На прошлой неделе премьер заявил, что власть намерена обратить особое внимание на законность финансирования предвыборных кампаний. Эксперты сомневаются в реализации намерений правительства. Контроль избирательных фондов — прерогатива ЦИК, которая вряд ли позволит себе больше, чем прием финотчетов. Несмотря на снятие ограничений объемов избирательных фондов, преимущественное большинство партийных инвесторов предпочтут проводить деньги «мимо кассы».
По оценкам экспертов, на предвыборную кампанию партии и блоки потратят до $1 млрд. Учитывая, что в стране 36 млн. избирателей, из которых на участки приходит порядка 75% (27 млн.), получается, что на каждого явившегося субъекты избирательного права «хором» потратят $38. Голос «за» обойдется партиям и блокам в среднем в $17-25 (на выборах-2004 он «стоил» $2-7.— Авт.). Для того чтобы преодолеть трехпроцентный барьер, «игрокам» нужно будет «взять» по 850 тыс. избирателей. А это не менее $20 млн. Более всего «вложатся» крупные партии и блоки. По мнению председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко (на фото), их расходы могут перевалить за $100 млн. «Таких денег есть» лишь у нескольких игроков — Партии регионов (по данным опроса, проведенного Центром им. Разумкова 12-17 января, рейтинг ПР — 24,7%), БЮТ (12%), «Народного блока Литвина» (3%), блока «Наша Украина» (15,4%). Справедливости ради заметим, что сам спикер на днях опроверг слухи о столь существенном богатстве. НУ же просто вынуждена «бросить» на кампанию больше средств, чем планировала: череда скандалов и последовавший за ними обвал рейтинга заставил ее технологов отказаться от идеи провести дешевую кампанию, основанную на использовании публичного ресурса власти.
Партии второго эшелона (СПУ (4, 6%), КПУ (4,6%), «Народная оппозиция» Наталии Витренко (3%), если хотят попасть в парламент, должны потратить на кампанию где-то по $50 млн. «Условно проходные» («Пора»-ПРП, СДПУ(О), блок Костенко-Плюща) — не менее чем по $25-30 млн. По словам политолога, мелкие игроки растратятся меньше, ибо будут лишь «симулировать» попытку пройти в ВР, используя представившиеся возможности (прежде всего медийные) для борьбы за места в местных советах.
Главной расходной частью текущей кампании станет реклама в СМИ, прежде всего на телеканалах (секунда в прайм-тайм на «1+1» стоит около $200, «Интере» — около $100, на ТК «Эра» около $30). В копеечку влетит и малоэффективная, но весьма «откатная», «наружка». Прибавьте к этому работу дорогих «импортных» политтехнологов (после моды на россиян и французов в Украину пришла мода на американцев: по некоторым данным, янки работают на НУ, ПР и СДПУ(О).— Авт.), содержание штабов, региональной сети и промо-акции.
По определению г-на Фесенко, на этих выборах Рада пошла на эксперимент, отменив существовавшее ранее ограничение размера избирательного фонда в 2,55 млн. грн. ($0,5 млн.), поскольку подобные запреты достаточно легко обойти (к примеру во время кампании-2002 только на агитацию в СМИ СДПУ (О) потратила почти 10 млн. грн.). Однако, по мнению г-на Фесенко, вряд ли попытка «рассекретить» предвыборные затраты партий будет эффективной. Дело в том, что, согласно закону о выборах народных депутатов, избирательный фонд создается из денег партии (партий, если это блок) и добровольных взносов (ст.51). Деньги партии, согласно закону о политпартиях в Украине, — суть те же добровольные взносы (ст.15). Взносы и в первом и во втором случае не разрешается делать органам госвласти, негражданам страны и анонимам. Однако не секрет, что в кампаниях «крутится» немало «отмытых» бюджетных средств (так, в прошлых президентских выборах активно участвовала компания — транспортер туркменского газа в Украину). Немало дают и иностранцы, более всего — россияне и американцы. Местные же инвесторы просто предпочитают не светиться по ряду причин. Во-первых, украинская экономика — теневая, и показывать «белые» доходы своего бизнеса неинтересно. Во-вторых, многие из них зачастую финансируют диаметрально противоположные политические силы. Существуют и технические причины, мешающие «обелению» расходов: добровольный взнос в избирательный фонд не должен превышать 400 минимальных зарплат (132,8 тыс. грн., ст.53). А разбивка значительных сумм на мелкие — неудобна. К слову, реквизиты партийных счетов для внесения пожертвований партии и блоки не только не рекламируют, но многие тщательно скрывают. Их печатают только в официальных изданиях («Голос Украины» и «Урядовий кур’єр») после открытия соответствующего счета в банке (ПР обслуживается в ПУМБе, СПУ — в «Правэксе», а КПУ — в Сбербанке).
И, наконец, не стоит забывать, выборы для многих — это возможность хорошо подзаработать на бонусах. Поэтому «прозрачная схема использования средств невыгодна ни власти, ни оппозиции, между которыми,— уверял «ЭИ» г-н Фесенко,— еще со времен Леонида Кучмы существует негласное табу на соответствующие проверки». К тому же, согласно нынешнему закону о выборах, право контролировать финдеятельность партий и блоков во время кампании имеет только ЦИК (ст. 52), у которой нет соответствующих структур. Поэтому она обычно ограничивается лишь формальным приемом отчета.
То, что никто никого не проверяет, зафиксировала и «память народная».
Наталья Бананина, Экономические известия
«Обсудить на форуме Силы Народа»