На парламентских выборах 2006 года партии смогут тратить на политическую агитацию любые суммы. Новая редакция закона о выборах народных депутатов, который был принят в июле нынешнего года, не предусматривает ограничения размера избирательного фонда партии или политического блока. Изначально депутаты планировали лишь повысить "денежную планку" избирательной кампании, однако затем решили, что будет лучше, если норма будет отменена вовсе. "Любые повышения всегда оставляют ограничение и соблазняют к параллельному теневому финансированию, - говорит народный депутат Юрий Ключковский (фракция "Наша Украина"). - Когда нет ограничений избирательного фонда, есть стимул к чистому, прозрачному, легальному финансированию расходов на предвыборную агитацию".
Депутат также считает, что отмена лимита не повлечет за собой засилья антирекламы. "С антирекламой следует бороться не теми методами. Для этого предусмотрены отдельные законы, контролирующие деятельность СМИ и субъектов избирательного процесса. Они-то и позволяют четко определять, откуда дует ветер, чтобы наказать именно заказчика, а не СМИ", - считает Ключковский.
Начиная с 2002 года, в Украине постоянно велись разговоры о необходимости повышения граничного размера избирательного фонда, чтобы избежать теневого финансирования. Тогда законом о выборах народных депутатов размер избирательных фондов партий и блоков ограничивался суммой в 2,5 млн. грн. В то же время, согласно данным Антикоррупционного комитета коалиции "Свобода выбора", в 2002 году теневое финансирование составило 40%. Большую часть этой суммы составляли расходы трех-четырех партий, в основном провластных. На президентских выборах 2004 года лимит избирательного фонда участников "третьего тура" составлял 18,9 млн. грн.
По официальным данным, на выборах-2004 Виктор Ющенко потратил на политическую рекламу в средствах массовой информации 16,8 млн. грн., а Виктор Янукович - 14,4 млн. грн. В то же время, по данным проекта "Общественный мониторинг финансирования избирательной кампании 2004 года в Украине", только стоимость трансляции политической рекламы кандидата от власти была оценена в $42 млн. На выборах-2002 расходы на политическую рекламу в СМИ, согласно официальным данным, составили порядка 25 млн. грн. Неофициальные источники говорили о сумме в 50 млн. грн. По данным мониторинга политической рекламы, осуществленным Антикоррупционным комитетом коалиции "Свобода выбора", сумма расходов на антирекламу во время президентских выборов прошлого года заняла третье место после рекламных затрат основных кандидатов - Ющенко и Януковича.
ЛІГАБізнесІнформ
e-news.com.ua