобы исправить ее, надо взять у каждого потерянного избирателя заявление с ксерокопией паспорта! Кроме того, неточные списки пестрели неправильно переведенными паспортными данными (например, фамилия "Горобець" вместо "Воробей", "Гарматкін" вместо "Пушкин" и т.п.), что, опять-таки, исключает возможность проголосовать.
Мой собеседник рассказал, что в Луганской области за составление и перевод списков избирателей отвечает заместитель губернатора Зиновий Гузар, возглавляющий областную комиссию, занимающуюся этим вопросом. Списки были поданы паспортными столами МВД, причем, очевидно, они не составлялись по-новому, согласно учетным данным паспортов граждан Украины на украинском языке, которые есть во всех паспортных столах - поскольку были поданы на русском языке. Ни Зиновий Гузар, ни руководство паспортной системы УМВД в Луганской области не может внятно ответить на вопрос, откуда взялись эти списки избирателей на русском языке с множеством "белых пятен": ходит такая версия, что они взяты с выборов десятилетней давности.
Перевод списков с русского языка на украинский производился с помощью простейшей, не приспособленной специально для этих целей компьютерной программы "Рута", а предложенную со стороны ряда ВУЗов помощь - отправить для этого в помощь студентов-филологов, грамотных ребят - районные госадминистрации отвергли. Таким образом, неточности в устаревших списках были усугублены преступной халатностью при их переводе!
"По моим подсчетам, только из-за ошибок в списках избирателей в Луганской области не смогут проголосовать примерно 150 тысяч человек из тех, кто придет на участки. Статистически, из-за неточного перевода "выпадает" больше всего сторонников Партии регионов, но не думаю, что это результат намеренной фальсификации. Скорее, это результат полного бардака и непрофессионализма, проявленного в процессе подготовки к выборам" - сказал мне в завершение г-н Степанов.
Да неужто!?
Арифметика бесправия
По данным Центризбиркома, в голосовании на парламентских выборах приняли участие около 67% избирателей. Это примерно две трети.
Нас уверяют, что 67% ¬- рекордно высокая явка для Украины. Но подумайте, правда ли то, что примерно каждый третий из ваших знакомых не интересуется парламентскими выборами? Конечно, нет. Если раньше люди неохотно шли голосовать, уверенные, что от их выбора ничего не зависит, сейчас интерес к политике у людей резко повысился, поэтому следовало бы ожидать гораздо большей явки. Однако уже сейчас ясно, что на восточной Украине тех людей, которые смогли принять участие в голосовании, намного меньше тех, которые хотели проголосовать. Массовая "пропажа голосов" в регионах, где оранжевая власть крайне непопулярна, прежде всего выгодна как раз провластным партиям.
Причина низкого числа проголосовавших не только в халтурном составлении списков избирателей, из-за чего на большинстве избирательных участков восточной Украины постоянно возникали маленькие скандалы - когда ставший в очередь "несуществующий" избиратель через час-два добирался до члена комиссии, который был вынужден сообщить ему обескураживающее известие. Чтобы проиллюстрировать еще одну технологию нарушения избирательных прав, больше всего ударившую по старым людям - из которых немногие поддерживают "оранжевых" - поделюсь результатами наблюдений, сделанных на типичном городском избирательном участке.
Избирательный участок №19 в округе №102 (г. Луганск) расположен в помещении средней школы. Уже в полдень от регистрационных столов за двери участка вглубь темного холла простирается двадцатиметровая очередь избирателей - или скорее толпа, состоящая из нескольких переплетающихся очередей. Лишь немногим старикам достались места на двух скамейках, стоящих около стен. В двери постоянно заходят люди, которые при виде длинных очередей оборачиваются и идут прочь. Тем не менее, многие избиратели стоически занимают место в хвосте цепочки. Опрашиваю стоящих в очереди: своих бюллетеней все ждут не меньше часа. Некоторые - по полтора или два часа, в зависимости от номера в избирательном списке.
Многие пришли на избирательный участок, не зная точно своего номера в избирательном списке (ведь сейчас избирателя находят в списке не по адресу, как раньше, а по номеру) и не зная заранее номеров в избирательных бюллетенях, напротив которых хотелось бы поставить крестик или галочку. Это, безусловно, тормозит как личный выбор, так и работу комиссии. Каждого избирателя, не знающего своего номера в списке - это около четверти избирателей - приходится несколько минут искать по адресу и по фамилии в полном перечне, где все записи стоят вразброс. Был бы на участке хоть один компьютер, этот процесс значительно ускорился бы.
В течение часа я записывал время, проводимое людьми в кабинках. "Рекорд"-минимум составил 2 минуты 27 секунд, "рекорд"-максимум 6 минут 32 секунды, в среднем получилось, что человек проводит в кабинке примерно 4 минуты.
Если на участке 6 кабинок для голосования, а избиратели голосуют в среднем по 4 минуты, то за 15 часов (от 7:00 до 22:00) смогут проголосовать 15 х 15 х 6 = 1350 избирателей. А всего на участке зарегистрировано 2150 избирателей. Значит, как минимум, каждый третий избиратель не проголосует, или не будет соблюдено его право на тайну голосования. Подобные расчеты были проделаны экспертами еще до выборов и полностью подтвердились на практике: из 2150 избирателей на участке №19 в 22:00 проголосовало, по данным комиссии, 1232 избирателя. У регистрационных столов еще толпилось около сотни избирателей, когда милиция заблокировала вход на участок.
Отсутствие в избирательных комиссиях необходимых средств для того, чтобы оперативно уточнить списки избирателей, а также ускорить голосование в день выборов, недостаток оргтехники и даже простых кабинок для голосования - это прямое следствие решения "оранжевых" не давать по требованию Центризбиркома дополнительных средств на организацию выборов.
Более того, не подписав принятого Верховной Радой закона о том, что избиратели могут в день выборов восстановить свое имя в списках избирателей через решение суда, Виктор Ющенко окончательно показал, что гражданские права сотен тысяч жителей восточной Украины для него значат меньше, чем политические интересы "оранжевых".
Головотяпство или фальсификация?
Кто-то готов списать "потерянных избирателей" и неразбериху на избирательных участках восточной Украины на случайности, недосмотры, чей-то непрофессионализм. Однако при внимательном взгляде такая иллюзия рассеивается.
Прежде всего, новая система проведения выборов, в частности требование подавать списки избирателей только на государственном языке, задана новым законом про выборы, принятым на той самой внеочередной сессии Верховной Рады, когда "оранжевая коалиция" решила судьбу "третьего тура" выборов Президента - в том самом "компромиссном" пакете с "конституционной реформой". Уже тогда было ясно, что с составлением списков избирателей на украинском языке на юго-востоке Украины возникнут проблемы: за один год без дополнительного финансирования их не подготовишь, а в бюджет на 2005 год необходимые изменения не вносились. Почему?! Очевидно, уже тогда планировалось "потерять" значительное количество "бело-синего" электората с помощью примитивных манипуляций со списками избирателей.
В ответ на обвинения в фальсификации списков "оранжевая" власть на восточной Украине перекладывает вину с больной головы на здоровую: дескать, мы-то здесь ни при чем, списки составлялись "старыми кадрами", которые "работают на Ахметова-Януковича". Однако к процессу составления списков избирателей на нынешних парламентских выборах как раз старые кадры-то и не допустили. Списки десятилетней давности на русском языке были поданы паспортными столами по указке новых милицейских начальников, поставленных на свои посты незадолго до выборов. Например, в Луганской области УМВД в декабре возглавил уроженец западной Украины Владимир Гуславский.
А кто переводил списки на украинский язык таким любительским способом, как простой машинный перевод? Комиссия областной государственной администрации, состоящая, опять же, из ставленников "оранжевой" власти.
Стоит ли удивляться теперь, что "первые по-настоящему демократические выборы в Украине" (по словам Виктора Ющенко) стали для многочисленных сторонников оппозиции на восточной Украине, незаконно лишенных права голоса, еще одним проявлением "оранжевого хамства", к которому за последний год они уже успели привыкнуть. А хор представителей власти, дружно доказывающих "честность выборов", лишний раз свидетельствует о том, что они очень заинтересованы в массовых нарушениях гражданских прав людей и, скорее всего, причастны к этим нарушениям.
Юрий Шеляженко,
КИД
e-news.com.ua