На переговорах глав МИДов «шестерки» посредников в Вене впервые достигнуто полное согласие по иранскому вопросу. Ирану предложен предельно жесткий ультиматум – отказ от ядерных разработок до июльского саммита в Санкт-Петербурге или запуск процедуры санкций по линии ООН. Тегеран размышляет.
Переговоры глав МИДов стран «шестерки» (Великобритании, Германии, Франции, России, США и Китая) начались в четверг вечером за закрытыми дверями в посольстве Великобритании в Вене. Встреча продолжалась более трех с половиной часов. Как и в предыдущих случаях, все детали переговоров не были преданы гласности.
Об успехе переговоров, впрочем, можно судить по итоговым заявлениям некоторых их участников. Так, министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет сообщила вчера вечером, что достигнуто согласие о пакете предложений Ирану. «Мы верим, что у Ирана теперь появился реальный шанс начать сотрудничество с Западом», – заявила министр.
Наблюдатели уже назвали венскую встречу «самой успешной из всей серии подобных встреч». Ее главный итог – выработка наконец единой и четкой позиции в отношении Ирана. Эта позиция ультимативна по отношении к Тегерану. В совместном заявлении «шестерки» говорится о готовности поощрить Иран рядом льготных мер (каких именно, не уточняется), а также приостановить процесс рассмотрения иранского досье в Совбезе ООН.
Однако для этого Ирану предписано первым приостановить обогащение урана и возобновить допуск на иранские ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ. В противном случае, говорится в итоговом заявлении участников венской встречи, Совбез ООН будет рассматривать вопрос о назначении Ирану экономических и политических санкций.
Сегодня из утечек в американские СМИ стало известно, что посредники дали Ирану на принятие решения довольно ограниченное время. Как анонимно заявил Washington Post американский дипломат, «шестерка» ожидает получить ответ Ирана до начала работы июльского саммита лидеров «восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Тот же источник сообщил, что участники переговоров в Вене договорились между собой не раскрывать детали выработанных в австрийской столице предложений. Глава российского МИДа последнее уже продемонстрировал, отказавшись уточнить детали согласованного в Вене пакета предложений Ирану. «В детали вдаваться сейчас никто не будет. Эти предложения прежде всего необходимо донести до Ирана. Потом мы будем смотреть на реакцию иранских властей», – сказал в четверг вечером Сергей Лавров.
Что представляет собой согласованный в Вене «поощрительный пакет» Ирану, остается только догадываться. «Шестерка» ранее обсуждала возможность безвозмездной передачи Ирану реактора на легкой воде, а также пакет экономических льгот, охватывающих ядерную энергетику, экономическую деятельность и безопасность.
При этом глава госдепа США Кондолиза Райс вчера ясно дала понять, что одним европейским реактором поощрения Ирану не ограничатся. Райс, в частности, заявила по итогам венской встречи, что США «готовы признать за Ираном право на продолжение исследований в области мирного атома». Глава американской дипломатии при этом подчеркнула, что «исследования Ирана должны проводиться исключительно в мирных целях и не выходить за рамки, признанные мировым сообществом».
В Тегеране еще не успели прокомментировать итоги переговоров «шестерки» в Вене. Между тем до вчерашнего дня иранские власти последовательно демонстрировали, что не свернут свои ядерные разработки ни при каких условиях.
В прошлом месяце иранский президент Махмуд Ахмадинеджад публично заявил, что «Запад принимает Иран за глупого ребенка, у которого хотят забрать золото и дать взамен сладкие конфетки». Аналогичное заявление (хотя и в значительно более мягкой форме) сделал накануне венских переговоров иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки. «Мы не откажемся от естественного права нашей страны, и мы не будем это право обсуждать. Но мы готовы на переговоры по тем вопросам, которые беспокоят обе стороны», – сказал иранский министр.
ELCOMART Международная жизнь
e-news.com.ua