Представители России и ядерные инспектора ООН возобновили призывы достичь компромисса по иранскому ядерному проекту до того, как этот вопрос будет обсуждаться в Совете Безопасности ООН. Эта позиция вступает в конфликт с целями Европы и США.
Выступая накануне заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии в Вене, глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи сказал, что расценивает возможности достижения компромисса на следующей неделе с "осторожным оптимизмом".
Это заявление противоречит твердому намерению США незамедлительно направить иранское досье в СБ ООН. Представители США и Европы приводят свидетельства инспекторов о том, что иранская программа содержит элементы, которые могут быть отнесены только к сфере производства оружия, а не энергетики.
Совет управляющих МАГАТЭ 4 февраля принял решение передать дело в СБ ООН, где могут быть рассмотрены дальнейшие меры и возможность введения санкций против Ирана – однако с необычной оговоркой, что следующее заседание управляющих МАГАТЭ в Вене должно состояться до рассмотрения иранского досье в СБ.
Таким образом, возможность продолжать движение к компромиссу оставалась открытой. С тех пор Россия провела несколько раундов достаточно сложных переговоров с Ираном, направленных на то, чтобы разрядить обстановку. Представители ЕС также возобновили переговоры, однако заявили, что они ни к чему не привели.
Россия, которая содействовала развитию иранской ядерной программы, была заинтересована в заключении договора, в рамках которого она за определенную плату обогащала бы уран для Ирана на своей территории, а Иран – ввел мораторий на этот процесс внутри страны. В декабре Иран объявил, что намерен выйти из программы добровольной инспекции и возобновить обогащение урана, что и привело к сегодняшнему кризису.
Вчера дипломаты обсуждали возможность того, чтобы Ирану было разрешено продолжать работы по обогащению урана в 20 центрифугах.
Дипломаты, близкие к МАГАТЭ, говорят, что Иран, вероятно, в любом случае будет проводить эти работы, но компромисс позволит инспекторам МАГАТЭ вернуться в Иран. Представители США и Европы сопротивлялись плану России по обогащению урана еще до того, как стало известно о дополнительном компромиссе с разрешением работы 20 центрифуг. Представитель Госдепартамента США и дипломат ЕС сказали вчера, что работа даже 20 центрифуг обеспечит Ирану ценный опыт, необходимый ему для программы по обогащению.
Надежды, что Иран заключит сделку, которая остановит противодействие ООН его ядерной программе, привели вчера к снижению цен на нефть.
Продолжающийся конфликт между основными державами по поводу действий в этой ситуации возродил вопрос о том, к какому решению может прийти Совет Безопасности, среди членов которого много членов Совета управляющих МАГАТЭ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров прошлым вечером должен был встречаться в Вашингтоне на обеде с госсекретарем США Кондолизой Райс. В воскресенье посол США в ООН Джон Болтон предупредил о возможных "болезненных и ощутимых последствиях" для Ирана, если он не откажется от планов по обогащению урана. Однако не далее как в минувшую пятницу Лавров предостерегал от передачи иранского досье в СБ, говоря, что это приведет к "эскалации ситуации".
Частично Россия обеспокоена из-за предыдущего опыта с Ираком. После того как Москва поддержала резолюцию СБ, требующую от Саддама Хусейна сотрудничества с инспекторами по вооружению, США использовали его неподчинение резолюции как оправдание для введение войск в Ирак. Россия заверяет, что такой поворот событий никогда не входил в ее намерения.
В разговоре с группой западных журналистов в Москве перед отбытием в Вашингтон Лавров сказал: "Я знаю, как работает Совет Безопасности – вы начинаете с мягкого напоминания, потом вы требуете, потом угрожаете. Это превратится в саморазвивающееся действие".
В воскресенье главный ядерный переговорщик Ирана Али Лариджани повторил предостережение, что Иран возобновит масштабные обогащения урана, если его ядерное досье будет передано в СБ ООН. Иран не согласился на мораторий на условиях, предложенных Россией, хотя выразил заинтересованность в проекте создания совместного предприятия.
Пресс-секретарь иранского посольства Али Эсмайлили сказал, что ключевые переговоры идут в настоящий момент в Вене, но отметил, что дискуссия проходит непросто. "Позиции обеих сторон весьма жесткие", – сказал Эсмайлили.
Высокопоставленный представитель России, участвующий в переговорах, сказал, что надежда на достижение соглашения с Ираном слаба и, если оно будет достигнуто, то, скорее всего, "в самый последний момент".
До недавнего времени Россия открыто не говорила о предложении разрешить ограниченное обогащение урана на территории Ирана. Однако эту идею все время проталкивал Иран в качестве варианта выхода из тупика, сказал глава московского офиса Института международной безопасности Иван Сафранчук.
"К этой позиции, вероятно, все и склонятся, – говорит Сафранчук. – Очевидно, что Соединенные Штаты будут разочарованы таким поворотом, потому что будут подозревать Иран в расширении работ по обогащению урана. Они имеют тенденцию доводить все до предела, поэтому вероятно, что это только отложит возникновение конфронтации".
Дэвид Крофорд, Алан Каллисон, InoPressa
e-news.com.ua