После недавнего постановления Верховного Суда США о неконституционности ряда шагов администрации президента Буша в стране развернулись дебаты о контроле за действиями государственных ведомств, и, в частности, – разведки. На встрече в Вашингтоне с лидерами делового мира директор Национальной службы разведки Джон Негропонте подчеркнул, что разведывательное сообщество руководствуется в своей работе принципами защиты гражданских прав и частной жизни американцев.
«Разведка – деликатная деятельность, особенно в такой стране, как наша, с ее политической культурой и традициями», - начал свое выступление Негропонте. Он отметил, что война с мировым террором поставила перед американскими органами безопасности новые задачи, несравнимые по масштабам с прежними.
«До нападений 11 сентября никто не думал, что потребуется вести разведку не только за рубежом, но и в самих Штатах. Понадобились реформы и свежие идеи. И то, и другое мы проводим в жизнь, - продолжал Негропонте, подчеркнул, что «во всех начинаниях мы исходим из соображений сохранения и защиты гражданских свобод и прайвеси американцев».
По его словам, «век обмена и доступа к информации выдвигает условия, побуждающие корректировать и дополнять устоявшиеся правила и представления». Негропонте подверг резкой критике публикацию в прессе подробностей программ мониторинга американской разведкой международных банковских операций:
«Газетные статьи существенно осложнили способность государственных органов США сотрудничать с патриотически настроенными фирмами в деле защиты нашей страны от новых терактов. Все, что мы делали, это негласно следили за денежными потоками, поступавшими в адреса лиц и организаций, покушающихся на нашу демократию и свободу. Позвольте заверить вас, что все контакты делового мира с разведкой останутся конфиденциальными, и те из вас, кто хочет участвовать в защите страны и ее народы, могут продолжать и далее спокойно делать это».
Президент Буш и сотрудники его администрации настаивают на том, что разглашение государственных секретов «Нью-Йорк таймс» и другими газетами нанесло крупный урон работе разведки. Со своей стороны, редакторы «Нью-Йорк таймс» и некоторых других изданий отстаивают правильность решения о публикации указанных сообщений, поскольку они представляют общественный интерес. «Никаких подробностей, могущих поставить под угрозу жизнь людей, мы не печатали, - заявил ответственный редактор «Нью-Йорк таймс» Билл Келлер. – Все остальное мы вынесли на суд общества».
На встрече Джона Негропонте спросили, какими данными располагает американская разведка о ядерной программе Северной Кореи в свете испытаний ракет, проведенных 5 июля.
«Мы знаем, что Северная Корея обладает достаточным количеством расщепляющихся материалов для изготовления ядерного оружия. Мы не знаем достоверно, удалось ли им изготовить это оружие и в каком количестве. По оценкам разведывательного сообщества, у них есть некоторое число единиц ядерных вооружений. Кроме того, они продемонстрировали достаточно продвинутый уровень ракетной технологии. Вот почему мы считаем ситуацию с Северной Кореей особенно серьезной» - ответил директор Национальной разведслужбы.
Ответы на вопросы действительно достойные. Главный американский разведчик отвечал четко и конкретно. Однако если постараться найти где-нибудь экземпляр «Правды» за год эдак 1973, в словосочетаниях и в линии мысли генерала можно найти общие черты. Точно такие же словесные «удары» по внешнему врагу и такая же решительность, которая порой переступает грань разумного.
Америка перестала быть образцом демократии. Это факт, который очень трудно оспаривать. Остались от пресловутой демократии лишь формальные институции, которые исполняют роль красивых декораций в функционировании тоталитарной государственной машины.
По материалам «Голоса Америки»
ELCOMART Международная жизнь
e-news.com.ua