ИСПАНИЯ, Королевство Испания, государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского п-ова. В 8 в. н.э. бóльшая часть Пиренейского п-ова была захвачена арабами. В ходе Реконкисты, продолжавшейся восемь веков, христианские королевства Северной Испании отвоевали весь полуостров. В 1492 испанская корона овладела последним оплотом мусульман – Гранадой. После открытия Америки Христофором Колумбом благодаря потоку золота из Нового Света Испания превратилась в мощную державу, а испанская культура и язык получили широкое распространение. В 17 в. экономика Испании находилась в упадке. В 19 в. испанские колонии в Америке восстали и добились независимости. В 20 в. Испания была разорена гражданской войной 1936–1939. В стране установился тоталитарный режим, просуществовавший до 1975.
Испания вместе с Балеарскими и Канарскими островами занимает площадь 504 750 кв. км. Два прибрежных города в Северной Африке, Сеута и Мелилья, также входят в состав Испании. Материковая Испания граничит на западе с Португалией, а на севере с Францией и Андоррой. На севере Испания омывается Бискайским заливом, на крайнем северо-западе и юго-западе – Атлантическим океаном, а на востоке и юго-востоке – Средиземным морем.
Испания – промышленно развитая страна, однако по общим экономическим показателям она уступает ведущим европейским странам – членам «большой семерки».
Население. В 2004 в Испании проживало 40,28 млн. человек, а в 1996 – 39,6 млн. В течение 1970-х годов среднегодовой прирост населения составлял ок. 1%, однако впоследствии он снизился из-за уменьшения рождаемости и в 2004 составил 0,16%. В 2004 рождаемость была 10,11 в расчете на 1000 человек, а смертность – 9,55, естественный прирост населения составил 0,7%.Ожидаемая продолжительность жизни у мучжин в Испании составляла 76,03 лет на 2004, а у женщин 82,94.
Государственное устройство. На протяжении большей части 19 и начала 20 в. Испания была конституционной монархией. После отречения короля Альфонса XIII в 1931 была основана Вторая республика, просуществовавшая до начала Гражданской войны в 1936. В ней в 1939 победили войска генерала Франсиско Франко, установившего диктаторский режим, который продержался до его смерти в 1975. В период военной диктатуры были запрещены независимые политические партии и профсоюзы и действовала официальная государственная партия Испанская фаланга, позже переименованная в «Национальное движение». Свободные выборы не проводились, а однопалатный парламент – Кортесы – располагал ограниченными полномочиями.
После 1975 Испания находилась в состоянии перехода от авторитаризма к современной парламентской монархии европейского типа. Одна составляющая этой политической системы – чиновничий аппарат, суды, вооруженные силы, гражданская гвардия и сельская полиция – унаследованы от диктаторского режима. Другая составляющая включает организационные и идеологические пережитки недолговечной Второй республики и отражает демографические изменения, экономическую модернизацию, демократические политические модели Европы. Она представлена парламентской и избирательной системами, политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями и группами.
Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия.
Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные кортесы. Бóльшая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. Избирательным правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет.
Премьер-министр выдвигается главой государства – королем и утверждается большинством депутатов парламента. Обычно премьер-министр является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями.
Конгресс депутатов может выразить недоверие правительству и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.
Политические партии. Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко, – Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская фаланга (позднее – «Национальное движение») прекратила свое существование со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до сих пор участвуют в политической жизни страны.
В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11 партий или коалиций, а выборов 1996 – 15).
Экономика. С 1950-х годов Испания превратилась из аграрной страны в страну индустриальную. По объему промышленной продукции она занимает пятое место в Европе и восьмое – в мире. Во второй половине 1980-х годов экономика Испании была самой динамичной в Европе, среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 4,1% в 1986–1991. Спад мировой экономики в 1990-х годах вызвал резкое снижение прироста ВВП до 1,1% в 1992. Одновременно обострилась проблема безработицы. Доля безработных в 1994 достигла 22% (самый высокий показатель для стран ЕС).
В 1940-х годах изоляционистский курс Франко и бойкот Испании в международной торговле привели к тому, что экономическая политика была сфокусирована на развитии сельского хозяйства. Однако к середине 1950-х годов акценты сместились: Испания была открыта для иностранных инвестиций, экономика либерализована, поощрялось развитие промышленности. В 1960-е годы ежегодные темпы прироста ВВП увеличились до 7,2% против 4,5% в 1955–1960. С целью увеличения национального дохода в 1959 был отменен прямой контроль государства в промышленности, что привело к быстрому росту импорта. Возросший торговый дефицит компенсировался за счет высоких доходов от туризма. Однако, несмотря на этот прогресс, структурные диспропорции, тормозившие экономическое развитие, сохранялись. К ним относились устаревшие методы ведения сельского хозяйства; большое число промышленных предприятий, не конкурентоспособных на мировом рынке; значительная поддержка государством неэффективных отраслей тяжелой индустрии, включая черную металлургию и судостроение, и зависимость от импорта нефти. В 1970-х годах правительство стремилось повысить эффективность и конкурентоспособность экономики, но глобальный кризис, начавшийся в 1973 с четырехкратного роста мировых цен на нефть, больно ударил по Испании.
Последовавший экономический спад совпал с переходом к демократии. Необходимость поддержания политической стабильности превосходила по важности решение экономических проблем, в результате рост заработной платы опережал темпы развития производства, а необходимые реформы по реструктуризации экономики были отложены. Инфляция и безработица к 1980 выросли вдвое. В 1982 с приходом к власти Испанской социалистической рабочей партии при премьер-министре Фелипе Гонсалесе Маркесе был взят курс на реструктуризацию промышленности, инвестиции в инфраструктуру, модернизацию рынков финансов и капитала, приватизацию ряда государственных предприятий и вступление Испании в ЕЭС (1986).
Во второй половине 1980-х годов экономическое положение Испании улучшилось. Программа реструктуризации промышленности была нацелена на отток ресурсов и рабочей силы из неэффективных отраслей промышленности, испытывавших спад (судостроение, черная металлургия, текстильная промышленность), и обеспечение новых, более конкурентоспособных предприятий инвестиционными кредитами и субсидиями. К 1987 намеченный план был выполнен на 3/4: объем продукции в большинстве целевых отраслей промышленности резко вырос, и ок. 30% занятых в наименее конкурентоспособных отраслях промышленности (более 250 тыс. человек) перешли в другие отрасли. Присоединение к ЕЭС также стимулировало рост экономики: в начале 1990-х годов Испания получала почти 1/5 региональных субсидий ЕЭС.
Экономический спад, разразившийся в начале 1990-х годов, был отчасти связан с дефицитом платежного баланса после 1989. Хотя доходы от туризма и снизили этот дефицит в 1992, в этом секторе экономики проявились признаки застоя. Большинство инвестиций продолжали направляться в традиционно привилегированные районы (Барселона, Мадрид) в ущерб депрессивным районам (Астурия). Неэластичный рынок труда продолжал тормозить попытки сокращения высокого уровня безработицы.
/">Источник