Первое заседание Верховной Рады пятого созыва показало, что оранжевая коалиция все де будет создана, лакмусовой бумажкой стало единодушное голосование БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ за объявление перерыва в работе парламента. Вместе с тем народный депутат Украины Игорь Шкиря уверен, что коалиция Партии регионов и «Нашей Украины» все еще может состояться…
- Вы еще верите в коалицию оранжевых и Партией регионов?
- Да. Я уверен, что эта коалиция еще может состояться.
- Верите, несмотря на единодушное голосование оранжевых за постановление о перерыве в работе ВР?
- В четверг оранжевые продемонстрировали нежелание одной из этих трех сил создавать коалицию. А проголосовали единодушно, чтобы сохранить лицо. Еще раз подчеркиваю, коалиция Партии регионов и «Нашей Украины» еще может состояться.
- На чем базируется ваша уверенность?
- Прежде всего, не на большой взаимной любви друг к другу. Моя уверенность базируется на надежде, что прагматизм в «Нашей Украине» возьмет верх над какими-то эмоциональными или амбициозно националистическими веяниями. Я надеюсь, что в «Нашей Украине» придут к тому, что помимо так называемых интересов Майдана, идеалов Майдана, взаимной нелюбви, в том числе и определенной нелюбви националистического крыла этой партии ко всему тому, что находится на левом берегу Днепра и восточнее, «Украина понад усе». Это их лозунг, и мы его принимаем. Экономика страны и руководство страной – это не только трезубец и желто-голубой флаг или какие-то идеалы, это еще и серьезная работа, серьезные знания, опыт, и другого пути просто нет. Я могу предположить, что такая коалиция не ограничится только «Нашей Украиной» и Партией регионов, к ней могли бы присоединиться и социалисты, и значительная часть таких же прагматично настроенных депутатов из БЮТ. Но для этого нужна, конечно же, воля, желание, понимание и, разумеется, это все не обойдется без участия Президента. Своим неучастием он сегодня либо подыгрывает скандалу, который вот-вот разразиться в стане оранжевых, либо на него идет давление откуда-то из вне. Но в любой случае нужно просто найти единые идеалы, согласовать позиции, найти нечто среднее, найти компромисс и двигаться вперед.
- Вы ждете, пока БЮТ и «Наша Украина» окончательно рассорятся, или переговорный процесс по созданию коалиции с вашей партией идет?
- Переговорный процесс никогда не останавливается. Кто бы что не говорил, консультации, переговорный процесс всегда шел и шел даже в самые горячие времена, а сейчас тем более. Нужно понимать, что у нас и у наших партнеров по парламенту нет подобного опыта, в Украине создание коалиции будет проходить впервые, поэтому все сегодня блефуют. Просто Партия регионов менее шумная, чем наши оппоненты, особенно БЮТ, поэтому кажется, что Партия регионов более пассивная, и она отдает инициативу в другие руки. На самом деле мы просто более прагматичны, знаем цель, и мы к ней идем.
- Какие условия будет выдвигать ваша партия при формировании коалиции?
- Прежде всего, мы будем настаивать на формировании Кабинета Министров и руководителей всех исполнительных структур в Украине по принципу профессионализма. Это то, что явно не просматривается у возможной оранжевой коалиции. Мы видим сегодня, я думаю, и народ видит непрофессионализм власти, которая была сформирована после Президентских выборов 2004 года. Люди подбирались по принципу, главное, чтобы он был не из стана Януковича, не из Донецких, главное, чтобы он был своим и разделял какие-то интересы, чтобы был управляем, а его профессиональные качества не учитывались. И все это теперь обернулось в экономические проблемы, в проблемы с газом. Поэтому главное – это профессионализм и искренние намерения по улучшению экономической ситуации в Украине.
- А готова ли Партия регионов идти на уступки, например, в отношении русского языка?
- Мы готовы. Мы предлагаем сначала положить на стол все проблемы, которые есть в Украине, из них отобрать те, которые одинаково понимаются двумя или тремя партиями, и начинать действовать. Пока вывести за скобки те проблемы, решение которых по-разному понимаются и партиями, и находить компромиссы. Убрать отсюда эмоциональную, политическую составляющую, и добавить конструктивизма и рационализма. И тогда все будет решаться намного проще. Что касается русского языка, нравиться кому-то или не нравиться, но две трети киевлян говорят на русском языке. В столице Украины! Это же о чем-то говорит… Ведь последние десятилетия в большей степени Киев заселялся не представителями восточной Украины, а представителями западной Украины, потому что в постсоветские годы элита восточной Украины ехала в основном на север – в Москву. Там нужны были самые квалифицированные кадры, а не секрет, что они рождались именной в восточной Украине. Поэтому Киев заселялся представителями западных областей Украины, а он сегодня по-прежнему в основном говорит на русском языке. Я считаю, что проблема надумана борцами за девственность украинского языка в Украине, но я не думаю, что ее нужно ставить главной. Когда будет хлеб эта тема сразу отойдет на второй план, потому что не будет иметь значение, на каком языке ты говоришь, главное, чтобы ты приносил пользу стране, и страна тебе тем же отвечала.
- Если все-таки Партия регионов не окажется при власти, как вы будете отстаивать свою позицию?
- Ее будет отстаивать не трудно, потому что быть в оппозиции в составе 200 с лишним человек очень не трудно. Труднее было, когда после оранжевой революции за наши предложения в парламенте голосовало 60-80 человек. Сейчас это будет не трудно. Другой вопрос, будет ли лучше стране, когда одни не умеют руководить, а другие их не будут поддерживать, потому что не могут полноценно влиять на процессы. Стране от этого будет только хуже.
- Существует мнение, что оранжевая коалиция будет создана только для того, чтобы уничтожить Юлии Тимошенко…
- В том числе, но мы с вами только что обсудили вопрос: а где страна? Может быть кому-то Тимошенко мешает, как возможный конкурент на следующих Президентских выборах, и, наверное, так оно и будет, если будет создана оранжевая коалиция. По всей видимости, у Тимошенко будут мизерные шансы улучшить свое электоральное положение. Но страну жалко.
- Подведите итоги работы Верховной рады четвертого созыва.
- Мне трудно судить, потому что это был первый созыв, когда я работал депутатом. Я думаю людям, которые много раз избирались депутатами, было бы проще сравнить. Но я бы поставил парламенту 3+ или 4-. Страна находится на этапе реформирования, она прошла два серьезных этапа: 2004 год и 2006 год. Мы только строим независимую страну, мы только пытаемся выстроить систему демократических правил, демократических взаимоотношений. Парламент был таким, каким его избрал народ в 2002 году. Я не могу сказать, что он сработал во вред. Я думаю, что он мог бы быть гораздо эффективнее, но изменения Конституции мы приняли, избрание парламента на пропорциональной основе приняли. Хотя я депутат – мажоритарщик, и для меня это было шоком, нужно было перебороть в себе многие вещи, и таких, как я, было большинство. Мы приняли несколько кодексов, поэтому парламент, наверное, был не самым плохим.
- А каким будет новый парламент?
- Он будет, по моему мнению, более профессиональным, несмотря на то, что в его составе более 150 депутатов, которые избирались первый раз. Их качественный уровень, по-моему, гораздо выше тех 150 или 200 депутатов, которые в парламент не попали. Поэтому, я думаю, что уровень парламента будет выше. Другой вопрос в том, что значение отдельного депутата будет ниже, потому что основные вопросы будут решаться партиями и во фракциях. Многое будет зависеть как раз от мудрости лидеров, чтобы за политическими каким-то баталиями, амбициями не потерять главное, то зачем нас народ избрал – это развитие страны и улучшение уровня жизни, качества жизни в Украине, и восприятия нас за рубежом. Мы уже не должны быть пасынками, которыми мы являлись долгий период времени. Я думаю, что через пять лет страна станет лучше. Я уверен в этом.
- Первые инициативы Партии регионов в новом парламенте? Какие законы в первую очередь будут выдвигаться на голосование?
- Таких законов огромное множество, но я думаю, что первым будет закон об оппозиции. Сегодня в оппозиции из представленных в парламенте сил побывали уже все: «Наша Украина», БЮТ, Партия регионов, коммунисты с социалистами тем более - они много лет были в оппозиции к Кучме. Я думаю, что все осознают необходимость принятия закона, который бы прописывал права, возможности оппозиции, ее роль в государстве, чтобы она не была какой-то там остаточной, а могла влиять на решения, чтобы ее мнение всегда было услышано. Когда народ будет видеть конкурентное мнение власти и оппозиции, это будет полезно для страны и для власти, прежде всего.
- Будет ли в начале работы новой Верховной Рады сформирован Конституционный суд?
- Да, но чуть позже. Поверьте, сегодня он не является главным насущным хлебом, который нужен народу. Кроме того, есть определенное недоверие у депутатов и к Президенту, и к возможной коалиции по поводу того, что кто-то попытается использовать Конституционный суд в своих целях. А мы уже видели, как судей можно использовать. Не нужно делать из этого трагедии. Нужно быстрее формировать коалицию, быстрее формировать правительство, вверять ему все бразды правления, и пусть оно несет всю ответственность.
- И когда будет сформирована коалиция?
- Она может быть сформирована и 7 июня. Другой вопрос в том, что она будет создана декларативно для того, чтобы у Президента не было шансов для отсчета счетчика. С другой стороны не все депутаты, которые войдут в эту коалицию, будут согласны с таким вхождением, и по последующим голосованиям, возможно, будет видно, что коалиция создана формально. Поэтому создание коалиции возможно и 7 июня и 25 июня.
- На какую должность вы претендуете?
- Я пока не претендую на должности.
- Но у вас же есть политические амбиции…
- У меня есть амбиции по самореализации в парламенте. Для этого еще есть очень большие резервы, а дальше жизнь покажет. Если обстановка будет складываться так, что и партия и команда посчитают нужным какой-то мой рост, движение вне партийных парламентских структур, то я только-за.
«Столичные новости»
e-news.com.ua