Чешские пивоваренные заводы с нетерпением ждут, когда Болгария и Румыния присоединятся в январе к Европейскому Союзу.
После этого рухнут таможенные барьеры (а в Румынии они составляют 25%), и пивоварам будет дешевле и проще вывозить свой товар.
Королевский пивзавод «Крушовице» по этой причине планирует возобновить свои поставки в Болгарию сразу после 1 января 2007 года. На очереди Румыния. «Наш новый партнер ждет лишь введения соответствующего законодательства», — говорит руководитель отдела экспорта «Крушовице» Камил Кракаш. Он ведет переговоры о поставках крушовицкого пива и в Румынию....
Рынок в Болгарии также зондирует предприятие «Пльзеньски Праздрой», которое в настоящее время уже поставляет пиво в Румынию. «Устранение пошлин обязательно повысит наши экспортные возможности», — подтверждает глава пресс-службы «Праздроя» Владимир Юрина. Таким же образом поступает и пивзавод «Будеевицки Будвар» в городе Ческе-Будеевице, у которого уже есть импортеры в Болгарии и Румынии.
Пьют все больше и больше
Несмотря на то, что в балканских странах люди отдают предпочтение скорее пиву, чешское пиво, по мнению экспертов, имеет все шансы добиться там успеха.
К примеру, ежегодное потребление пива на одного человека в Болгарии постоянно растет. В прошлом году оно перешагнуло рубеж 60 л в год, хотя еще четыре года назад болгары выпивали на девять литров меньше. В Румынии потребление примерно такое же — оно колеблется в пределах 63 л на человека.
Пивзаводы в этих странах находятся в руках транснациональных концернов. В Румынии иностранцы владеют четырьмя из шести крупнейших пивоваренных предприятий. В Болгарии 3/4 продукции приходится на пивоваренные заводы, которыми владеют транснациональные концерны Interbrew, Heineken и Carlsberg.
Над возможностью проникновения на балканский рынок серьезно задумываются и другие чешские пивоваренные предприятия, к примеру, компания Drinks Union, которая производит известное пиво «Златопрамен». Ее интересуют прежде всего туристы, спешащие летом на отдых на Черноморское побережье. «Балканы ни в коем случае нельзя недооценивать. Особенно в положении, когда рынки в Западной Европе и дома в Чехии полностью заполнены», — считает глава пресс-службы компании «Дринкс Юнион» Йозеф Вейлупек. Конкретных договоров в Болгарии и Румынии у его компании еще нет. Не экспортирует пока свое знаменитое пиво в эти страны и семейный пивзавод «Бернард». Но в недалеком будущем положение дел может измениться.
Агрессивный маркетинг как инструмент
«Чешское пиво способно попасть на балканские рынки с помощью лицензионного производства или через мини-пивзаводы», — уверен Михал Голуб, представляющий чешскую торговую компанию
CzechTrade в Бухаресте.
По мнению торгового советника посольства Чехии в Бухаресте Карла Зденевца, чешским пивоварам необходимо сделать ставку на более агрессивный маркетинг. «Рынок ведь еще не заполнен, и успехи румынских пивзаводов, которые начинали практически с нуля, доказывают, что возможности тут огромные», — говорит Зденевец.
В прошлом году Чехия экспортировала более 3 млн. дал пива. В истории страны этот показатель стал рекордным, но уже в нынешнем году рекорд может быть преодолен. Лишь за первое полугодие 2006 года экспорт пива повысился на 17%. Директор отраслевого Союза пивоваров Ян Веселы предполагает, что по сравнению с прошлым годом экспорт в конце этого года повысится на 10% или даже 15%.
Пивные лидеры
Чехи — несомненные чемпионы в потреблении пива. На каждого из 10 млн. чехов, начиная от младенца и заканчивая ветхим старцем, ежегодно приходится 156,5 л пива.
Зденек ЗУНТЫХ
«ДЕЛО»