Один из самых богатых людей из команды президента Давид Жвания ушел из Кабмина тихо - без скандала. Зато теперь, поработав под руководством экс-премьера Тимошенко, Жвания превратился в одного из главных "нападающих" на лидера БЮТ.
Тимошенко нельзя давать шанс стать первым лицом в стране
Так был ли план по отстранению Юлии Тимошенко с премьерского поста?
Никакого плана не было. Вместе с тем, лично я никогда не скрывал своей уверенности в том, что Тимошенко нельзя давать шанс стать первым лицом в стране. Я был категорически против этого.
Как, по-вашему мнению, БЮТ будет позиционироваться на выборах?
Тимошенко уже оторвала значительную часть от рейтинга Ющенко. С первого дня, как только он стал президентом, начали спекулировать на его имидже, отрывая себе по кусочку. Но давайте теперь посмотрим, с кем осталась Тимошенко. Томенко, Терехин, Пискун, Березовский, Волков, Кучма, Бродский, Кравчук... Возвратился к активной жизни даже Шуфрич - вот так называемая группа "тимошенковского" скандала. Они и свидетельствуют о качестве этого скандала. Поэтому неплохо, что часть людей из этой группы откололась от нашего блока.
Сейчас я удивляюсь, почему не работает информационный отдел секретариата президента. Нужно ведь народу объяснять, что именно произошло.
И все же конек Тимошенко на выборах - коррупция вокруг Ющенко. Как будете защищаться?
Я на днях сказал своим однопартийцам одну фразу: мы хронически больны оппозицией. Наша проблема была не в том, что мы что-то неправильно делали, или делали не так жестко и быстро, как требовалось. Мы допустили более серьезную ошибку. Старая власть имеет привычку самосохраняться. Смотрите - они сейчас нападают, а мы парируем. Поэтому пока мы больше похожи на оппозицию, а не власть. Например, меня продолжают использовать в той же пиар-кампании, которая была запущена еще на выборах 2002 года. Как тогда называли меня "золотым яйцом" Ющенко, так и продолжают. Только вчера это выкрикивали коммунисты, а сегодня - СДПУ(о), объединенные с Тимошенко. Вот и вся разница.
Выбрав конек коррупции, Тимошенко, по сути, осталась в нише, которую всегда занимала. Это - ниша левых партий. Так что у нее есть шансы объединиться с коммунистической партией. Думаю, она освежит ее своим женским присутсивем.
Вообще, я бы ушел от темы коррупции. У нас еще не настолько хорошо сложено общество, чтобы так легко употреблять это слово. Если госчиновник попался на взятке или воспользовался бюджетными деньгами для собственной корысти - да, его нужно сажать безоговорочно. А вот что касается того, что происходило еще два месяца назад во власти, это не коррупция, а натуральный дележ. Когда-то был "царь" Кучма. На его место пришел с теми же полномочиями новый "царь" Ющенко. Все понимали, что после конституционной реформы и децентрализации власти Ющенко станет "полуцарем". Поэтому вся возня в политике сводилась к тому, кто же станет этой второй половинкой. Причем Тимошенко считала, что она будет не вторая, а первая половинка.
А Порошенко - нет?
Да, Порошенко тоже. Но он - более командный игрок. Вот давайте представим, если бы первым хлопнул дверью Порошенко, а не Зинченко. Было бы все ноборот. Он заявил бы о коррупции в окружении Тимошенко - а там "интересных историй" в десятки раз больше, чем у Ющенко. Дальше хлопает дверью Жвания, за ним Бессметрный и еще десяток министров. Был бы скандал наоборот: Тимошенко - коррупционер, Ющенко - хороший. Но Порошенко так не сделал бы. Политик-патриот на этот шаг не пойдет. Нельзя рисковать спокойствием страны. Когда Тимошенко хлопнула дверью - а "говорящие головы" начали дружно рассказывать о коррупции - она ожидала, что люди выйдут на улицы и состоится переворот. Это самое страшное - что она готова жертвовать государством, жизнями только потому, что у нее обида, ее уволили. Ни один политик, если он патриот, не имеет права наносить такой удар.
Хочу отметить, что вслед за реприватизацией так называемый "коррупционный скадал" стал еще одним экономичским тормозом для Украины.
Коррупция в окружении Ющенко - это уже как образ Фатимы: кому-то дано ее увидеть, кому-то просто не дано... Вы лично ее увидели?
Я могу отвечать только за себя. В своем министерстве я в первую очередь начал бороться с коррупцией. Мы меняли механизмы ваимодействия, занялись ликвидацией связанных разминированием схем вокруг инкерманских штолен, куда "закапывались" деньги. Под Новобогдановку тоже готовилась коррупционная схема, и мы постарались ее разрушить.
"Не делайте из Украины Африку"
А какие предохранители от потрясений можно выстроить в государстве? Или вокруг Ющенко?
Сегодня тот шанс революционного реформирования страны, который существовал еще в начале года, уже упущен. Теперь оно возможно на меньшей скорости и путем эволюционного преобразования.
Что касается президента, я бы ему посоветовал, чтобы он показал четкую программу. Он - дирижер большого оркестра. Если для музыкантов он непредсказуем - оркестр либо начинает фальшивить, либо играть свою музыку, но уже без дирижера. И хочу отметить, что сейчас, после того, как Тимошенко сделала мощный удар по власти, в Ющенко бить легко.
Снова виновата Тимошенко?
Почему я все время обвиняю Тимошенко? Потому что она была обязана в первую очередь думать о людях. Проблемы с бюджетом, газовый и нефтяной скандалы, потеря инвестиций и подрыв имиджа страны и власти - это та цена, которую мы заплатили за популярность Тимошенко.
То же самое с реприватизацией. Когда мы пришли к власти, многие спрашивали, будет ли пересмотрена приватизация. Честно скажу: я был не против. Особенно после того, как компании группы, которую связывают со мной, во времена Кучмы прошли настоящее "чистилище": когда все проверялось, вплоть до того, правильно ли слесарь держит в руках инструмент. Но я, говоря о реприватизации, подразумевал нормальный цивилизованный аудит, - с тем, чтобы полностью легитимизировать предыдущую приватизацию и поставить жирную точку в этом деле. Но Тимошенко всех нас увела в стророну, куда никто не планировал идти. Если бы не ее позиция, мы бы сделали аудит крупных сделок за последние два-три года, и сейчас не надо было бы искать дружбы с крупным бизнесом: он бы и так понял, что в стране можно работать.
Как же вы тогда работали под руководством Тимошенко?
В Кабмине я занимал позиции определенного сдерживающего фактора. Часто выступал против популистских решений. Например, звучало: давайте сделаем единое окно для регистрации предпринимателей. Я абсолютно понимал проблему, так как не раз с ней сталкивался. И видел это так: убрать лишние нормативы, привести их к европейским стандартам, сократить количество инспекций и убрать ненужные. В результате можно было получить то самое искомое окно. Но согласно Тимошенко, создать такое окно значило всех прогнать, найти кого-то белого и пушистого и все это ему доверить. Что технически сделать невозможно. Поэтому я всегда настаивал: не делайте из Украины Африку. Давайте модернизировать, но не ломать. Иногда свобода может перейти в анархию. Поэтому тут нужно четко придерживаться каких-то рамок.
Ваше предположение в том, что Тимошенко отравила Ющенко - только предположение? Ведь точно так же она может обвинить и вас, и других...
Я считаю, что в таком виде, как оно состоялось, отравление было выгодно в первую очередь Тимошенко. Выбив из активной фазы Ющенко, она все время пыталась его заменить, перетянуть на себя все его электоральное поле.
Разве это не может быть видом политической конкуренции?
Это ни что иное, как кража. Теперь она нашла способ, как унизить Ющенко: она просто делает из него такого себе простака. Говорит: вот он такой честный, такой доверчивый, а окружение - бандиты, воры и жулики. Они все разворовывают, строят коррупционные схемы, а Ющенко сидит себе и ничего не понимает. Она формирует специфический образ президента для избирателей - дескать, Ющенко - ноль, а страной управляет его окружение. Эти же тезисы повторяет и соратник Тимошенко - Борис Березовский, когда приписывает мне слова что "Ющенко - никто".
Несколько дней назад на "Украинской правде" появился материал "Андрей Ющенко. Сын Бога-5", и он указывает на Ваше присутствие в скандале с сыном президента. Как вы можете это прокомментировать?
Это результат свободы слова. Но, к сожалению, "Украинская правда" от свободной газеты скатилась до формата "желтой" прессы. Что касается этой статьи, там происходит подмена понятий. Следуя их логике, например, в Украине нет ни одного крупного бизнесмена, которого я бы не знал - это означает, что я имею отношение ко всем. И далее: только потому, что я давно работаю в Украине, я должен знать всех чиновников. То есть любой начальник любого управления или ведомства должен быть мне знаком. Это тоже значит, что я имею отношение ко всем. Поэтому "я работал и с НАК "Нафтогазом", и с НАК "Энергоатом"". И еще где-то - уже не помню. Эти версии - детские, притянутые за уши.
Вообще, если честно, я не вижу предмета разговора. Вот проблема: на чем разъезжает сын Виктора Ющенко. Если сын президента ездит на нормальной машине - в любой цивилизованной стране скажут: ну и пусть себе ездит. Одна машина - это что, проблема для всей страны? Что касается меня, еще раз скажу: я не покупал эту машину ни президенту, ни его сыну, ни его дочери. И телефон VERTU тоже не дарил. И никакого отношения к этой истории не имел.
Силовики не травили Ющенко
Говорят, вы приехали в Украину как гражданин Кипра. Какое у вас сейчас гражданство?
Я был гражданином Грузии. После того, как я решил связать свою судьбу с Украиной, я официально отказался от гражданства Грузии и принял украинское. Никакого другого гражданства, ни вида на гражданство, ни регистраций не имел и не имею ни в одной другой стрне. Так что я патриот двух стран - Грузии и Украины.
История с отравлением может быть завершена до конца выборов?
Сегодня я только могу сказать, кому это было выгодно, и я вам уже сказал. Что касается так называемой "тайной вечери" с силовиками - я как представитель Ющенко там присуствовал, у нас был ужин на четверых.
То есть не травили ни вы, ни силовики?
Я не умею этого делать. Но мы знали, что желание устранить Ющенко было у многих представителей старой власти. Когда и как состоялось отравление Ющенко - это вопрос судебно-криминального расследования. Оно возбуждено по факту отравления.
Какова Ваша роль в этой истории?
Тогда я еще работал в комитете Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Поскольку я общался практически со всеми силовыми структурами, то настаивал на том, чтобы Ющенко как кандидату в президенты было предоставлено право на государственную охрану. Ющенко же не любил СБУ, считал грязным органом - сказались дело Гонгадзе, все эти истории с прослушками...
Но Вы все же устроили эту встречу?
Я настаивал на встрече. С точки зрения логики нормального человека, если приглашают домой - не травят. Представить, чтобы Сацюк пригласил нас к себе домой на разговор о безопасности кандидада в президенты и отравил, просто невозможно. Об встрече также знал Смешко, которого я считаю профессионалом. Он предупредил Кучму, что такая встреча состоится, и было принято решение с двух сторон. Поэтому вряд ли травили бы. По сути, негласно две стороны пришли к тому, что Ющенко надо защитить.
Лично я вероятность отравления в тот вечер полностью исключаю. Другое дело, что это очень удобная версия. Но было бы это правдой - за восемь месяцев Турчинов в СБУ обязательно нашел бы доказательства.
Леся Соловчук, RUpor