Результаты голосования, скажем, за «Вече» или «Народную оппозицию» никого особенно не удивили. А вот поражение Блока Литвина стало очередным сюрпризом. Причем не просто «как фанера над Парижем» пролетел новоиспеченный кандидат, а еще и с таким свистом, который даже не удавался коммунистам. Не столько вопрос – в чем причина этого краха, сколько в том - как же быть дальше украинскому экс-спикеру.
История одного спикера
В большую политику Владимир Литвин пришел в период многолетнего правления первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого. Став его помощником, он на многие годы избрал для себя роль "второго человека", преданного вышестоящему начальнику и четко выполняющего все его указания. Щербицкий враждовал с Леонидом Кравчуком. После его ухода должность первого секретаря получил Станислав Гуренко, в команду которого и попал Литвин. Во время августовского путча в Москве аппарат украинской компартии фактически стал на сторону ГКЧП, за что вскоре и поплатился своим полным разгоном и запретом партии. Литвин не мог поверить, что власть, к высшим эшелонам которой он принадлежал, могла в принципе проиграть. Он проявил политическую близорукость и был выброшен из властной обоймы, оставшись на год без работы: вынужден даже подрабатывать ночным сторожем в одной из киевских компаний, дежуря посменно с бывшим руководителем Львовского обкома КПУ, а ныне вице-спикером Адамом Мартынюком.
В отличие от Мартынюка Литвин в коммунистическом движении более не участвовал, но методы управления и даже внешнюю атрибутику советских времен использует до сих пор. В наглядной агитации его предвыборный блок вовсю применяет образы брежневских времен - поющих под гитару комсомольцев в заношенных пиджаках и воодушевленных рабочих у мартеновских печей. Спикер все еще сохраняет привычку награждать грамотами депутатов, которые наиболее плодотворно работали на законодательном поприще. Впрочем, карьера партаппаратчика, которая так резко оборвалась, повлияла не только на вкусы Литвина, но и помогла ему найти место в новой системе. Именно с помощью старых партийных связей он смог получить место на кафедре истории Киевского университета и через общий интерес к истории сблизиться с главой администрации президента Кучмы Дмитрием Табачником. Именно Дмитрий Табачник помог Литвину вернуться в большую политику - продвинул на пост советника президента по политическим вопросам. Дальше пошло как по маслу: он стал заместителем главы президентской администрации, затем первым помощником президента. К концу первой каденции Кучмы очень немногие могли попасть на прием к главе государства в обход Литвина, который также отвечал за подготовку всех речей президента. Он сумел зарекомендовать себя одним из наиболее образованных и опытных в аппаратных интригах соратников Кучмы.
Позднее лидер СДПУ (о) Виктор Медведчук убедил Кучму поставить руководителя администрации во главе пропрезидентского блока "За Единую Украину" с тем, чтобы затем выдвинуть его в спикеры. Медведчук не только занял опустевшее кресло главы администрации президента, но и рассчитывал, что кабинетный чиновник Литвин не справится с управлением Верховной Радой и быстро утратит доверие Кучмы. Спикер предпочел не начинать самостоятельную политическую игру, но его конфликт с Медведчуком перерос в противостояние с президентом Кучмой. Председатель Верховной Рады 27 ноября 2004 года продавил через парламент постановление о признании недействительным второго тура выборов президента. Этот документ не имел юридической силы, но показал сторонникам Ющенко, что парламент на их стороне. Позднее Литвин трижды ставил на голосование вопрос о недоверии правительству Виктора Януковича, пока не получил необходимый Ющенко результат. Это решение также нарушало Конституцию, поскольку кабинет Януковича нельзя было отправлять в отставку в течение года после одобрения программы его действий.
Своей командой Литвин решил обзавестись только после того как утратил доступ к телу президента Кучмы. Возглавить аграрную партию, ныне переименованную в Народную, Литвин согласился летом 2004 года после долгих уговоров. Выбор в пользу аграриев в основном определялся тем, что на тот момент это была единственная крупная сила с разветвленной региональной структурой, которая не имела связей среди ведущих политиков. Вице-премьер по вопросам АПК в правительстве Януковича Иван Кириленко с удовольствием уступил Литвину место лидера аграрной партии.
Вместе с аграрной партией Литвину досталась и значительная часть его нынешней команды, и в первую очередь лидер фракции народников в нынешнем парламенте, фактический владелец НПЗ "Галичина", Игорь Еремеев. Как и бывший президент (Л.Д. Кучма), Литвин доверяет только очень незначительному числу проверенных временем людей - бывшему главе Пенсионного фонда Борису Зайчуку, Сергею Левочкину, пресс-секретарю спикера Игорю Сторожуку. Между узким кругом приближенных и остальными членами команды есть дистанция, но нет открытых конфликтов. "Если возникают какие-либо "искры" в стане Народной партии, то они очень быстро гасятся или, по крайней мере, тщательно конспирируются", - заявил бывший народник, а ныне член фракции "Регионы Украины" Дмитрий Святаш.
Второй эшелон управления блоком составляют лидеры фракций Народной партии и Народного блока Литвина Игорь Еремеев и Игорь Шаров (бывший лидер фракции "Трудовая Украина"), а также Виктор Пилипишин. Последний - непубличный человек, один из крупнейших столичных. Он тесно связан с наиболее авторитетным в Киеве руководителем Печерского района Анатолием Коваленко и владельцем сети супермаркетов "Фуршет" Виктором Баленко. Именно Коваленко в свое время содействовал приходу Александра Омельченко к власти в столице, и сейчас с его помощью именно под Литвина формируется своего рода киевская группа влияния. Постепенно в ее ряды втягиваются чиновники и бизнес структуры и из других областей северной и центральной Украины.
Главным кадровым ресурсом блока являются те региональные чиновники и бизнесмены, которые оказались не у дел после смены власти и нашли в Народной партии доступную политическую крышу. Общим для всех, кто пополнил ряды сторонников спикера, является то, что команда Ющенко для них в такой же мере чужая, как и донецкие. Блок пополнился бизнесменами Анатолием Гершфельдом из Харькова и Олегом Салминым из Запорожья, влиятельной днепропетровской группой Касьянова-Мартыновского. Благодаря таким кадрам блок очень быстро обзавелся мощными региональными структурами и связями, позволяющими рассчитывать на сносный результат в Центральной Украине, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Ивано-Франковской областях.
По словам Костя Бондаренко, основной электорат Литвина на 80% формируется из бывших сторонников Виктора Ющенко, несмотря на многочисленные попытки блока работать на электоральном поле Виктора Януковича. Возможно, из-за этого партия "Возрождение", связанная с Юрием Ехануровым, стала оказывать серьезное давление на структуры народников в западно-украинских областях, переманивая их под свое крыло. Некоторые депутаты из блока Литвина считают такую ситуацию одной из причин жесткой позиции спикера в отношении нынешнего правительства.
Следует отметить, что раннее лидеры крупнейших партий заявляли, что ключевой фигурой после политреформы будет премьер. Очевидно, что ключевая фигура в парламентской республике - спикер, у которого максимум полномочий, минимум ответственности. Кресло спикера с момента запуска политреформы в 2002 году готовилось для Леонида Кучмы, и перечень полномочий выписывался именно под него. Теперь основным претендентом на место спикера, после поражения на выборах Литвина, считается лидер социалистов Александр Мороз. Их личный конфликт и борьба возглавляемых ими политических сил является интригой второго уровня после соперничества между Партией регионов, БЮТ и НСНУ за лидерство в будущей коалиции. Народный блок и СПУ работают на одном электоральном поле: село и маленькие города.
Продолжение следует…
Дмитрий Воронков,
ELCOMART Выборы
e-news.com.ua