• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Андрей Шкиль: Мы будем создавать блок с «Нашей Украиной»

    Опубликовано: 2006-03-02 09:58:00

    Экс-глава Украинской Национальной Ассамблеи Андрей Шкиль – пожалуй, единственный выходец из национал-радикальной среды, претендующий на серьезные посты в системе власти после парламентских выборов. Шкиль оказался в парламенте после многомесячной отсидки в СИЗО вместе с побратимами по боям с милицией в ходе акции «Украина без Кучмы». СИЗО «аукается» до сих пор – как известно, на днях его бывший соратник по баррикадам, а ныне – министр внутренних дел Юрий Луценко назвал Шкиля в числе «проблемных» с точки зрения МВД кандидатов. Тем не менее, Андрей Шкиль продолжает утверждать, что Блок Юлии Тимошенко, кандидатом под 13-м номером в списке которого состоит он, намерен блокироваться только с командой Майдана. Правда, не исключая, что и с бело-голубыми контакты возможны - если те поменяют политическую ориентацию.

    На фоне громких призывов и пока безуспешных порывов к созданию «оранжевой» коалиции в будущем парламенте БЮТ и «Наша Украина» не отказываются от обмена довольно-таки едкими взаимными обвинениями. Вот «нашеукраинец» Давид Жвания заявил, что ваш блок с «Партией регионов» и блоком «Не Так!» заодно - участники антиукраинского заговора, цель которого – захват власти в стране пророссийскими силами. Что вы скажете на это?

    - Я не могу комментировать подобную ерунду, к тому же у меня вызывает беспокойство состояние здоровья г-на Жвании. Удивляет, что некоторые газеты не брезгуют этот маразм печатать. Может быть, Давид Жвания соскучился по вниманию прессы, и решил таким образом напомнить о себе. Так или иначе, адекватность его высказываний должны оценивать не политики.

    - Но утверждение Жвании, что в последнее время Юлия Тимошенко больше воюет с президентом и его окружением, нежели с «бело-голубыми», это же правда.
    - Что значит воюем? Дискутируем.

    - Уж очень жестко дискутируете.

    - Уровень жесткости и остроты со стороны наших оппонентов намного выше. Тот же бред Жвании посмотрите. Мы не позволяем себе ничего, кроме критики.

    В то же время, если мы видим, что совершается антиукраинский акт, - а чем еще можно считать «газовые» соглашения, как тут смолчишь?

    До сих пор официально не обнародовано, почему Юлию Тимошенко отправили в отставку. За то, что она часто мелькала на экранах телевидения? Нынешнее правительство не мелькает, оно не сходит с экранов. Был низкий уровень ВВП? Сейчас ВВП еще ниже – почему это правительство не снимают? Низкий уровень внешних инвестиций? Сейчас вообще инвестиций нет. Конечно, эти моменты дают повод критиковать.

    - Кстати, как вы вообще представляете себе договориться о коалиции, если с другой стороны сидят люди, кого в БЮТ, судя по всему, считают авторами отставки Юлии Тимошенко?

    - Мы будем создавать блок с «Нашей Украиной», а не с этими людьми.

    - Однако, судя по тому влиянию, которое они имеют в партии власти, «Наша Украина» и они – неразделимы.

    - Да, но с ними никто не будет блокироваться.

    - А как это возможно – создать блок с «Нашей Украиной», но без того же Петра Порошенко, например?

    - Если «Наша Украина» без Порошенко не может… Что ж, пусть тогда они садятся за стол переговоров с теми, с кем хотят – с Партией регионов. Не надо забывать, что Петр Порошенко – один из основателей Партии регионов вместе с Николаем Азаровым. Когда нам ставят условия, что ни при каких обстоятельствах Юлия Тимошенко не будет премьером, сразу становится понятно, что эти люди не хотят компромисса.

    - С другой стороны, БЮТ дает понять, что не желает знать в кресле премьера никого, кроме своего лидера.

    - Нет, мы лишь призываем вывести за рамки соглашения все «портфельные» вопросы. Говорим: мы объединяемся. На таких вот принципах. Отдельным пунктом вводим: кандидата на премьера вносит команда, которая наберет среди «оранжевых» больше всего голосов.

    - Допустим, это будет не БЮТ. Ваша политическая сила смирится с тем, что не Юлия Тимошенко станет премьером?

    - Если больше голосов наберет «Наша Украина?» Что ж, значит, они имеют большее доверие народа. Ничего не поделаешь – тогда пусть они выдвигают.

    - И со стороны БЮТ, и со стороны «Нашей Украины» было за последнее время высказано множество клятв, что вы не будете блокироваться с Партией регионов. Как такая позиция совмещается с идеей единства Украины?

    - А при чем тут единство Украины к парламентской коалиции? Это смешно!

    - Партия регионов тоже представляет избирателей, и они тоже украинцы.

    - Никто ж не говорит, что они представляют монголов. Речь о том, что у нас разное мировоззрение. Они видят Украину зависимым государством, членом ЕЭП, с единым с Россией таможенным тарифом и т. д. Те задачи, которые они перед собой ставят, не совпадают с нашими задачами.

    - Но ведь они выражают интересы своих избирателей, с которыми партия в демократическом обществе не может не считаться...

    - Что ж, пусть создают свою коалицию и ведут Украину в Россию. Но мы с ними блокироваться не будем. Мы не желаем строить олигархическую Украину.

    - Не выйдет ли так, что вы разные Украины будете строить – растягивая страну на части?

    - Так раньше и было. До 2005 года мы не строили совместно Украину – сейчас только пробуем это делать. Партия «Батькивщина» - это политическая сила, которая имеет наиболее равную поддержку и на востоке и на западе. В Донецкой области мы в два раза соберем больше голосов – по социологическим данным, обнародованным «Нашей Украиной» - чем Партия регионов на западе Украины.

    И когда мы говорим «Партия регионов», мы имеем в виду именно Партию регионов, а не «донецких» или «горловских». Если завтра эта партия, не меняя состава, скажет, что пройдя в парламент, ее депутаты проспались, протрезвели и готовы занять государственническую позицию – нет вопросов – мы будем с ними сотрудничать. Там одна или две персоналии есть, которых следует вывести за рамки переговорного процесса. Никто же не сядет за стол переговоров с Колесниковым. Так же, как и с Порошенко. Это проблема тех сил, которые их к себе взяли.

    - А неформального лидера «Регионов» Рината Ахметова, кстати, вы куда относите – к тем, с кем можно разговаривать, или к тем, с кем нельзя?

    - Пока что криминальных дел по Ахметову не открыто. Есть только подозрения, которые не были подтверждены. Теоретически можно разговаривать, практически – посмотрим.

    - О представителях «режима Кучмы» в рядах БЮТа в прессе уже говорено достаточно. Но мы нетрадиционно вопрос поставим. У идеолога украинского национализма Дмитрия Донцова, фонд имени которого вы возглавляете, есть своеобразная классификация людей по морально-психологическим качествам. На высшую ступень Донцов ставит так называемых «нордийцев» - тех, кто способен свою жизнь полностью посвятить служению Отечеству. Люди, которых БЮТ к власти ведет – Бродский, Фельдман, Абдуллин – неужели они вам нордийцев напоминают?

    - Когда мы говорим о творчестве Донцова, нужно понимать его как творчество. Это - выдающаяся фигура в украинской истории, которая заклеймена, но не изучена.

    Нордийцы, остийцы – это не принципиальная характеристика при составлении списка. Другой вопрос – формирование элиты. Этот процесс тяжкий и долго. А если говорить об упомянутых личностях - какие претензии к ним как к кандидатам?

    - Были в одном лагере, перескочили в другой – это разве принципиальная позиция?
    - Это их личные проблемы. А Бродский с Кучмой никогда не был, нардепом стал из тюрьмы и никуда не скакал. Блок в данной ситуации доверил им определенную работу. Если справятся – отлично. Нет – плохо. Они говорят – да, мы были с Кучмой, потому что это был вынужденный шаг. Мы даем людям шанс.

    - Если прошлое Абдуллина или Губского – только их личные проблемы, почему БЮТ покинул Степан Хмара – человек, заподозрить которого в беспринципности даже враги не отваживаются?

    - Это надо у него спросить. Я не имею объяснения. Ни единой причины на самом деле не было. Это был авторитетный в партии человек, который влиял на процесс.

    - Тогда надо предположить, что у Степана Ильковича проблемы с рассудком. Беспричинно порвать со старыми соратниками, обвинив лидера партии едва не во всех смертных грехах – в здравом уме, согласитесь, такие вещи не делаются…

    - На тот момент он причин не называл. Когда человек отходит, он хочет забыть свое прошлое. И забывание этого прошлого иногда происходит путем понижения его уровня. Чтобы оборачиваясь, не было видно.

    - Хмара говорил, что его уход – как раз протест против некоторых людей в списке.

    - В принципе, теоретически, можно было говорить о протесте. Но лучше протестовать, оставаясь в партии. Нам нескольких одиозных личностей подсовывали – в итоге их нет в рядах блока.

    - А вы, кстати, протестовали против кого-нибудь из команды старой власти, кто идет по списку БЮТ?

    - Конечно. Но я обойдусь без фамилий. Демократия состоит не в том, чтобы постоянно говорить, что ты не согласен, а в возможности честно отстоять свою позицию. Однако если тебя убедили – все.

    - А что, если окажется, что на деле намерения руководства вашего блока совсем другие, нежели на словах - вот возьмет Тимошенко и создаст блок с «Регионами?» Вы готовые в таком случае последовать дорогой Степана Хмары?

    - Я не верю в такой сценарий. Подозревать нас в готовности блокироваться с Януковичем нет оснований. Отношения, конечно, есть со всеми. Но «брачный контракт» с Партией регионов в отличие от «Нашей Украины», не мы оформляли.

    - То был не совсем традиционный «брачный контракт»…

    - Это уже другой вопрос.

    Есть заявление лидера БЮТ. Она сказала, что ни единых коалиций, ни единых союзов с Партией Регионов в будущем парламенте не будет. Значит, их не будет. Я ей верю.

    - Проблема, реально волнующая украинских бизнесменов – что после выборов случится с собственностью. В свое время Юлия Тимошенко сказала, что количество незаконно приватизированных при прежней власти предприятий достигает 3 тысяч…

    - Где и при каких обстоятельствах она это произнесла? Не было такого. Был список из 30 предприятий – список Кинаха. Это у него спрашивайте.

    Когда говорят про правительство Тимошенко, то я скажу, что такого явления, как «правительство Тимошенко», не существовало. Была премьер-министр Тимошенко и ее команда в правительстве. Из трех человек. Вы думаете, хоть одно поручение главы правительства вице-премьер Роман Безсмертный выполнил? Он ей стакан воды ни разу не подал. Ни разу! Как и вышеупомянутый Жвания. Я это без иронии говорю, потому что видел реальное отношение к премьеру.

    - То есть людям, которые при Кучме купили предприятия задешево, не надо бояться, что придет премьер Тимошенко и начнется «раскулачивание?»

    - Вопрос «задешево» не ставится. Ставится вопрос законно или не законно. Вот представьте ситуацию: вы хотите купить себе квартиру, и у вас есть 300 тыс. грн. на это. Можно пойти и сразу купить то, что предлагается на эти деньги. А можно поступить по другому. Допустим, у вас есть знакомый в милиции или ОВИРе, который утверждает, что гражданин Петренко – владелец устраивающей вас квартиры, срочно «пакует чемоданы». Вы идете к этому человеку и совершаете покупку на 50 тыс. дешевле. Это законная операция? Стопроцентно. Но аморальная, ведь вы воспользовались затруднительным положением человека. Иногда, не побоявшись извлечь выгоду из чужого горя, можно и в несколько раз дешевле жилье купить – например, когда малолетние дети остались без родителей и срочно нуждаются в деньгах. Это будет большой грех, но при этом не исключено, что сделка окажется законной.

    Так же и с предприятием – используя служебное положение, можно было разрушить предприятие, и купить его за бесценок, не отступая при этом от буквы закона. Тут ничего не сделаешь. А вот если было допущено еще и нарушение закона – за дело возьмутся следствие и суд. Не правительство – оно может лишь подозревать о законности или не законности приобретения тех или иных предприятий. Кто купил предприятие законно, но не морально, все равно не смогут спать спокойно – им отвечать перед Богом. А вот кто не законно – тот будет отвечать перед судом.

    - В варианте коалиционного соглашения, в одностороннем порядке подписанного лидером БЮТ, есть положение о необходимости отказа от всех гарантий, данных представителям бывшей власти, и в частности - об обеспечении «в полном объеме расследования преступлений, совершенных бывшим президентом Кучмой». Итак, вы будете добиваться «посадки» экс-президента?

    - Это компетенция опять-таки суда. А мы можем лишь требовать следствия по этому делу. Чтобы нам, обществу в целом, дали ответы на ряд вопросов. Мы говорим о преступном режиме Кучмы. Кто же совершал преступления? Имен пока не слышно. Нужно или отозвать заявления, что режим был преступный, и сказать, что просто власть была плохая, потому что неэффективная, или же назвать преступников поименно. А раз это были преступники при власти, их тем более необходимо привлекать к ответственности.

    Леонид Кучма, уйдя с поста, даже допрошен ни разу не был по тем преступлениям, которые обозначены в записях Мельниченка. Я считаю, что Кучма - преступник, но это нужно четко доказать в суде. Вот как о Порошенко суд постановил - честнейший человек, хотя люди…

    - Ваша оценка действий украинской власти в вопросе пересмотра платы за пребывание Черноморского флота? Не выйдет ли, что стремясь продемонстрировать силу, мы лишь выставим напоказ свою слабость?

    - Да, украинская власть пока демонстрирует слабость. Но в целом наше государство заняло правильную позицию. Плата за газ по рыночным условиям – значит и за пребывание флота тоже. Россия начала кидаться камнями, живя в стеклянном доме. Мы, правда, еще не ответили. Россия имеет более сильных переговорщиков, но куда слабее позицию - и по Черноморскому Флоту и по газу. Если наша команда возьмется за переговоры, мы в обеих случаях отстоим интересы Украины. И не потому, что у нас какие-то особенные способности. Земля чья? – Наша. Газотранспортная система чья? – Наша. Кто определяет цену? - Мы. Значит, мы и будем определять условия.

    - А как заставить Россию вернуться к прежним соглашениям по газу? «Партия Регионов» вот ЕЭП предлагает оживить...

    - При ЕЭП газ для Украины будет бесплатным, но все равно гораздо дороже, чем был раньше. Мы ничем уступать не собираемся. Мы просто предложим России возможность нормально торговать газом с Европой. А то украинская газотранспортная система старая, ни разу не модернизировалась, может поломаться? Может…

    - Вы предлагаете шантажировать Россию?

    - Почему шантажировать? Переговоры вести.


    DailyUa

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.