Президент Украины Виктор Ющенко еще может повернуть вспять конституционную реформу, лишающую его части полномочий, но времени для победы над Верховной рады у главы государства в обрез, объяснил "Газете.Ru" украинский политолог, директор центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев.
- Верховная рада ушла на каникулы, так и не разрешив кризис, связанный с собственным решением об отставке правительства. Можно ли говорить, что патовая ситуация, которая сложилась на Украине, сохранится до парламентских выборов 26 марта?
- Действительно, сложилась правовая и политическая коллизия, из которой нет рационального выхода. Причина коллизии в том, что стороны конфликта не желают находить разумный компромисс. Конъюнктурно политическая война и противопоставление своих интересов друг другу выгодно как парламентским силам, так и президенту. Война всегда мобилизует избирателя, заставляет его определяться со своими предпочтениями.
При этом, как это часто бывает во многих странах, возможностей у исполнительной власти больше. На стороне президента Ющенко медийный ресурс, который создает искривленную ситуацию: шельмование новой редакции Конституции и создание имиджа депутатов-бездельников, которые политиканствуют с трибуны, сказывается на предпочтениях избирателя. Возникает низкая оценка деятельности парламента и более высокая - президента. При этом уровень недоверия к власти очень высок в целом.
Такой расклад серьезно усугубляет ситуацию, потому что в результате реформы хотя создан новый центр власти - парламент, его позиции слабые.
Верховная рада, уходя на каникулы, оказалась в информационной деструкции, она напоминает провинившегося школьника.
Ющенко тем временем выступает с радикальной идеей прямого президентского правления и проведением референдума по конституционной реформе.
- Президент сможет реализовать свои угрозы?
- В перепалке применяются самые радикальные аргументы, но до выборов, на мой взгляд, сохранится латентная конфликтная ситуация. Рада, которая вернется в феврале с каникул, будет выступать за усиление своей власти, президент в ответ снова начнет говорить о референдуме, но роспуска парламента не случится. Легитимный роспуск не получится согласно Конституции: в настоящее время президент не может использовать соответствующие процедуры. До выборов возможен только разгон, а это уже конституционный переворот.
И Ющенко не осмелится пойти на разгон, потому что тем самым обеспечит полноценный масштабный кризис, который может обернуться для него потерей власти. Но идею референдума, я думаю, он будет пропагандировать и дальше. Сейчас все больше говорят, что Ющенко станет спекулировать на некоем альтернативном варианте проекта Конституции. Смысл игры президента в референдум состоит в том, чтобы за счет этой идеи и возможного обсуждения альтернативного демократического проекта конституции выиграть время.
Отмена старых положений основного закона, внесение на обсуждение новых - эти процедуры могут занять до нескольких лет. А несколько лет сохранения президентской модели правления - это победа Ющенко.
Очевидно, что президент не в состоянии провести референдум до выборов, он вынужден планировать волеизъявление на послевыборный период. У парламента, который соберется в апреле, будет время, чтобы переиграть Ющенко. Для этого депутатам потребуется своевременно собраться, быстро и успешно сформировать коалицию большинства и назначить, согласно вступившей в силу новой редакции Конституции, правительство. Если это удается, президенту очень сложно организовать конституционный референдум. Парламент будет всячески блокировать волеизъявление, причем легитимным путем.
В этой связи Ющенко, напротив, заинтересован в том, чтобы максимально затормозить работу будущего состава Верховной рады, а возможно, даже подтолкнуть его к внутреннему кризису, потому что это будет хороший аргумент в пользу референдума. Поэтому не исключено, что ведущие политические силы, понимая эти угрозы, постараются досрочно заключить соглашения о будущих коалициях в парламенте.
- Что означает кризис в новой раде?
- Кризис в парламенте произойдет, если стороны не договорятся. Это главная угроза для рады.
- Какие варианты коалиций возможны?
- Обсуждаются преимущественно два варианта: восстановление "померанцевой" коалиции и формирование оппозиционного правительства. Главные предпосылки для создания "оранжевой" коалиции - хороший результат пропрезидентской "Нашей Украины", а также участие в ней Блока Юлии Тимошенко и Соцпартии Александра Мороза. Плюс возможно присоединение менее значимых сил - например, в случае преодоления трехпроцентного барьера блока "Пора-ПРП" (лидером блока является боксер Владимир Кличко. - "Газета.Ru"). Но на сегодняшний день вариант "оранжевой" коалиции очень гипотетичен. Во-первых, Блок Тимошенко давно уже перестал быть померанцевой силой: слишком высок накал конфликта со сторонниками Ющенко. Во-вторых, "Пора-ПРП" вряд ли пройдет в раду.
Более вероятен сегодня вариант оппозиционной коалиции, когда договариваются Партия регионов, коммунисты, возможно, Юлия Тимошенко и Народный блок Владимира Литвина (именно этот состав голосовал за отставку правительства Юрия Еханурова. - "Газета.Ru").
Вариант возможен, но тоже не без проблем: очень сложно представить себе Тимошенко и Януковича вместе, учитывая их амбиции.
Не исключен и третий вариант в том случае, если Виктор Ющенко изменит свою позицию и пойдет на переговоры с оппозицией. Суть этого варианта в том, что "Наша Украина" и Партия регионов начинают договариваться, и такой союз поддерживают крупные промышленники. Ющенко в этом случае должен переиграть Тимошенко в борьбе за влияние на олигархов. При этом одиозные лидеры "Регионов", например Виктор Янукович, которые не воспринимаются "Нашей Украиной", отходят на второй план. В коалиции могут участвовать также "народники" Литвина и социалисты Мороза. Этот формат способен стать своего рода антикризисной коалицией.
- Что произойдет с Юлией Тимошенко после выборов? Сможет ли она вернуть себе пост премьера?
- Ее амбиции хорошо известны. Но в случае, если договариваются "Регионы" и "Наша Украина", полагаю, Тимошенко уходит в оппозицию. Вообще, пост премьера исключен для нее практически при любой коалиции, она лидер войны, а не фигура компромисса.
Я думаю, что на самом деле ни один из лидеров крупных блоков, который претендует на своего рода роль канцлера Украины, Юрий Ехануров, Виктор Янукович или Тимошенко, не станут в конечном итоге премьерами.
Вероятнее всего, в кресле главы правительства могут оказаться политики второго эшелона. Называются, например, представитель нынешнего кабинета Яценюк (министр экономики Украины Арсений Яценюк. - "Газета.Ru"), менеджер из блока "Не так!" Бойко (экс-глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко. - "Газета.Ru"), руководитель бюджетного комитета Верховной рады, лидер Блока народно-демократических партий Людмила Супрун.
- То есть это должна быть техническая, компромиссная фигура?
- Это не техническая фигура, но и не обремененный жесткими обязательствами политик. Это должен быть человек, способный выступить фигурой компромисса и имеющий при этом опыт удачного государственного менеджмента. Важно, чтобы премьер был связующим звеном между различными коалиционными силами.
- Какова роль Москвы на этих выборах, чувствуется ли рука Кремля в этой украинской кампании?
- Чувствуется скорее не рука, а дыхание. Долгое время Россия использовала линейный подход на выборах в Украине - поддержку конкретных политиков и партий. Сейчас наблюдается сетевой подход: информационную поддержку получили все оппозиционные "оранжевым" силы. Задача Москвы, видимо, в том, чтобы сформировать коалиционное пророссийское правительство. При этом Россия пытается режиссировать общественные настроения на таких ситуациях, как газовый конфликт или события с черноморским флотом в Крыму.
- А нет ли для Кремля опасности обратного эффекта из-за слишком жесткой позиции, которая была, например, по тому же газовому вопросу? Это ведь может привести напротив к росту рейтинга националистов?
- Опасность есть. Некоторые неадекватные политики в России стремятся наживать на Украине свой политический капитал, как, например, Рогозин во время конфликта вокруг косы Тузла. Рогозинщина, ура-патриотизм в случае с тем же Крымом могут привести к обратному результату.
Виктор Сумской , Газета.Ru
«Обсудить на форуме Силы Народа»