Верховная Рада Украины обнародовала комментарий Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины, доктора юридических наук, профессора Анатолия Селиванова относительно отсутствия конституционно-правовых оснований для досрочного прекращения актом Президента Украины полномочий Верховной Рады Украины, сообщает пресс-служба ВРУ.
По мнению Селиванова, Президент Украины не может реализовать право на роспуск парламента, если конституционным большинством народных депутатов Украины сформирована коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины в отведенные Конституцией Украины сроки и последней употреблено всех зависимых от нее мероприятий по формированию Кабинета Министров Украины, в частности внесены соответствующие представления главе государства, а также, если пленарные заседания Верховной Рады Украины длятся и на них принимаются законы и решаются другие вопросы, которые отнесены к исключительным полномочиям единого органа законодательной власти в Украине.
При любом другом фактическом положении в парламенте прекращения Президентом Украины полномочий дееспособной Верховной Рады Украины будет рассматриваться как злоупотребление предоставленным ему Конституцией Украины правом.
Как сказано в комментарии, существующие фактические обстоятельства деятельности парламента исключают предусмотренные частью второй статьи 90 Основного Закона Украины основания, в соответствии с которыми Президент может привлечь действующий состав Верховной Рады к конституционной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины.
В подтверждение этого Селиванов привел ряд доказательств.
Во-первых, у Президента Украины нет оснований прекратить деятельность парламента по пункту 1 части первой статьи 90 Конституции Украины, которая предусматривает невозможность формирования коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины на протяжении одного месяца со дня открытия первого заседания новоизбранной Верховной Рады Украины или на протяжении одного месяца после прекращения деятельности предыдущей коалиции депутатских фракций в парламенте. 22 июня 2006 года в Верховой Раде Украины была сформирована первая коалиция депутатских фракций при участии избирательных блоков «Наша Украина», «Блока Юлии Тимошенко» и Социалистической партии, которая окончательно прекратила существования 17 июля 2006 года. 18 июля 2006 года на пленарном заседании парламента, как того требует Регламент Верховной Рады Украины, т.е. в пределах отведенных Конституцией Украины сроков, Главой Верховной Рады Украины было повторно объявлено о формировании новой коалиции депутатских фракций в составе депутатов Партии регионов, Социалистической и Коммунистической партий Украины.
Во-вторых, у Президента отсутствуют основания досрочно распустить Верховную Раду и согласно пункту 2 части второй статьи 90 Конституции Украины, которая предусматривает невозможность формирования Верховной Радой Украины персонального состава Правительства на протяжении шестидесяти дней после отставки предыдущего Кабинета Министров Украины.
В этой статье возможность реализации Президентом Украины права на роспуск парламента поставлена в зависимость от существования в предыдущем периоде (за шестьдесят дней до этого) факта досрочного прекращения полномочий Правительства.
Конституцией Украины допускается отставка Кабинета Министров Украины лишь в двух случаях: когда об этом примет решение Верховная Рада Украины (статья 87) (это является формой конституционной ответственности Правительства), а также при подаче соответствующего заявления Премьер-министром Украины (части вторая и третья статьи 115).
Верховная Рада Украины V созыва не приняла резолюции о недоверии Кабинету Министров Украины, которая имеет следствием его отставку, не было представления Премьер-министром Украины заявления Верховной Раде о своей отставке.
Премьер-министр Ехануров Ю.И. 25 мая 2006 года официально заявил на заседании парламента не об отставке Кабинета Министров Украины (досрочное прекращение полномочий), а о сложении Правительством полномочий перед новоизбранной Верховной Радой Украины как того требует часть первая статьи 115 Конституции Украины. Данное основание прекращения полномочий Кабинета Министров Украины не принадлежит к категории досрочных, поскольку по действующим положениям Конституции Украины Правительство формируется на период полномочий единого органа законодательной власти в Украине.
Таким образом, Президент Украины конституционно неправомочен досрочно распустить Верховную Раду Украины согласно пункту 2 части второй статьи 90 Конституции Украины.
В-третьих, Президент Украины не может досрочно прекратить деятельность Верховной Рады Украины и в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 90 Конституции Украины, поскольку пленарные заседания очередной сессии Верховной Рады Украины V созывы проходят согласно Регламенту.
Таким образом, вероятное применение права Президента Украины на досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Украины при существующих правовых условях будет грубым нарушением главой государства определенных Конституцией Украины исключительных оснований и процедур относительно досрочного прекращения полномочий парламента.
ELCOMART Политический процесс
e-news.com.ua