Заметки на партийно-избирательных полях
Владимир Литвин увлекся блочным строительством по собственному архитектурному проекту. Сейчас тема "строим-рушим-строим" особенно актуальна: дом на Грушевского, партия на Банковой… И хотя спикер и его партия давно уже сделали заявку на роль фаворитов будущих парламентских выборов, но переход от образа стороннего наблюдателя к амплуа активного игрока на политическом поле произошел только сейчас. В самый удобный момент: когда власть дискредитировала себя коррупционными скандалами, когда Президент подписывает договор с "врагами "оранжевой" революции", когда Тимошенко зовет всех на новый Майдан. "И тут выхожу я — весь в белом…" . О том, что Владимир Михайлович сделал свой выбор, свидетельствуют события последней недели, которая, без преувеличения, прошла под знаком Литвина.
Признак первый: Владимир Михайлович открыто заявил о том, что его партия намерена самостоятельно участвовать в выборах в ВР. Иными словами, вариант "параллельных колонн" взял верх над предложением Президента создать единый блок власти. Формула "властной тройки" окончательно распалась, несмотря на то что Виктор Ющенко был последовательным сторонником такого варианта — причем преодолевая сопротивление внутри его "родной" НСНУ. Даже после отставки Юлии Владимировны он не оставлял попыток склонить ее к участию в этом грандиозном предвыборном проекте — они несколько раз встречались "по теме", но разговора не получилось. В результате, поняв, что БЮТ окажется по другую сторону баррикад, главным союзником НСНУ попытались сделать "народников". Но предложить им ничего такого, что бы устроило Владимира Литвина и "первый круг" его партийцев, не смогли. Яблоком раздора, конечно же, стало формирование партийных списков — обычная история. Этого можно было ожидать, помня, по каким принципам формировался список "Нашей Украины" в 2002 году. К сожалению, никаких выводов четыре года спустя сделано не было: Виктор Андреевич упорно коллекционирует свои же ошибки. Или просто не видит иного способа "расплатиться" с соратниками и друзьями за поддержку, которая по большей части является мифической. Не случайно же говорят, что в его персональной квоте зарезервировано место для пресс-секретаря Ирины Геращенко, Михаила Дорошенко, Петра Порошенко. И поэтому Виктор Андреевич не хотел поступиться размером своего личного списка. По словам Литвина, на переговорах по формированию предвыборной коалиции предлагались разные варианты, самым популярным был документ, в котором оговаривалось, что 25% мест в списке такой коалиции будет формировать Президент, 25% — партия "Народный союз "Наша Украина", 25% отдадут Блоку Юлии Тимошенко и 25% — Народной партии. Спикер отказался подписывать столь непривлекательный для него контракт, отметив, что "если речь идет о равноправии, почему бы тогда не предложить вариант, в котором по 30% отдается политическим силам и 10% — Президенту". В итоге каждый остался при своих интересах: Президент сохранил друзей, но потерял возможность на выборах продемонстрировать единство властной команды и, что гораздо более важно, надежду на формирование поддерживающей его программу коалиции в новом парламенте. Что касается Владимира Литвина, то он получил независимость (его партия не "растворилась" в блоке власти), но приобрел массу открытых и латентных оппонентов, и скоро ему предстоит узнать все особенности ведения национальной избирательной кампании: с ее компроматом, организационными сложностями (НПУ не является сильной в организационном плане структурой) и админресурсом. Все, что имеется в активе Литвина, — это личный имидж, на котором держатся вся Народная партия, достаточно мощная фракция в парламенте и несколько серьезных финансовых доноров. С этим резервом он вступает в борьбу.
Признак второй: спикер достаточно четко обозначил конфигурацию предполагаемого Народного блока. Он считает, что в состав его коалиции могут войти: партия "Справедливость" (лидер — Иван Чиж), Республиканская партия (лидер — Юрий Бойко, экс-глава НАК "Нефтегаз Украины"), партия "Вперед, Украина!" (лидер — Виктор Мусияка). Кроме того, к блоку Литвина может присоединиться еще ряд структур поменьше "размером" (например, ПППУ Анатолия Кинаха, у которого есть договоренности о сотрудничестве с "республиканцами", остатки трудовых резервов Игоря Шарова). Но уже сейчас очевиден потенциал такой коалиции. Как говорится, "кролики — это не только ценный мех". Партия Чижа — это немножко левой идеологии, которая так нравится избирателю, и немножко медиа-поддержки, поскольку Иван Сергеевич по-прежнему возглавляет Госкомитет по телевидению и радиовещанию. Виктор Мусияка — это сильная марка "правовой защиты", олицетворение тезиса "в парламент должны прийти юристы-профессионалы". Правда, ее еще нужно заполучить: пока что лидер "впередоукраинцев" решительно отверг информацию о блокировании с НПУ.
Что касается Юрия Бойко, то все понятно и без слов: нефть, деньги, связи, опыт государственного менеджера.
Признак третий: глава парламента выразил обеспокоенность тем фактом, что в Украине отсутствует противовес действующей власти. "Страна без оппозиции обречена на деградацию", — подчеркнул он. Означает ли такое признание, что именно Литвин способен занять эту нишу? В определенном смысле, конечно, это сигнал, посланный спикером, — о готовности, в случае чего, перейти в оппозицию. Пока рано говорить, насколько жесткой она будет: Литвин избегает открытого и резкого противостояния, ему ближе роль "разводящего" во всех конфликтах, он старательно пытается вывести свою партию на особый, третий путь. Для радикальной борьбы есть Блок Юлии Тимошенко, для регионального сопротивления — партия Виктора Януковича. Но, судя по всему, глава ВР не верит в то, что они смогут "идти до конца". Юлия Владимировна в любой момент способна снова "подставить плечо" Ющенко, если сочтет это выгодным для себя. А Виктор Янукович, получив звание "легального оппозиционера", похоже, расслабился и изучает рейтинги популярности ПР. У "регионалов" даже избирательный штаб не сформирован, не говоря о чем-то большем. Так что на оппозиционном поле, в случае чего, остается Владимир Литвин и его "народники" — в качестве сдержанных, но настойчивых критиков власти. Они уже показали, на что способны: первый раз — ввязавшись в бюджетную войну с правительством Юрия Еханурова, от которого требовали полностью заплатить по аграрным счетам. Второй — инициировав создание специальной парламентской комиссии по расследованию природы "кассетного" скандала для защиты национальной безопасности от пленок Мельниченко. Новая версия "гейта", если подойти к делу с умом, способна отвести удар от самого спикера и переключить внимание общественности и правоохранителей на другие политические фигуры — как из прошлого, так и из настоящего. Иными словами, спикер показал, что умеет не только мирить, но и обороняться и наступать — если в этом есть необходимость.
И эта способность ему очень скоро понадобится, потому что, как уже отмечалось выше, отстояв право "народников" на самостоятельное движение выбранным курсом, Литвин приобретает серьезных противников.
Несложно заметить, что последние недели прошли под знаком вовлечения спикера Литвина во всевозможные скандалы: с пленками Мельниченко, потом — с попыткой покушения на жизнь многознающего отставного президентского охранника, с перспективой судебного разбирательства между главой ВР и социалистом Николаем Рудьковским. И даже в более мелкий по масштабам и последствиям конфликт-тяжбу за брэнд Народной партии, спровоцированный лидером УНП. Юрий Костенко не исключил, что отдельные члены его партии могут подать в суд на партию Литвина за использование термина "народный". Но в таком случае Юрий Иванович должен выставить иск и "Народному союзу…" — он тоже был зарегистрирован уже во время существования партии Костенко. Но об этой претензии пока никто ничего не слышал, из чего и можно сделать вывод, что "наезд" Костенко на партию спикера — всего лишь одно звено в цепи, которой пытались "приковать" Владимира Михайловича к идее общего блока с НСНУ.
Итак, с первой проблемой после позиционирования Литвина как лидера самостоятельной политической силы, а не "придатка" блока власти спикер уже столкнулся: его пытаются сделать фигурантом масштабного конфликта, не важно какого. Вот увидите, скоро мы узнаем, что в неподготовленности Украины к вступлению в ВТО виноват парламент, что спикер вел тайные переговоры о финансировании своего блока с кем-то из российских олигархов и много чего интересного… По замыслу, это должно сыграть на понижение рейтинга Владимира Михайловича, а значит, и всей его структуры: народ сейчас чрезвычайно чувствителен к теме "чистых рук" и "старых связей". До сих пор Литвину удавалось оставаться в стороне от подобных разборок, сейчас на это рассчитывать не стоит. Наоборот, необходимо приготовиться и к столкновениям с админресурсом, который будет работать против НПУ и ее лидера по всем направлениям — медийному, партийному, политическому. Очень скоро начнет наигрываться комбинация "уровень доверия избирателей к депутатам ВР и работе законодательного органа крайне низкий"… У спикера нет сильной обороны по этой линии: всего пара губернаторов, несколько проверенных людей на уровне заместителей глав областей. Что делает в таком случае Литвин? То же самое, что в свое время сделал спикер Александр Мороз: ставку на повышение статуса местных депутатов.
Председатель Верховной Рады считает, что в нынешних условиях депутатам всех уровней должен быть предоставлен иммунитет — "чтобы депутаты всех уровней могли спокойно, взвешенно, открыто отстаивать интересы общин, интересы людей, украинского народа". "Чтобы не было каких-либо зацепок для того, чтобы депутата могли заставить замолчать". После такого признания 250 000 местных законодателей можно сразу записывать если не в члены, то в надежные союзники партии спикера. Не надо много объяснять, что означает расположение местной власти на всех уровнях в предвыборный период. Более того, Владимир Литвин "закрепил" симпатии местных депутатов, предложив им в качестве "пряника" перспективу выборов губернаторов местными советами — если прямых выборов провести не получится. Однако тут расчет на хороший слух нынешних руководителей областей: наверняка предложение спикера о необходимости как можно скорее переходить к выборности губернаторов особенно актуально прозвучало на фоне готовящихся ротаций в регионах. Конечно, не факт, что товарищи вроде Эдуарда Зейналова или Николая Садыкова немедленно "запишутся" в блок Литвина, но наверняка многим губернаторам придется по вкусу мысль приобрести самостоятельность, вместо того чтобы постоянно зависеть от конъюнктуры киевского политического рынка. Ну и наконец, главный козырь Литвина — политическая реформа: он последовательно отстаивает идею усиления полномочий парламента и правительства. Именно Литвин постоянно "настраивал" Ющенко на проведение конституционных изменений и отказ от поиска методов противодействия К-реформе. У спикера в этом плане больше союзников, чем у Президента, которого постоянно подозревают в измене интересам Майдана. Традиционно Владимир Литвин будет предлагать и создание специальной комиссии ВР по контролю за выборами — это не только способ выпускания пара, но и эффективная возможность взять под контроль избирательный процесс и мониторить все его нарушения, которые, само собой, будут. Так что в распоряжении главного "народника" весьма внушительный арсенал спецэлекторальных средств. Как он им воспользуется? Станет оппонентом власти или лояльным участником предвыборной гонки, одной из колонн, которая в парламенте будет формировать коалицию с НСНУ — ради сохранения спикерского кресла?
„Кіевскій ТелеграфЪ”
e-news.com.ua