Во время президентской кампании 2004 года Виктор Ющенко наобещал ударно, совсем в советском стиле, за пятилетку создать пять миллионов новых рабочих мест. И как тогда казалось, обещал не просто ради красного словца. Тогда политтехнологи в штабе будущего президента проводили исследование проблем, наиболее волнующих граждан. По результатам опросов, первые два места заняли рост цен и безработица.
Как на деле выполняются предвыборные обещания выяснить довольно сложно. Власть докладывает о выполнении годичного плана – в течение 2005 года в стране создан 1 миллион новых рабочих мест, в течение текущего планирует создать еще один. Оппозиция ставит под сомнение эти цифры. Кому верить?
Известно, что для Западного региона проблема безработицы стоит наиболее остро. Здесь за последний год какого-либо существенного изменения ситуации на рынке труда местным населением не замечено. Тамошние жители как собирали в Португалии апельсины, так и продолжают собирать. В деревнях крестьяне как сидели, сложа руки, так и болтаются без дела и сейчас.
Рост уровня безработицы в этом регионе в значительных масштабах начал наблюдаться еще в середине 90-х, когда промышленные предприятия, которых и так здесь немного, начали сокращать объемы производства, а соответственно и количество рабочих мест. Приблизительно в это же время начался развал аграрного сектора экономики.
По идее, резкий рост безработицы влечет за собой социальный взрыв. Но этот взрыв не состоялся в связи с особенностью украинцев находить нетрадиционные методы решения проблем. Спасение от безработицы украинские граждане нашли в соседних и даже не очень соседних странах, таких как Испания, Италия, Португалия.
Безработица заставила многих украинцев освоить не только страны Западной Европы, но и Россию. Ведь в Москве и Санкт-Петербурге для строителей не так сложно найти себе работу с приличной оплатой.
Таким образом, со временем вопрос безработицы потянул за собой и другую проблему – эмиграции. Ведь если в Москву или Польшу люди ездят на сезонную работу, то в странах Западной Европы зароботчанство длится по нескольку лет, в результате чего молодые семьи зачастую распадаются, дети растут без родителей. На Галичине, где семейные узы традиционно считались крепкими, происходят серьезные катаклизмы в этом плане.
Поэтому решение проблемы безработицы — это не только создание рабочих мест для тех, кто официально зарегистрирован безработным в центрах занятости, но и создание условий, благоприятствующих возвращению значительной части украинских граждан на родину.
Вопрос занятости населения следует разделять на две части – безработица в сельской местности и отсутствие работы в городах. В условиях застоя промышленного производства на Западной Украине, в областных центрах все-таки можно найти себе какую-никакую работу в сфере обслуживания, на строительстве или в госучреждениях. Но, вкусив западноевропейских денег, человек уже не спешит работать на благо родины. Скажем, если хотя бы один член семьи работает в Италии и ежемесячно зарабатывает от 500-600 долларов, то для его родственников за 350 или даже за 500 гривен в родном городе трудиться нет особого стимула. Свидетельством этого факта является существование на рынке труда региона определенного количества вакансий, которые длительное время остаются не занятыми.
28-летний тернопольчанин Михаил Турчинский утверждает, что даже если он будет зарабатывать тысячу гривен в месяц, накопить на квартиру ему нереально. Также нереально и взять кредит в банке, потому что его все-таки нужно возвращать, да еще и с процентами. «Поэтому приходится выбирать – либо всю жизнь провести в семейном общежитии, или все-таки думать о выезде заграницу на несколько лет».
После того как колхозы рухнули, многие работоспособные крестьяне оказались не у дел. Земли в деревнях либо стоят не вспаханные, либо их обрабатывают крупные агрофирмы. Но эти частные агропредприятия используя современную технику, не нуждаются в большом количестве рабочей силы. Таким образом, значительной части крестьян приходится спасаться небольшим домашним хозяйством. В нынешних условиях — это спасение от голодной смерти.
Мария Метельская, которая вот уже несколько лет ездит на сезонные заработки в Польшу, говорит: «Когда я еду в Варшаву, всегда говорю себе и родным, что это в последний раз. Но, возвращаясь, думается уже по-другому. А на что жить? Ведь хорошо оплачиваемой работы в сельской местности сейчас попросту не существует».
В советские времена в сельских населенных пунктах средних размеров практиковалось создание консервных и кирпичных заводов, швейных цехов и прочее. Возрождение подобного производства, а также развитие сферы обслуживания на селе способствовало бы разрешению проблемы деревенской безработицы. Вопрос только в том, насколько эффективно власть сможет справиться с этим заданием, и справиться ли вообще? Ведь работа не волк, она из леса не прибежит.
DailyUA
e-news.com.ua