Собеседник отметила, что предприятия Управления продресурсов Гомельского облисполкома, Могилевского облсельхозпрода и ГУ "Миноблсельхозпродукт" уже увеличили объемы экспортных поставок более чем в полтора раза (в среднем они возросли на 66-69%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года предприятия Брестского и Гродненского облсельхозпродов увеличили экспорт в Россию на одну треть.
По словам Т.Усачевой, основными экспортерами продукции в Российскую Федерацию являются Рогачевский, Глубокский и Лидский молочно-консервные комбинаты, экспорт которых в прошлом году составил $23,1 млн., $17,7 млн. и $13,5 млн. соответственно. Брестский молочный комбинат поставил продукции на $15 млн., Брестский мясокомбинат - на $12,5 млн., Березовский мясоконсервный комбинат и Пинский гормолкомбинат - более чем на $12 млн. каждый.
Оценивая итоги работы предприятий за январь-май, специалист отметила, что условия работы на российском рынке для белорусских производителей изменились. Это связано с тем, что Россия ужесточает требования по соблюдению международных стандартов согласно предписаниям Международного бюро по эпизоотии и Международной конвенции по защите растений.
Однако, по словам специалиста, повышению конкурентноспособности белорусской продукции способствуют внедренные на предприятиях системы управления качеством ИСО 9000 и международной системы на основе принципов НАССР (анализа рисков и критических контрольных точек). Кроме того, Могилевский молочный и Брестский молочный комбинаты договорились с крупнейшей производственно-торговой компанией выпускать продукцию на своих предприятиях для московского и российского рынков под торговыми марками "Вимм-Билль-Данн". Собственные торговые марки белорусских предприятий "Савушкин продукт", "Молочный мир", "Молочная страна" тоже достаточно широко известны московским покупателям. В 2004 г. на российский рынок поставлялась мясная и молочная продукция 19 предприятий под 21 торговой маркой.
Как считает Тамара Усачева, для того, чтобы активно заявить о себе на российском рынке, у белорусских предприятий еще недостаточно развита собственная товаропроводящая сеть. Сейчас она насчитывает 2 торговых дома, открытых в Москве, 6 торговых точек, два представительства, 25 дистрибьюторских структур. В последнее время заключено 3 агентных соглашений и 3 дилерских договора в регионах Российской Федерации, что недостаточно для развития товаропроводящей сети. По мнению специалиста Минсельхозпрода, поставлена задача в торговых операциях в российских регионах максимально исключить участие посредников. В настоящее время с помощью посредников поставляется в российские регионы до 16% объемов продукции. В реализации сливочного масла на долю посредников приходится до 17% объемов экспортируемой продукции, сыров - 15%, сухого обезжиренного молока - 25%, льноволокна - 24%.
Перед предприятиями Минсельхозпрода поставлена задача провести переговоры с руководителями регионов и создать собственную товаропроводящую сеть и маркетинговые службы в различных регионах - начиная от Смоленска и завершая Приморским краем, подчеркнула Т. Усачева.
Информирует Проект Аграрного Маркетинга.
e-news.com.ua