Президент Ющенко считает, что вступившая в силу с 1 января 2006 года конституционная реформа нуждается в совершенствовании: он - за полную, а не частичную реформу системы власти. Тем не менее, реформа уже идет. С вопроса о возможных ее последствиях мы и начали беседу с известным немецким политологом, директором Центра Кербера по программам в России и странах СНГ Немецкого общества внешней политики Александром Раром.
- Не грозит ли сегодня Украине синдром Веймарской республики, когда народ, полностью разочарованный демократией, вдруг снова оказывается в ловушке тоталитаризма?
- Нет, такой опасности я не вижу. В том, что касается внутренних взаимоотношений, Украина - стабильное государство. Да, элиты до сих пор ведут междоусобную борьбу, но это элиты, а не население. На Украине нет, как когда-то в Веймарской республике, волнений, грозящих перерасти в гражданскую войну. Нет даже явных признаков раскола на Запад и Восток. Различия, разумеется, есть, но раскола нет. Посмотрите, несмотря на политические баталии в Киеве, народ ведет себя на удивление спокойно.
Если Украина и производит впечатление не слишком стабильного государства, то по одной простой причине: Украина - слишком демократичное государство. Зато в некоторых других странах, куда менее демократичных, население довольно часто покупается на так называемую стабильность. Самое опасное, когда некоторые политические силы пытаются рассорить Украину с Россией, чтобы выступить в роли смеющейся третьей стороны, как это было в газовом кризисе.
- Существует мнение, что в «газовой войне» с Россией в роли такого «третьего смеющегося» выступали не только Виктор Янукович, но и Юлия Тимошенко...
- Нет, мне это видится абсолютно в другом свете. На газовом бизнесе, и в частности на транспортировке газа с Востока на Запад, годами зарабатываются баснословные деньги. Юлия Тимошенко - одна из тех, кто заработал в теневой газовой экономике миллионы и даже миллиарды. Не только Россия пытается с выгодой использовать свою монополию на природные ресурсы. Точно так же и Украина пытается сыграть на собственном выигрышном положении страны - транзитера газа. На бумаге транзитные системы Украины до сих пор принадлежат государству, в реальности же - находятся в руках той или иной фирмы, тесно сотрудничающей с государством. Грубо говоря, они принадлежат нескольким олигархам.
И эти олигархи в Киеве никогда не были заинтересованы в том, чтобы иностранные концерны - будь то российские, немецкие, французские или итальянские - приватизировали бы части этой транспортной линии. В то же время на модернизацию своей транспортной системы у олигархов нет ни средств, ни желания. Думаю, сегодня вопрос уже стоит не о транспортировке газа через украинскую территорию на Запад, а о том, кто будет зарабатывать на этой транспортировке, кому вообще будет принадлежать эта система.
На Украине после «оранжевой» революции налицо стремление к перекройке непрозрачных схем владения газовыми структурами. И здесь у госпожи Тимошенко не столько политические, сколько в первую очередь бизнес-интересы. Поэтому-то она и не смогла найти общего языка с Петром Порошенко, бывшим шефом Совета безопасности. На мой взгляд, Юлия Тимошенко куда усердней остальных политиков пытается предотвратить приватизацию газовых систем Украины кем бы то ни было из-за границы - будь то Запад или Россия.
Отношения Юлии Тимошенко и Кремля никогда не были хуже, чем сейчас - после газового кризиса. Хотя до него госпожа Тимошенко ездила в Москву, где действительно пыталась найти поддержку в борьбе за власть на Украине.
- Вы думаете, Украина уже полностью отпочковалась от России?
- Украина уже никогда не будет частью России. Это исключено. Хотя, конечно, очень многое в этом вопросе зависит и от ЕС, а именно - какие конкретно модели интеграции в Европу будут предложены Киеву.
- Получи Украина хотя бы часть той помощи, что получила от ЕС, скажем, Польша, реформы могли бы пойти другим темпами...
- У Польши тоже не было помощи, сопоставимой с той, что Германия получила после войны по «плану Маршалла». Просто Польша - и население, и политическая элита - продемонстрировала стремление к переменам. Симпатии Запада к Украине нисколько не изменились. Однако Украина тоже должна выполнять домашние задания. Проводить у себя экономические реформы - ее собственная прерогатива. Украина слишком часто полагалась на то, что вот, мол, придут добрый Буш или добрый Шредер, или такая сейчас хорошая Меркель, - придут и помогут нам войти в ЕС или НАТО. В этом - чуть ли не основная ошибка украинской политики. Украинское общество само должно прокладывать себе путь в Европу.
"Диалог.UA"
e-news.com.ua