15 лет назад, 4 сентября 1991 года, чрезвычайная сессия Верховного Совета Автономии приняла Декларацию о государственном суверенитете республики. Вокруг этого акта точились бурные дискуссии как в самом Крыму, так и в Киеве и Москве. Спустя три года Киев отменит решение парламента Автономии.
15 лет назад спикер Верховного Совета Крыма Николай Багров так озвучивал причины принятия решения о независимости:
«Первой причиной является естественное желание людей быть свободными в своем выборе, самостоятельно решать свою судьбу вне зависимости от чьих-то политических целей.
Второе - это стремление людей сохранить нормальные исторические связи, если хотите, кровные узы с другими народами бывшего Союза, и, прежде всего с двумя братскими славянскими народами Украины и России.
Третье. Обеспокоенность реальной опасностью противостояния людей по национальному, языковому принципу, возможности оказаться в роли второстепенных граждан на своей земле.
В Крыму не воспринимается разрушение экономических связей между государствами содружества. Сегодня фактически всем понятно, что вместо попыток восстановить нормальное функционирование экономики происходит отрыв от традиционных партнеров, поиск новых источников сырья, энергоносителей, рынков сбыта. Возводятся все новые, нередко искусственные барьеры на пути нормальных экономических взаимоотношений…
Крымчане не воспринимают также трансформации вполне понятной и принятой нами идеи национального возрождения в чуждую им национальную идею… Должна быть обеспечена реальная свобода наций, реальная их автономия в культуре, традициях. Язык каждого народа, населяющего страну, будет иметь равные возможности для развития. Крымчане в Украине, пожалуй, как никто другой, ощущают усиливающуюся напряженность в ее отношениях с Россией, в том числе и вокруг проблемы Черноморского флота. Полагаю, даже сказанного достаточно, чтобы понять всю сложность реальной ситуации в Крыму».
Тогда оппонентом Багрова выступил первый украинский Президент Леонид Кравчук:
«Исполнительная власть и президент не допустят того, чтобы было посягательство на территориальную целостность Украины…
Ну, давайте если есть такие основания в Крыму, обратимся к ООН, пусть приедут. Если кто-то найдет в Крыму факты, где ущемляются интересы русскоязычного населения. Я в это не верю. Если найдут – то только крымско-татарского. Это могут найти…»
В то же время, нынешний вице-спикер Крыма Сергей Цеков, 15 лет назад, выступая в Верховной Раде, напомнил Кравчуку, что именно он еще перед распадом Советского Союза обещал Крыму независимость:
«Имеет ли Крым право на государственность? На этот вопрос Президент Украины, будучи еще Председателем Верховного Совета Украинской ССР и выступая на сессии Крамского областного Совета 12 ноября 1990 года, ответил следующим образом. Цитирую: «Говорю не первый раз, что Крым с его природными, историческими, лечебными особенностями должен иметь свою государственность. Это его право. Тем более, что государственность имеет здесь исторические корни и уже существовала»…
Народ Крыма есть. Говорю это как коренной крымчанин, и у меня, как и у большинства крымчан, есть только одна родина, эта родина - Крым. Признание существования народа Крыма, как вы прекрасно понимаете, уважаемые депутаты, решило бы многие противоречия между Украиной и Крымом».
Теперешний спикер Верховной Рады Александр Мороз, в те года, как ему присуще до сих пор, пытался найти компромис в отношении Крыма:
«Всех украинцев мы меряем на один аршин, и с этой позиции пытаемся поучать всех граждан Украины… Это воспринимается людьми как навязывание им чужой воли и, закономерно, вызывает протест. Подобное мы наблюдаем не только в Крыму…
Суть нашей позиции – сохранение статус-кво Украины и Крыма при наполнении прав его автономии реальным содержанием».
Против сувернитета Крыма в то время выступила один из нынешних лидеров Партии регионов депутат Верховной Рады Раиса Богатырева:
«Крым является составной частью Украины, он самостоятельно решает все вопросы, относящиеся к его компетенции. Но решать вопросы о самостоятельности он не может…. Предлагаю приостановить действие постановления Верховного Совета Республики Крым об Акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым».
Подобную позицию тогда высказывал и Юрий Костенко, возглавляющий сейчас Украинскую народную партию:
«Решения Верховного Совета Крыма нарушают международные правовые нормы и законодательство Украины, провоцируют межнациональные столкновения. Отрыв Крыма от материковой Украины угрожает полным уничтожением экономического потенциала Крыма… Верховной Раде Украины необходимо остановить действие Акта про государственную самостоятельность Крыма…
Согласно документам ООН, народом признается большая компактная национальная группа, которая выделяется по этническим, религиозным, расовым или языковым принципам и населяет указанную территорию. А что ж собой представляют граждане, которые живут в Крыму и которых называют народом Крыма? На полуострове сегодня 1 млн. 630 тысяч русских, 626 тысяч украинцев, 168 тысяч крымских татар, 50 тысяч белорусов, а также евреем, болгары, армяне, греки и т.д.
Характерно, что за исключением крымских татар у всех других народов, проживающих в Крыму, уже есть свои национальные государства. Так что, если говорить про государственность Крыма, то в первую очередь следует вести речь про право крымских татар осуществить свое самоопределение».
Покойный лидер Народного Руха Вячеслав Чорновол убеждал, что решение о суверенитете принималось крымскими депутатами под давлением из России:
«Экономически самостоятельный Крым совершенно нежизнеспособен. Неужели кто-то всерьез верит, что Крыму помогут щедрые миллиарды соседа, который сам терпит экономическое бедствие и не в состоянии разобраться со своими же многочисленными автономиями?
Ведь сегодня не секрет, что некоторые депутаты Верховного Совета Крыма, а там есть немало здравомыслящих людей, голосовали не по убеждению, а по принуждению. Конечно, помогли и многомиллионные инъекции извне».
Нынешний мэр Севастополя, а тогда депутат Красноперекопского райсовета Крыма Сергей Куницын был против независимости Республики, утверждая, что никакая украинизация полуострову не угрожает:
«Мы сегодня просто обязаны найти такой вариант решения вопроса, который бы дал возможность Крыму реализовать себя, реализовать в пользу однажды сделанного выбора союза Крыма с Украиной…
Каждый третий житель Крыма - украинец. А что мы имеем, как сегодня идет украинизация в Крыму? Ни одного средства массовой информации и газеты на украинском языке нет. Нет ни одной украинской школы. Телевидение вещает на русском языке. И лишь недавно появилась передача на украинском языке по радио. Так кто же нас украинизирует?»
А что сегодня?
«Крыму не удалось отстоять свою независимость только по одной причине: Ельцин не поддержал. Ельцин все время был пьяный, ему некогда было подумать о Крыме, Черноморском флоте и интересах Российской Федерации. Кроме того, и крымское руководство оказалось трусливо и непоследовательно. Независимость и свобода приходит к тому, кто за нее борется, а руководство Крыма бороться не пожелало», - говорит вице-спикер Верховного Совета Крыма Михаил Бахарев.
Глава крымского парламента тех лет Николай Багров, отказывается комментировать события 15-летней давности: «Я все хорошо помню. Но я уже давно уже ушел из политики, принял решение. Поэтому никаких комментариев не даю. Я живу другой жизнью, и возвращаться в старое не хочу».
Тем не менее, Багров развеял слухи о присоединении Крыма к Украине из-за пьянства ельцина:
«А слухи о том, что в 1991 году я ездил к Ельцину и он отказался меня принять, так как был пьян, - это полная чушь.
В ответ всем сторонникам присоединения Крыма к России, нынешнее руководство Верховного Совета Крыма утверждает: поезд ушел, и сегодня провести референдум о самостоятельности республики уже не удастся.
«Сейчас это нереально. Украина получила Конституцию, а в начале девяностых ее не было. Когда проводился референдум в Крыму, у Украины еще не было законодательства о референдуме. А сегодня провести плебисцит в соответствии с украинскими законами невозможно, его просто никто не позволит провести», - констатирует нынешний вице-спикер Верховного Совета Крыма Бахарев.
«Однако 2/3 крымчан хотят, чтобы мы были вместе с Россией. Будь Украина полноправным членом ЕЭП, население было бы трудно поднять на то, чтобы перекраивать границы. Было бы как в Австрии и Германии, где не замечаешь, когда переезжаешь границу – одна денежная единица, один язык, одно таможенное пространство», - подчеркнул Бахарев.
Сегодня, спустя 15 лет, крымские политики вновь заявляют о необходимости расширения полномочий Автономии.
«Это отвратительно, когда бюджет Крыма на 75% выбирается Киевом, когда с Киевом согласовывается назначение премьера, когда мы не можем без оглядки на Киев выбирать своих экономических партнеров», - говорит депутат Верховного Совета Автономии Александр Свистунов, возглавляющий партию «Русский блок».
«Верховный Совет Крыма будет бороться за расширение прав Автономии. Чтобы все доходы оставались в Крыму, а мы отдавали только фиксированный процент на содержание государственного аппарата в Киеве. И также надо отменить поправку в законе, согласно которой Конституция Крыма не должна противоречить законодательству Украины», - считает вице-спикер Бахарев.
Однако, если сегодняшние политики признали, что Крым – это часть Украины, то идею об упразднении автономии и превращении республики в обычную область, они полностью отвергают.
«Этого никогда не произойдет: крымская Республика создана на основании референдума. У тех, кто требует отмены Автономии – вместо головы задница», - убежден Бахарев.
По материалам РИА «Новый Регион»
ELCOMART Политический процесс
e-news.com.ua