Польские фермеры, которые долгое время были одними из основных поставщиков замороженной и охлажденной клубники в страны Западной Европы, активно перепахивают клубничные поля после 2 лет потерь подряд. Напомним, что в прошлом году многие фермеры даже не убирали выращенный урожай клубники, т.к. цены на этот товар были значительно ниже себестоимости производства клубники. Цены на свежую клубнику в сезон ее уборки упали до 1,4-1,6 грн/кг, в то время как себестоимость производства 1 кг клубники в Польше оценивается в 2-2,5 грн/кг. Основной причиной снижения цены стало резкое увеличение поставок в страны ЕС дешевой замороженной клубники из Китая и Марокко.
В настоящее время ЕС расследует причины низких цен на китайскую продукцию, и многие польские производители клубники очень надеются, что в результате расследования ЕС примет меры по защите своего рынка от дешевой китайской клубники. Однако многие польские производители полностью разочаровались в клубничном бизнесе и уже основательно решили отказаться от производства клубники, что может привести к значительному сокращению производства клубники в Польше уже в 2006 году.
Не смотря на дотации фермерским хозяйствам, которые имеют не менее 1 га земли и выращивают клубнику в размере 67,11 долларов США на гектар (около 400 грн/га), производство клубники в Польше в этом году продолжало оставаться убыточным. Одной из проблем было использование устаревших технологий производства, что не позволяло снизить себестоимость и повысить качество продукции. По оценкам USDA Foreign Agricultural Service, около 97% производителей клубники Польши используют устаревшие технологии. Наиболее популярными сортами клубники в Польше, по данным того же источника, являются Senga Sengana, Kama, Dukat, Elsanta, Selva, Kent, Korona и Marmolada.
Отметим, что украинские производители также довольно применяют новые технологии производства плодоовощной продукции, в частности клубники. В то же время, применение таких технологий, не смотря на необходимость существенных стартовых инвестиций, зачастую позволяет снижать себестоимость продукции и повышать ее качество, а значит получать более высокую цену.
АПК-Информ
e-news.com.ua