Рассуждая на тему: какая политическая партия первостоличного региона имеет шансы на будущих парламентских и местных выборах, следует сразу же сделать оговорку: региональная специфика Слобожанщины по отношению к общеукраинской ситуации постепенно стирается. Поэтому данные общенациональных рейтингов популярности в основном отражают и те тенденции, которые существуют в нашем крае. Поправку следует делать только на больший процент, который имеют у нас левоцентристы, идеология которых лучше соответствует политическому менталитету регионального электората.
Исходя из этого, региональный политикум следует разделить на три основные группы: 1) фавориты; 2) второй эшелон; 3) аутсайдеры. Среди фаворитов по нисходящей называем те партии, которые имеют приоритетные шансы на преодоление 3% барьера в Харьковской области: Партия регионов, Народный Союз «Наша Украина», Социалистическая партия Украины, ВО «Батькивщина» (Блок Юлии Тимошенко), Народная партия Украины, Коммунистическая партия Украины, Прогрессивная социалистическая партия Украины.
Эти партии имеют главный определяющий ресурс для успеха на предстоящих выборах – узнаваемых, хорошо раскрученных политических лидеров, за которых и будут голосовать избиратели. В дрейфующих политических системах (Украина, Польша и др.посткоммунистические страны) избиратель имеет один ориентир – личность лидера, все остальное является слишком сложным для того, чтобы закрепиться в массовом сознании, где превалирует недоверие к политикам и недовольство их действиями. Партийный брэнд, как показывают данные подавляющего числа социологических исследований, имеет второстепенное значение для электората по сравнению с конкретным лидером, который его олицетворяет. По сути, в Украине сегодня образовалась квази-партийная система. Ее сущность заключается в том, что у нас не партийный брэнд идентифицирует политического лидера (как в классических партийных системах европейских демократий), а наоборот – сам лидер выступает в роли визитной карточки политической партии.
Исключение составляет Коммунистическая партия, и, наверное, Партия регионов с Социалистической партией. Коммунисты, имея ностальгический шлейф, традиционно набирают очки на воспоминаниях ветеранов (своего электорального ядра) о временах их молодости. Регионалы, имея одного из самых популярных лидеров в стране – В.Януковича, выстраивают свою стратегию на раскрутке не только лидера (он и так достаточно известен), но и на раскрутке двух простых слов: «Партия регионов». Партия Александра Мороза умело использовала дивиденды, полученные от участия в «оранжевой революции», а именно квоту в правительстве для продвижения на политическом рынке не только имен министров из СПУ, но и партийного брэнда. Министры-социалисты (особенно Юрий Луценко, который по должности «вынужден» соответствовать как никто другой народным чаяниям, о том, что «всем кровопийцам будет воздано по их заслугам») за время правления оранжевой команды заслужили совсем неплохую репутацию твердых, решительных политиков и достаточно эффективных управленцев. Поэтому если раньше СПУ была в основном партией только А.Мороза, то сейчас – это партия уже и Ю.Луценко, и С.Николаенко и др.
Все остальные политические силы – «НСНУ им. В.Ющенко», Блок Ю.Тимошенко, Народная партия В.Литвина, прогрессивные социалисты во главе с Н.Витренко эксплуатируют исключительно, как минимум, известность имени своего лидера и как максимум, его харизму.
Большое внимание фактору лидера предвыборной структуры обусловлено тем, что региональный электорат живет не в отдельно существующей территории, а в общенациональном информационном поле, которое перекрывает местную медиапродукцию и по качеству и по количеству. Говоря проще, люди в Харькове в первую очередь смотрят новости по «Интеру», а не по «Симону». Уже не говоря об областных районах, где в основном принимаются частоты «Интера» и УТ-1. Местные телеканалы обречены на роль «подтанцовки» по отношению к центральным каналам, поэтому их хорошо использовать по максимуму во время приезда в Харьков популярного лидера (пресс-конфренции, интервью, прямые линии, репортажи о встречах с избирателями, митингах, других акциях, в том числе креативных и т. д. и т.п.)
Эти партии имеют главный определяющий ресурс для успеха на предстоящих выборах – узнаваемых, хорошо раскрученных политических лидеров, за которых и будут голосовать избиратели. В дрейфующих политических системах (Украина, Польша и др.посткоммунистические страны) избиратель имеет один ориентир – личность лидера, все остальное является слишком сложным для того, чтобы закрепиться в массовом сознании, где превалирует недоверие к политикам и недовольство их действиями. Партийный брэнд, как показывают данные подавляющего числа социологических исследований, имеет второстепенное значение для электората по сравнению с конкретным лидером, который его олицетворяет. По сути, в Украине сегодня образовалась квази-партийная система. Ее сущность заключается в том, что у нас не партийный брэнд идентифицирует политического лидера (как в классических партийных системах европейских демократий), а наоборот – сам лидер выступает в роли визитной карточки политической партии.
Исключение составляет Коммунистическая партия, и, наверное, Партия регионов с Социалистической партией. Коммунисты, имея ностальгический шлейф, традиционно набирают очки на воспоминаниях ветеранов (своего электорального ядра) о временах их молодости. Регионалы, имея одного из самых популярных лидеров в стране – В.Януковича, выстраивают свою стратегию на раскрутке не только лидера (он и так достаточно известен), но и на раскрутке двух простых слов: «Партия регионов». Партия Александра Мороза умело использовала дивиденды, полученные от участия в «оранжевой революции», а именно квоту в правительстве для продвижения на политическом рынке не только имен министров из СПУ, но и партийного брэнда. Министры-социалисты (особенно Юрий Луценко, который по должности «вынужден» соответствовать как никто другой народным чаяниям, о том, что «всем кровопийцам будет воздано по их заслугам») за время правления оранжевой команды заслужили совсем неплохую репутацию твердых, решительных политиков и достаточно эффективных управленцев. Поэтому если раньше СПУ была в основном партией только А.Мороза, то сейчас – это партия уже и Ю.Луценко, и С.Николаенко и др.
Все остальные политические силы – «НСНУ им. В.Ющенко», Блок Ю.Тимошенко, Народная партия В.Литвина, прогрессивные социалисты во главе с Н.Витренко эксплуатируют исключительно, как минимум, известность имени своего лидера и как максимум, его харизму.
Большое внимание фактору лидера предвыборной структуры обусловлено тем, что региональный электорат живет не в отдельно существующей территории, а в общенациональном информационном поле, которое перекрывает местную медиапродукцию и по качеству и по количеству. Говоря проще, люди в Харькове в первую очередь смотрят новости по «Интеру», а не по «Симону». Уже не говоря об областных районах, где в основном принимаются частоты «Интера» и УТ-1. Местные телеканалы обречены на роль «подтанцовки» по отношению к центральным каналам, поэтому их хорошо использовать по максимуму во время приезда в Харьков популярного лидера (пресс-конфренции, интервью, прямые линии, репортажи о встречах с избирателями, митингах, других акциях, в том числе креативных и т. д. и т.п.)
Ресурсы партий в основном определяются двумя факторами : 1) кадры (их количество и самое важное – подготовка) и 2) финасы. Численность партий имеет два измерения – формальное и фактическое. В первом случае речь идет о «мертвых душах», которыми бравируют для пущей важности партийные лидеры, а во втором – о реальных «штыках», которые действительно работают в партии и на партию. Структурированность имеет важное значение, но не главное. Дело в том, что классные, работоспособные кадры за приличный гонорар могут сделать тот же объем работы, что и неклассные в соотношении минимум 1 к 3 (а часто и 1 к 5). То есть, один профи сделает работу более эффективно и в том же объеме, что и 3 полупрофи или 5 непрофессионалов. В отношении финансов есть такая фраза: «Если нет денег, то не лезь в политику, а сиди дома и пей чай, он как правило дешевый». Если финансовый ресурс ограничен, но он соотносим с поставленной задачей, то выход один – тратить на профессионалов, которые сравнительно небольшими силами могут обеспечить необходимый уровень эффективности. Если ресурс вполне достаточный, то зачем перегружать персонал – важно установить правильную тарифную сетку … Если финансы в избытке, то можно попробовать разные эксперименты и ноу хау. Медиаресурс, как правило, спокойно покупается.
По реальным ресурсам, которые есть у партий-фаворитов в Харьковском регионе, выделяются Народный Союз «Наша Украина» и Народная партия Украины. У структуры Президента Ющенко есть на сегодняшний день главное – административный ресурс, который обязательно будет использован. У Народной партии спикера В.Литвина есть весьма важный – олигархический ресурс и большие деньги (братья Ярославские, депутаты Гиршфельд, Святаш, Косинов, а на всеукраинском уровне – сам Пинчук, правда, уже без «Криворожстали»). Неплохо оснащена политическая сила Юлии Тимошенко (ресурсы депутата А.Фельдмана). Партия регионов сегодня ослаблена в силу предпринятых еще совсем недавно репрессий против ее главных спонсоров и актива, но она имеет Януковича, как знамя стабильности и относительной сытости, а этот символический ресурс покруче всех остальных для нашего измученного революциями и другими «…циями» народа. По СПУ ситуация непонятная в силу ухода перспективного молодого лидера В.Гошовского из организации и партии вообще. Коммунисты очень много потеряли и членов и голосов (в два раза за последние 3 года). Барьер они преодолеют, но с трудом, а в следующий раз может быть и эта «невинная шалость» уже будет не по зубам. Их областной лидер А. Александровская со своими секретными методами работы, пожалуй, уже засекретилась до такой степени, что о ней и ее партии уже мало кто помнит и знает в нашем регионе. Прогрессивные социалисты всегда имели в нашем регионе регресс по всем показателям – у них никогда не было ни структуры, ни подходящего областного лидера, ни кадров, ни финансов. Их местный «вождь» И. Клипа всегда производил удручающее впечатление и как орговик, и как оратор, и как просто личность. Вся надежда ПСПУ, как обычно, связана с харизматическим ресурсом их демонизированной «лидерши» (Н.Витренко). Хотя союз с партией экс-генпрокурора Г.Васильева «Держава» может принести прогрессистам определенное финансовое послабление и приток новой крови в виде вливаний бизнесменов, которые захотят купить место в перспективном списке ПСПУ для обеспечения себе депутатского иммунитета как зонтика для ведения своего дела.
Второй эшелон составляют партии, которые представляют собой сравнительно дееспособные структуры, но по разным причинам имеют рейтинг ниже 3 % и самостоятельно вряд ли смогут в оставшееся время что-то реально изменить. Среди таких структур в Харьковском регионе следует назвать: Республиканскую партию Украины, Социал-демократическую партию Украины (объединенную), партию «Новая демократия», партию «Союз», Партию зеленых Украины, партию «Трудовая Украина», Народный Рух Украины, Партия «Реформы и порядок», и др. гарантировано будут блокироваться с более мощными структурами). Республиканцы весьма активно и разнопланово работают с момента своего создания весной текущего года, но хватит ли им времени, чтобы добиться хотя бы поголовного узнавания своего лидера электоратом?
Основная ставка этих структур должна делаться на два основных момента: 1) удачное блокирование с одним из фаворитов с целью покупки места в проходной части блочного списка для своего лидера; 2) проведение максимально эффективных избирательных кампаний с использованием политтехнологий из разряда ноу хау .
Ресурсы, которыми обладают партии второго эшелона в нашем регионе, по совокупности примерно равны. Республиканцы имеют увесистый финансовый ресурс, который им достался в результате трехлетнего пребывания их лидера Ю.Бойко на посту председателя «Нефтегаз Украины» во времена правления Кучмы. Однако внутри областной организации полным ходом идут интриги, связанные с существенным фактическим недофинансированием областной и городской организации при неведении Киева. При этом кадровый потенциал областной организации РПУ оставляет желать лучшего.
Социал-демократы (объединенные) имеют приличный кадровый ресурс и необходимые финансы для проведения результативной кампании в Харьковском регионе. Правда, ресурсы объединенных эсдеков существенно оскудели, хотя они и позволяют им рассчитывать на проведение полноценной избирательной кампании. Они имеют самую сильную среди всех партий молодежную организацию, которая не позволит старшим товарищам слишком засиживаться и "не ловить мышей".
Партия экс-губернатора Е.Кушнарева «Новая демократия» самостоятельно вполне может преодолеть 3%-й барьер в Харьковской области, но по Украине в целом – вряд ли. Поэтому безусловно сильный партийный лидер – генсек Кушнарев – вынужден искать убежище или, по его собственным словам, «заключать помолвку» с другими более раскрученными фигурами типа В.Януковича или Л.Кравчука. Думается, что Янукович является намного более подходящей фигурой для обеспечения гарантированного попадания в парламент в 2006 году, чем первый всенародно избранный Президент Украины. Ресурс «Новой демократии» вполне достаточен, чтобы делать политику в Харькове, но совсем недостаточен, чтобы делать политику в Украине.
Партия «Союз» по своей направленности объективно должна забрать часть голосов у регионалов. На сколько это будет большая часть избирательного пирога покажет время, но скорее всего ее не хватит, чтобы пройти барьер в парламент. Зеленые пытаются играть на экологических проблемах региона, но вызывает сомнение, что эти проблемы находятся среди приоритетов электората. В принципе зеленые могут претендовать на роль третьей силы, которая находится как бы вне традиционной политики, а между оппозицией и властью.
Правда, партия с таким названием -- «Третья сила» уже есть, но говорить о ней как о структуре второго эшелона пока рано, хотя в регионе она и проявляет заметную активность.
Что касается других аутсайдеров, к которым принадлежат все остальные 110 партий Украины, для них объективно вырисовывается олимпийский принцип состязаний: «Главное – не победа, а главное – участие!» Мотивы их электорального плавания могут быть разными: от получения опыта политической борьбы до банального отмывания денег.
Вообще, говоря о Харьковщине, принято подчеркивать, что наш регион является своеобразным «полигоном» для отработки новых политических технологий. Этому способствует весьма репрезентативная структура регионального электората, ведь у нас, по сути, воспроизведена микромодель страны: есть и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция, и бизнесмены, причем каждой категории людей предостаточно. Так что серьезным партиям необходимо будет серьезно поработать, чтобы их «музыка» была услышана такими разными избирателями.
Игорь Полищук, Rakurs