За две недели до выборов лидером избирательной кампании в Киевсовет остается БЮТ. Вопреки ожиданиям, у блока нет своего кандидата на пост столичного градоначальника. Как нет и у других проходных сил. Крупные всеукраинские партии и блоки предпочли договориться с действующим мэром и ведут столичную кампанию «по остаточному принципу», сконцентрировавшись на парламентской.
По словам директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, если в 2002 г. за власть в Киеве сражались всеукраинские партии, с одной стороны, и одна местная мэрская «Єдність» — с другой, то в 2006 г. активную избирательную кампанию в столице ведут лишь несколько региональных проектов. Здесь блоки Леонида Черновецкого, «Гражданский актив Киева» и «Киев — европейская столица». Политические «мэтры» на столичные игры не распыляются.
К группе региональных проектов эксперты АМС относят и блок Виталия Кличко «Пора-ПРП». Его лидер долгое время рассматривался как один из реальных претендентов на пост столичного мэра. Однако, судя по вялой кампании, блок отказался от этой идеи. Как и не менее сильный противник г-на Омельченко — БЮТ. Ради «охоты» за премьерским креслом его руководство оставило попытки «взять» кресло киевского мэра. Хотя подходящих кандидатур было хоть отбавляй: экс-вице-премьер-министр, «ди-джей Майдана» Николай Томенко, бывший столичный градоначальник Леонид Косаковский и экс-«яблочник» Михаил Бродский.
Похоже, подобных взглядов придерживается подавляющее большинство всеукраинских политических сил, имеющих шансы войти в Киевсовет (см. табл.). Эксперты уверяют, что все они заключили договоры о взаимной поддержке с непотопляемым Александром Омельченко. Замдиректора АМС Алексей Голобуцкий назвал этот феномен «технологией бюрократического сговора». По его словам, таким образом г-ну Омельченко удалось не только получить мэрские гарантии, но и серьезно подстраховаться (согласно Закону «О столице», две трети депутатов Киевсовета могут отправить мэра в отставку.— Авт.). Четыре его однофамильца и еще 37 кандидатов, среди которых Валерий Асадчев (нардеп, УНП), Адам Мартынюк (первый зампред ВР, КПУ), Юрий Гайсинский (прокурор Киевской области) и Леонид Черновецкий — не конкуренты Сан Санычу. По словам эксперта АМС Ярослава Павловского, г-н Омельченко даже участвовал в составлении «киевсоветовских» списков «НУ».
К слову, у этого блока едва ли не самая «репрезентативная» первая пятерка. Такой не может похвастаться команда г-на Черновецкого, основным имиджевым ресурсом которой является он сам, финансовым — его банк, а электоральным — члены его религиозной общины и маргинальные группы населения. «Анонимностью» страдает и едва ли не самый технологически и коммерчески успешный киевский проект — «Гражданский актив». Хотя его представители неоднократно заявляли, что перечни кандидатов формируются на конкурсной основе. По словам экспертов АМС, списки практически всех политических сил, идущих в Киевсовет, составлялись в «особо закрытом режиме».
Весьма интересным проектом специалисты считают блок «Киев — европейская столица». До недавнего времени он позиционировался как основная оппозиция «проомельченковским» силам. Однако вскоре о лидере блока Льве Парцхаладзе заговорили как о представителе... мэрских интересов и посреднике в переговорах между г-дами Омельченко и Кличко. На выборах в Киевсовет «Европейская столица» и ГАК имеют шанс «обскакать» таких «зубров» украинской политики как СПУ, список которой усилен «тяжелой артиллерией» — Валентиной Семенюк и Юрием Луценко (традиционная для социалистов технология.— Авт.). А также Партию регионов (ее 3,5% — результат агрессивной информационной кампании) и Народный блок Владимира Литвина. Социологи обращают внимание на то, что последние могут в Киевсовет и не попасть. В этом случае мандаты распределят не девять, а шесть политических сил из 55 зарегистрировавшихся. Всего же на каждое из 120 киевсоветовских кресел претендует в среднем по 17 соискателей.
Экономические известия
e-news.com.ua