Как перед встречей Нового года принято вспоминать старый, так именно сейчас (пока точатся стрелы и копья для нового состава парламента) хочется найти пару теплых слов для уходящего. Точнее, для тех парламентариев, которых не будет в новом составе Верховной Рады. Некоторые из них попробуют вступить в эту реку еще не один раз, но многим это сделать уже не удастся.
"Грани плюс" делали прикидочный "подход" к этой теме без малого три месяца назад. И хотя сейчас еще нет даже предварительных итогов выборов, об уходящих говорить можно практически без ошибок.
Время, увы, неумолимо, поэтому на парламентской трибуне не появится Игорь Рафаилович Юхновский (1925 г.р.) и Георгий Корнеевич Крючков (1929 г.р.). Список КПУ недосчитался еще двоих своих непременных членов — 70-летних Станислава Ивановича Гуренко и Бориса Ильича Олейника. И если Гуренко, весьма преуспевающий на ниве бизнеса, давно отошел от активной парламентской работы, то этого нельзя сказать о Борисе Олийныке — бессменном руководителе украинской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Олийнык, являясь идейным наследником украинских национал-коммунистов 20-30 годов, давно был белой вороной среди сторонников Петра Симоненко — идейных последователей тех, кто этих национал-коммунистов гноил на Соловках. Думается, что свое исключение из фракции (за голосование вразрез с ее решением за назначение Юлии Тимошенко премьером) Олийнык воспринял с внутренним облегчением. Вряд ли ему, человеку европейского мышления, было комфортно все эти годы в окружении твердокаменных "пролетарских интернационалистов".
Вообще, к "уходящим" надо бы зачислить не столько названных ветеранов фракции коммунистов (вполне, кстати, достойных парламентариев), сколько саму фракцию КПУ. Люди Петра Симоненко, судя по их словам и действиям, наблюдаемым страной 12 лет, сумели соединять в себе мало соединяемые вещи: догматизм и конформизм, антикучминскую риторику и послушные прокучминские голосования, аккуратность которых породила многократные слухи о небескорыстности тех, "кто стал всем". Судя по всему, прощаться с ними пока не приходится, три процента они преодолеют, но сам факт постановки такого вопроса характерен. Сказанное не касается левой идеи — она в Украине будет востребована всегда. Но чем скорее она перестанет ассоциироваться именно с такими борцами за народное счастье, тем будет лучше.
Коль скоро речь зашла об уходящих фракциях, нельзя не вспомнить всесильную еще полтора года назад СДПУ(о). Вместе с этим кораблем "ушло на дно" несколько заметных парламентариев последних созывов, и, в первую очередь, первый Президент страны Леонид Кравчук. Хотя его звездный час остался в далеком 1991 году, "Дед" пользовался уважением не только своих ситуативных сторонников последних лет, но и их оппонентов, да и пресса всегда жаловала Кравчука. По-человечески жаль, что деятель, способный стать для нации одним из моральных авторитетов, предпочел этому, очевидно, значительно более комфортную роль ширмы для неблаговидных дел своих однопартийцев. Хотя и тут Кравчуку следует отдать должное за то, что он не стал в очередной раз "перекрашиваться", хотя, полагаю, предложения были. 72-летний возраст позволяет Кравчуку с чистой совестью отправляться на пенсию. Из ветеранов блока "Не так" хочется вспомнить еще бессменного нардепа последних 16 лет Юлия Иоффе, чей возраст (66 лет) вряд ли позволит ему баллотироваться в 2011 году. Что касается большинства известных членов фракции, то у них еще будет время для работы над ошибками — другое дело, смогут ли они ее сделать. Отдельно хочется порадоваться за сборную страны по футболу: если уж отягощеный депутатскими обязанностями Олег Блохин сумел вывести ее в финал чемпионата мира, то теперь, когда у него гораздо больше свободного времени, — от перспектив аж дух захватывает…
Нельзя не вспомнить еще одного сановного "ушельца" — НДП. Валерий Пустовойтенко, Людмила Супрун, Леонид Деркач, Иван Билас, Юрий Богуцкий — все они, если не озаботились местами в списках в местные советы, пополнят ряды консультантов, членов наблюдательных советов — кого угодно, но вряд ли публичных политиков. Только одного эндэписта — Олега Демина — Президент трудоустроил, да и то в Москве. А еще лет восемь назад мелким и средним бизнесменам, по крайней мере, в Киеве, без партбилета НДП было не прожить…
Возраст Степана Ильковича Хмары (1937 г.р.) тоже близок к критическим 70-ти годам, но его парламентские перспективы находятся под вопросом по другой причине. Пассионарий Верховной Рады и ее совесть баллотируется по списку "Украинского народного блока Костенко-Плюща". Блок на момент написания данной заметки отчаянно борется за жизнь по всей стране в сотнях плохо освещенных комнат, где усталые, голодные и злые мужчины и женщины, плюя на немеющие пальцы, пересчитывают "простыни". Остается неясным, сумеет или нет блок набрать недостающие на данный момент 0,6 процента — около 150 тысяч голосов. Если да — правая идея в стране не умерла. Если нет — можно будет только гадать, что подвело руховских раскольников образца 99 года больше: жадность, неумение договариваться, надежда на то, что брэнд вывезет — хотя бы на западе страны. Для ностальгирующих поклонников остается призрак надежды, что-де партия зато хорошо выступит на местных выборах, накопит силы и авторитет в народе и вот тогда… Тогда тоже ничего не будет. А о том, как пламенные руховцы эволюционируют, дорвавшись до чиновного кресла, можно порасспросить тех, кто близко знает, например, Богдана Бойко или Теофила Бауэра. В крайнем случае, Василя Червония.
Все коллеги вздыхают — вздохнем и мы. Большинству журналистов в новом парламенте будет не хватать Александра Михайловича Волкова. Любой его комментарий, особенно после того, как он выпал из руководящей обоймы, был просто праздником, особенно для сетевых СМИ, не так скованных нормами приличия при цитировании, как печатные издания. Сам Волков еще месяц назад излучал надежды: дескать, этому парламенту он отводит не больше полугода. Однако в последнее время, видимо, экс-директор Верховной Рады понял, что недооценил хватку, с которой депутаты держатся за свои кресла, и больше не повторял этот прогноз.
Наверное, так и будет. Увы — потому что здесь-то и следует упомянуть других отсутствующих в парламенте. Но не тех, кто ушел, а наоборот — не сумевших придти. Тех самых специалистов в области экономики, юриспруденции и международного права. Тех выпускников гарвардов и тому подобных йейлей с сорбоннами. Да что там мифичные "сорбонарии" — даже родных политологов, которым в Верховной Раде самое место, будет в парламенте в лучшем случае двое (опять Тимошенко впереди всех, оценив, очевидно, что приход Николая Томенко в ее команду принес ей больше плюсов, чем минусов). Так будет до тех пор, пока в стране будет сохранен нынешний статус парламентария с его неприкосновенностью и возможностями лоббировать собственный бизнес. И до этого момента смены поколений в отечественном политикуме не стоит и ждать. Просто на смену стареющим кравчукам и януковичам будут приходить более молодые хомутынники и шуфричи. А "смена поколений" — более объемное и философское понятие, чем просто "воспроизводство".
Грани плюс
e-news.com.ua