• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Рєзнікович: "Якби влада сьогодні вкладувала копійку в культуру, то через десять років їй не потрібно було б вкладувати гривню у міністерство внутрішніх справ"

    Опубликовано: 2005-10-26 17:34:00
     
    "Помаранчевая революция" не принесла для украинского народа обещанных результатов. Страну накрыла волна политических репрессий, не пощадив ни политических деятелей, ни деятелей образования, СМИ, культуры. В обществе произошел духовный раскол.

    Бывшая министр культуры и туризма О.Билозир начала свою деятельность с преследования деятелей культуры. Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки пострадал от этого больше других. И это не смотря на то, что на каждом спектакле здесь аншлаг! Вместо того, чтобы развивать театральное искусство, привлекая к нему молодежь, власть стремится разрушить духовную базу, создаваемую веками. Духовное развитие каждого человека, его становление как личности воспитывается не на фабричных продуктах Голливуда, а, как раз, на национальных традициях и на лучших классических образцах мирового творчества. Все это находит свое отображение в театральном искусстве. Об этой проблеме и о проблеме воспитания к прекрасному, в частности, к театру, подростающего поколения поделился с нами художественный руководитель театра им. Леси Украинки Михаил Юрьевич Резникович.

    Михаил Юрьевич, расскажите, что подтолкнуло Вас на выбор профессии?


    Вы знаете, я все свое детство и юность провел во Львове. Там был после войны замечательный театр юного зрителя, который я очень любил. Им руководил тогда Василий Иванович Харченко - замечательный режиссер. В нем играли прекрасные артисты: Ярослав Гелес, Николай Ямчуков, Ася Павловна Бурштейн. В общем, это были прекраснейшие актеры, я ходил на все их спектакли. И настолько втянулся во все это, что не мог себя уже отделить от театра. Став старше, начал посещать театр им. Заньковецкой. А там вообще были великие актеры: Борис Васильевич Романицкий, отец Сергея Владимировича Данченко - Владимир Андреевич Данченко, там были Любарт, Дасенко, там был блистательный совершенно актер Еременко, народный артист Советского Союза; Александр Гай… И вот в результате у меня возникла непреодолимая тяга к театру, хотя к тому времени я поступил на физический факультет львовского университета и проучился там 3 года. Потом я бросил все, поехал в Ленинград и поступил к Георгию Санычу Товстоногову на режиссерский курс. Вот таким образом я пришел в эту профессию.
     

    Ваше поколение воспитывалось на театральном искусстве. Нынче все изменилось. Современная молодежь предпочитает ходить, в так называемые, "новейшие" кинотеатры американского образца, где можно смотреть кино и жевать попкорн, запивая кока-колой. А придя в театр такой зритель, в основном это относится к подросткам, считает, что во время представления можно вести себя так, как в кинотеатре.


    Это просто элемент общей культуры, интеллигентности наших зрителей и это все замешано на уровне культуры нашей страны вцелом. А если еще более серьезно, замешано на уровне власти. Уделяется мало внимания воспитанию детей, воспитанию их интеллигентности. Вы знаете, почти 20 лет тому назад я был в составе одной делегации в Польше, тогда там была жуткая нищета, нечего было есть. Мы каждый вечер ходили в театр с группой московских, ленинградских театральных деятелей, и, что было очень любопытно, для меня это было просто потрясение - дети, подростки 8-9 класса, смотрели абсолютно постельные сцены настолько целомудренно, настолько чисто, в такой благоговейной тишине. И я подумал: может, это воспитание католической церкви? А может. воспитание вообще? Или воспитание школы, семьи, лицея, потому что когда наши дети приходят на спектакль, они гогочут, кричат, их очень трудно успокоить… Это очень серьезная проблема. Но решать ее нужно в плане государственном. Воспитывать нужно не только в семье. Начинать вопитывать культуру нужно с детского сада, с Ивасика Телесика, с Натальи Забилы… Постепенно приучать. Потом есть еще одна вещь… Я знаю, что в Англии дети в школах, достаточно серьезных, начинают заниматься театром в 7 лет. Они в этом возрасте лет уже ставят Шекспира! Пусть непрофессионально, но педагоги их к этому ведут. А во Франции - Мольера. Поэтому, когда они вырастают, через 10 лет становятся уже нормальными серьезными зрителями.


    Насколько я знаю со школьными театрами в Украине ситуация довольно-таки сложная…


    Это все часть культурной программы общества. Вот и все.


    Культурную политику в стране диктует власть или все-таки она исходит от народа?


    Это дорога с двосторонним движением. С одной стороны - люди, а с другой стороны -власть, но это вопросы очень серьезные, болезненные, их нельзя решить даже за 10 лет. Другой вопрос, что нужно просто начать заниматься ими. Вообще у нас культура финансируется по жуткому остаточному принципу, это губительно для страны. Если бы власть сегодня вкладывала копейку в культуру, то через десять лет ей не нужно было бы вкладывать гривню в министерство внутренних дел. Но, к сожалению, очень часто меняются наши властьимущие и они этого не очень понимают. Они не очень задумываются, мне кажется, о составляющих духовного здоровья общества.


    В одном из своих интервью Вы процитировали Уильяма Черчилля: "Политик думает о предстоящих выборах, а государственный деятель – о судьбе будущих поколений". Каким, на Ваш взгляд, должен быть государственный деятель?


    Я бы сказал так: государственный деятель – это тот же политик, только он мыслит и действует ориентируясь на будущее страны, а не заботясь только о собственнических интересах. Таких у нас, к сожалению, пока нет.


    Как-то Вы сказали, что считаете себя способным человеком. Что, на Ваш взгляд, заключает это понятие?


    Это все те люди, которые достаточно успешно работают в культуре, а другие - в экономике, третьи - в обороне. Но есть способные люди, а есть яркие таланты, которых очень мало. Это разные вещи. А себя я считаю способным человеком. А есть у нас выдающиеся личности, например, Растрапович, и он не просто способный человек, это выдающаяся личность в музыкальной культуре. Есть один наш земляк, который работает сейчас в Москве, выдающийся сценограф, Давид Боровский. Это талантливый художник на грани гениальности. Но это другие вещи. Способный человек как таковой должен все время думать о том, чтобы прошлый опыт сегодня не давил на его плечи.


    При театре существует актерская студия? Кого в нее принимают?


    Выпускников театральных вузов – молодых актеров. И дальше они совершенствуются в профессии: занимаются профессиональными предметами, актерскими тренингами, танцами, речью и играют в спектаклях. Лучшие из них потом попадают в труппу.


    К сожалению настоящее искусство сейчас заменяется голливудскими суррогатами. Внимание акцентируется не на духовность, а на зрелищность, эпатажность. Почему сложилась такая ситуация в украинском обществе? Почему глубины познания человеческой души никого уже не интересуют? Или эти глубины уже познаны?


    Это очень сложный вопрос, и на него коротко ответить очень трудно. Когда-то был в Киеве замечательный русскоязычный поэт Коржавин, он давно эмигрировал и живет сейчас в Америке, у него есть такие строки:
    В жизни, в искусстве, в борьбе, где себя победили,
    Самое страшное – это инерция стиля.

    "Это привычка, а кажется, что ощущенье". У нас возникает инерция стиля. Это ужасно. Мы автоматически постепенно перенимаем западные образцы в культуре. И постепенно превращаемся в страну дублеров, но дублеры никому не интересны. Для того чтобы этого не было, прежде всего об этом нужно думать власти.

    Можно ли надеяться, что в недалеком будущем власть будет думать больше о "грядущих поколениях" и действовать в соответствии с этим?


    Мне сейчас сложно сказать об этом. Вы знаете, это явление вообще более масштабное. Например, в России культура финансируется лучше, чем на Украине. Недавно в "Известиях" я прочел интервью одного из лучших режиссеров России Петра Наумовича Фоменко, где он с большой грустью говорит об этом же: уничтожается великое духовное искусство, все подминается под мыльные оперы в кино, которое беспощадно эксплуатирует артистов… В общем, это проблема достаточно серьезная. Хорошо, чтобы этот вопрос поднимали средства массовой информации. Однако ответ за него должны держать те, у кого есть власть. Дело в том, что одни приходят, другие уходят, третьи просто не успевают, все это так и крутится… Поэтому, если думать о будущем поколении, тогда этот вопрос хотя бы будет стоять на повестке дня.
     
    Прес-служба СДПУ(О)
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.