• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Заговор овощеводов

    Опубликовано: 2006-03-27 15:57:00

    Пользуясь несовершенной системой поставок плодоовощной продукции в столицу, продавцы смогли резко увеличить свои доходы

    Значительный рост спроса на плодоовощную продукцию в столице привлек на этот рынок поставщиков со всей страны. Но даже избыток предложения не заставил их снизить цены — по сравнению с региональными потребителями киевляне переплачивают за витамины 30–40%. Впрочем, не исключено, что продавцы «гуляют» в последний раз.

    Киевлян обсчитали на овощах

    Городские власти решили стать более активным участником столичного плодоовощного рынка. КГГА утвердила план закупок овощей и фруктов нового урожая, изъявив готовность выделить на эти цели порядка 7 млн грн. Львиную долю данной суммы — 6 млн грн. — составят кредитные средства банка «Хрещатик», остальное изыщут в городском бюджете. По словам заместителя директора компании Киевского оптового рынка Владимира Лемешко, в отличие от прошлых лет, когда закупки совершались централизованно, в этом сезоне списки необходимых объемов овощей и фруктов будут составлять районные администрации. Они же самостоятельно заключат договоры с банком «Хрещатик». Ожидается, что чиновники получат доступ к деньгам уже в скором времени. «Это позволит выплатить авансы сельхозпроизводителям, что исключит проблемы с поиском поставщиков осенью», — считает Владимир Лемешко. По его словам, как и ранее, город планирует наиболее тесно работать с хозяйствами Киевской, Херсонской, Запорожской областей и Крыма.

    Власти не скрывают, что главной причиной заблаговременного беспокойства о запасах на следующую зиму является попытка предотвратить резкое удорожание плодоовощной продукции, с которым город столкнулся в нынешнем году. По самым скромным оценкам, за сезон цены на зелень подскочили на 40–50%, а некоторые позиции (к примеру, картофель, корнеплоды) подорожали в 2–5 раз. Одной из причин столь существенного повышения стоимости принято считать плохой урожай овощей и фруктов. Однако киевляне заплатили за капризы природы больше, чем жители других городов. Следовательно, поставщики смогли нарастить рентабельность продаж до 100% и более. «Особенностью столичного рынка овощей и фруктов является отсутствие полноценного оптового рынка, что негативно влияет на стабильность обеспечения города плодоовощной продукцией и приводит к резким ценовым колебаниям, заставляя киевлян переплачивать в среднем 30–40% только за счет неэффективности организации торговли», — поясняет заместитель директора, главный специалист по рыночной информации Проекта аграрного маркетинга Андрей Ярмак. С ним согласен и Владимир Лемешко: «Городу нужны два крупных оптовых рынка — на правом и левом берегах. Они позволили бы решить проблему обеспечения столичных жителей овощами и фруктами. Но хотя подобные проекты обсуждаются уже достаточно давно, когда они будут реализованы, неизвестно, так как воплощение их в жизнь требует больших инвестиций (порядка $10–15 млн)». Если крупные муниципальные рынки все же появятся, это поставит под вопрос сверхприбыли продавцов, поскольку будет означать упорядочение поставок.

    Витаминный ажиотаж

    Впрочем, даже при нынешних ценах продавцы не жалуются на недостаток покупателей. Наоборот, они отмечают небывалое повышение спроса на витамины. По оценкам менеджера по продажам компании «Триада-систем» Олега Мыльникова, по сравнению с прошлым годом реализация овощей и фруктов выросла, по меньшей мере, в два раза. Причинами столь динамичного увеличения объемов потребления, по его мнению, стали как возросшая платежеспособность киевлян, так и мода на здоровый образ жизни. Кроме того, в пользу зелени сложилась ситуация в других сегментах продуктового рынка: появление проблемы куриного гриппа и неожиданный скачок цен на мясо.

    В итоге киевский плодоовощной рынок за год прибавил 50–60%, а его доля в объемах национальных продаж плодов достигла 13–15% в натуральном выражении и порядка 4,5–5 млрд грн. — в денежном, — утверждает г-н Ярмак. В список лидеров продаж, по его данным, вошли бананы, яблоки, картофель, капуста, лук, морковь. Кроме того, на 100% выросла реализация салатной группы (пекинская капуста, салаты и пр.). Директор ЧП «Патэрсон» Людмила Комракова отмечает, что в этом году они расширили ассортимент плодоовощной продукции на 60%, дополнив его товаром премиум-класса. «Все чаще покупатель ставит на первое место не цену, а качество и сервис при совершении покупки», — отмечает она.

    Начало весны продемонстрировало повышенный спрос и на тепличные овощи, в первую очередь томаты и огурцы. Поскольку цены на них будут снижаться, в ближайшее время продавцы прогнозируют настоящий ажиотаж в этом сегменте. «На рынке уже появилась продукция отечественных тепличных хозяйств, хотя их доля в продажах пока небольшая. Тем не менее турецкие помидоры практически не завозятся, в рознице остались только более качественные испанские плоды», — рассказывает г-н Мыльников.

    Но сами тепличники недовольны началом сезона. «Из-за сильных морозов мы смогли отгрузить первые партии товара с почти десятидневным опозданием. Кроме того, урожай оставляет желать лучшего», — утверждает исполнительный директор фирмы «Пассат» (реализует продукцию Киевской овощной фабрики) Вадим Озирный. С ним согласен и заместитель председателя правления комбината «Тепличный» Николай Лизогуб. «К примеру, по огурцам мы пока в минусе — в прошлом году производство и продажи были большими. Холодная зима и подорожание энергоносителей заставили нас поднять цены: если в 2005 г. огурцы стоили 6,3 грн./кг, то в этом — 7,5 грн./кг. Ситуацию усугубляет значительный наплыв импорта и активизация региональных тепличных хозяйств, которые стремятся реализовать свою продукцию в Киеве», — поясняет он.

    Впервые за несколько лет в нынешнем сезоне «Тепличный» не будет увеличивать площади под овощами. Инвестиции (порядка 10–15 млн грн.) планируется направить на усовершенствование технологий, в том числе и энергосберегающих, а также выращивание грибов. Не предполагает укрупнять площади и Киевская овощная фабрика. Однако ее дистрибьютор, компания «Пассат», намерена расширить ассортимент импортируемой продукции. Учитывая растущий спрос, отказ тепличников от дальнейшего развития может стоить им рыночной доли. Ведь импортеры активно наращивают поставки овощей и фруктов.

    Инф. Деловая столица







    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.