• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Крадущийся тигр, затаившийся Запад

    Опубликовано: 2010-01-22 15:00:53

    Нью-Йорк и Лондон уходят в прошлое. Азиатские фондовые площадки вытесняют традиционные центры привлечения капитала.

    Конечно, мы признаем, что азиатские центры растут быстро, но скорость и объемы стали для нас неожиданностью. Мы намерены провести исследование, чтобы выяснить подробные причины этого бума», – такова была реакция представителя Лондонского Сити на результаты последнего Индекса глобальных финансовых центров (GFCI 6), в котором  три из пяти лидирующих позиций заняли финансовые центры из Азии.

    Сегодня становится все очевиднее, что после одного из самых больших экономических потрясений со времен Великой депрессии центр тяжести в международной экономике смещается в сторону Азии. И хотя Лондону и Нью-Йорку пока удалось сохранить лидерство в списке самых значимых международных финансовых центров, слово «пока» все чаще доминирует в аналитических отчетах крупнейших инвестиционных домов мира.

    Согласно индексу GFCI 6, составленному консалтинговой компанией Z/Yen по заказу Лондонского Сити, на мировой финансовой арене четко вырисовались еще два глобальных финансовых центра, которые существенно превалируют над другими – Гонконг и Сингапур (третье и четвертое места в рейтинге GFCI 6). Таким образом, в мире сформировалась «премьер-лига» экономически и социально взаимосвязанных городов – Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур. И роль последних продолжает расти. Разрыв между вторым и третьим местами в рейтинге сократился с 81 пункта в марте 2009 года до 45-ти в сентябре 2009-го. Да и оставшиеся 45 баллов не представляют большой преграды, если принимать во внимание темпы роста, которыми азиатские центры усиливают свои позиции. К примеру, всего за шесть месяцев Пекин прибавил в индексе 135 пунктов, Шанхай – 117, а Сеул – 114.

    Азиатский рывок
    В чем же причина такого ошеломительного роста азиатских финансовых центров? Наблюдаемое изменение архитектуры глобального рынка финансовых услуг обусловлено в первую очередь тем, что разразившийся в 2008 году кризис стал первым международным кризисом, в котором азиатские рынки были относительно стабильными, а все риски и потери были сконцентрированы на Западе. Огромные потери традиционных финансовых центров Западной Европы и Северной Америки существенно снизили к ним доверие со стороны инвесторов. В результате в мире произошло перераспределение капитала в пользу азиатских стран, о чем свидетельствует динамика глобального рынка IPO.

    Вице-президент компании Ernst & Young Грегори Эриксен, отвечающий за развитие бизнеса на рынках стратегического роста, считает, что в этом году динамика на рынках IPO будет обусловлена преимущественно сделками компаний развивающихся рынков, при этом основная доля привлеченных в глобальном масштабе средств будет приходиться на китайские компании. «На бразильском фондовом рынке также наблюдается активность, в особенности в секторе финансовых услуг. Очевидно, что Китаю и Бразилии принадлежит ведущая роль в восстановлении мировой экономики», – говорит эксперт.

    Согласно исследованию рынка IPO, подготовленному компанией Ernst & Young за 11 месяцев 2009 года, развивающиеся рынки осуществили 70% от количества и объемов всех сделок по привлечению капитала в мире и только оставшиеся 30% — развитые рынки. Шесть из топ-10 IPO мира были осуществлены на развивающихся рынках. Как следствие, объем сделок IPO в Северной Америке снизился в прошлом году почти на 38% – с $26,6 млрд. за 11 месяцев 2008 года до $16,6 млрд. за 11 месяцев 2009-го. На долю европейских IPO пришлось лишь 10% от общего числа сделок, а их объем составил $5 млрд. Между тем еще в 2008 году этот показатель равнялся 22%. Объем и активность по сделкам IPO резко сократились и в странах Ближнего Востока — с $13,1 млрд., привлеченных за 11 месяцев 2008 года, до $2,1 млрд., привлеченных за аналогичный период 2009-го.

    инвестицииПоказательным остается и тот факт, что три самых крупных IPO были осуществлены именно на развивающихся рынках: Banco Santander Brazil SA (крупнейшее размещение за весь прошлый год и за всю корпоративную историю Бразилии) удалось привлечь $8,05 млрд.; компания China State Construction Engineering Corp. в результате листинга в Шанхае в июле привлекла $7,3 млрд.; компания Metallurgical Corp. of China Ltd. в рамках IPO на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах привлекла $5,2 млрд.

    Среди торговых площадок лидерами по объемам привлеченных средств в 2009 году стали Гонконгская фондовая биржа (18,7% от общего объема привлеченных средств, или $17,7 млрд.); Нью-Йоркская фондовая биржа (17,9%, или $16,9 млрд.) и Шанхайская фондовая биржа (17,0%, или $16,1 млрд.). По степени активности сделок верхние позиции занимают Шэньчжэньская фондовая биржа (73 размещения), Гонконгская фондовая биржа (47) и Корейская фондовая биржа KOSDAQ (46).

    Устойчивость традиций
    По мнению экспертов, несмотря на рост популярности азиатских площадок, Нью-Йорк в ближайшие 10 лет все же сохранит за собой роль самого значимого финансового центра. В то время как Лондон столкнется с серьезным давлением со стороны Шанхая и вероятнее всего будет свергнут со второго места в рейтинге значимости на международной финансовой арене. Шанхай является важным центром финансовой и корпоративной деятельности материкового Китая благодаря центральному географическому расположению и концентрации вокруг него большого количества промышленных объектов. В рейтинге финансовых центров GFCI 6 Шанхай за шесть месяцев поднялся с 35-й позиции на 10-ю. На протяжении нескольких последних лет респонденты стабильно предсказывают усиление роли Шанхая в мире.

    Впрочем, управляющий директор по работе с международными клиентами Dragon Capital Питер Бобринский сомневается, что это произойдет в скором будущем. «Тенденция роста влиятельности азиатских финансовых центров продолжится. Однако в ближайшее время Лондон и Нью-Йорк сохранят свои лидирующие позиции. Эти два финансовых центра имеют глубокие традиции публичных рынков капитала, которые сформировались в течение нескольких веков и стали частью культуры этих стран. Стремительный и успешный рост азиатских финансовых центров, напротив, можно объяснить скорее впечатляющим ростом экономики Китая в последнее десятилетие», – говорит Питер Бобринский. Чтобы противостоять набирающим вес азиатским площадкам, Лондону придется пересмотреть свое отношение к «креативному deal-making», практикуемому на протяжении последних 15 лет крупнейшими инвестиционными банками в Лондоне и Нью-Йорке, который стал причиной кризиса и который не одобряется азиатскими рынками.

    Перераспределение сил
    В данный момент на азиатском рынке происходит перераспределение сфер влияния. И вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время в Азии выделится единый транснациональный финансовый центр. «Уже сейчас на Востоке существует высокая конкуренция между Сингапуром, Шанхаем и Гонконгом. Эта конкуренция будет усиливаться до тех пор, пока Китай не достигнет более зрелого уровня развития. После этого на азиатских рынках, вероятно, произойдет консолидация, аналогичная Euronext (альянс, в который вошли биржи Амстердама, Парижа и Брюсселя), что станет следующим шагом глобальной интеграции», – считает Питер Бобринский. Вероятнее всего в регионе сформируется ряд сильных финансовых центров, причем каждому из них будет присуща определенная специализация, которую можно проследить уже сегодня.

    Сингапур задекларировал себя в качестве ведущего центра в сфере wealth management и private banking и в настоящее время уступает только Швейцарии по предоставлению этих услуг. Этому способствовали либеральная регуляторная база и конкурентный налоговый режим, а также защита банковской тайны на фоне усилившегося интереса западных государств к банковским счетам своих граждан. Однако Сингапуру для дальнейшего усиления роли на международном финансовом пространстве мешает отсутствие сильной внутренней базы, необходимой для развития финансового сектора. К тому же угрозу для Сингапура представляет растущая роль индийского Мумбаи. На сегодняшний день Сингапур занимает важное место в обслуживании спроса на международные финансовые услуги в Индии, но взятый правительством Индии курс на либерализацию финансовых рынков страны может привести к тому, что Мумбаи отберет «кусок пирога» у Сингапура. Амбиции Сингапура в качестве глобального финансового центра более ограничены, чем у соседей из Гонконга или даже Токио, поэтому он, вероятнее всего, сфокусируется на дальнейшем усилении своих позиций как центра по управлению крупными состояниями и альтернативных инвестиций, отбирая долю Швейцарии в этом сегменте.

    Пальма первенства в финансовом мире региона принадлежит Гонконгу. Почти 100 лет остров жил под контролем Великобритании, благодаря чему тут укоренились английская система права и высокие стандарты обслуживания клиентов. Это дает ему огромные преимущества перед Токио и Сингапуром. Вопрос в том, насколько положение Гонконга устойчиво. Уже прошло больше 10 лет, как остров перешел из-под британской короны под контроль Китая, и теперь его финансовые учреждения, по мнению некоторых экспертов, рано или поздно накроются «колпаком китайских регуляторов и спецслужб». Гонконг будет занимать лидирующую позицию в регионе до тех пор, пока сможет обеспечивать надежное правовое регулирование и экономическую прозрачность, которые пока отсутствуют в финансовых центрах материкового Китая, включая Шанхай. К тому же в связи с ростом либерализации портфельных инвестиций в материковом Китае Гонконг испытывает возрастающую конкуренцию со стороны таких формирующихся международных финансовых центров, как Шанхай, Пекин и Шэньчжэнь.

    Именно на Шанхайской фондовой бирже состоялось второе по величине IPO 2009 года. China State Construction Engineering Corp. удалось привлечь $7,3 млрд. на внутреннем рынке. Сила Шанхая – в росте ликвидности на внутреннем рынке. «Динамичные компании развивающихся рынков продолжают размещаться на своих местных фондовых биржах. Основные площадки Китая, Индии, Бразилии и других развивающихся рынков являются уже достаточно зрелыми для того, чтобы обеспечить финансирование для крупнейших компаний, желающих осуществить листинг», – говорит вице-президент Ernst & Young Грегори Эриксен. Это означает, что большинство потребностей материковых компаний в ближайшее время могут быть удовлетворены растущими возможностями Шанхая по привлечению капитала на внутреннем рынке, а роль Гонконга в этом сегменте будет существенно снижаться.

    Шэньчжэнь – финансовый центр, быстро набирающий вес в архитектуре глобального финансового рынка. По данным индекса GFCI 6, Шэньчжэнь только в прошлом году был впервые введен в список глобальных центров и занял сразу 5-ю строчку в рейтинге. Шэньчжэнь – самая крупная свободная экономическая зона Китая, расположенная на границе с Гонконгом, и рассматривается как естественный партнер материкового Китая и Гонконга.

    К слову, согласно опросу, проведенному международной юридической фирмой Eversheds, большинство бизнесменов заявили, что намереваются открыть свои офисы в этих азиатских финансовых центрах. Так что дальнейшая интеграция бизнеса в Азию будет усиливаться. Можно с уверенностью сказать, что процесс превращения Азии в доминирующую силу в глобальной экономике начался.

    Украинский вопрос
    Для украинских компаний среди азиатских площадок наибольший интерес представляет Гонконг. «Этот финансовый центр обладает сильной рыночной культурой, унаследованной со времен британского правления, и является сосредоточением экономической активности благодаря интеграции с Китаем. Российский «Русал» намеревается в ближайшее время осуществить на Гонконгской бирже IPO на сумму до $2,6 млрд., и мы можем в скором будущем услышать о других трансакциях компаний из нашего региона на этой торговой площадке. Однако на сегодняшний день в Украине наберется всего несколько компаний, готовых для привлечения акционерного капитала на международных рынках с точки зрения размера, корпоративного управления и качества финансовой отчетности. Вероятнее всего, крупные компании начнут осваивать мировые рынки с размещения долговых инструментов, и Гонконг будет обязательно включен в список финансовых центров, куда украинские эмитенты отправятся за деньгами», – считает Питер Бобринский. В то же время Аарон Джонсон, партнер и руководитель консультационных услуг по сделкам Ernst & Young в Украине, считает, что биржи в Лондоне и Варшаве являются по-прежнему самыми популярными вариантами для листинга украинских компаний, так как там находятся заинтересованные в наших компаниях инвесторы, а биржи имеют высокую ликвидность.

    Наталья Терехова

    Инф. investgazeta.net

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.