На этой недели очередь председательствовать на заседании парламента дошла до «нашеукраинцев». Правда, Николаю Катеринчуку полноценно поруководить не вышло, так как работу Верховной Рады было прервано через семь минут после вступительной мелодии казацкого марша. Зато Николай Дмитриевич ощутил на себе «драйв» от пребывания в эпицентре политического конфликта. То, что своим голосованием провели «помаранчевые», не пришлось по вкусу оппозиционерам. Они подняли шум и бросились блокировать трибуну. Несколько возмущенных парламентариев даже попробовали выхватить спикерский микрофон. Катеринчук (кстати, одним из его хобби есть занятия боксом) активно защищал громкоговоритель. А еще ощутил на себе дерганье соседки, которая сидит в президиуме по правую сторону, «регионалки» Раисы Богатыревой. Так что первый блин для Катеринчука оказался пикантным на вкус.
Вопреки тому, что Катеринчука было делегировано в президиум от «Нашей Украины», он не является претендентом на спикерство. Хотя в интервью «УМ» глава исполкома НСНУ говорит, что хотел бы стать вице-спикером. Или же главой Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
- Николай Дмитриевич, вы входите во временный президиум Верховной Рады, которая будет работать до того времени, пока парламент не изберет себе руководство. Заседание при вашем председательстве хотя и было коротким, но не простым...
- Роль спикера сложная. С одной стороны, ты являешься народным депутатом – таким же самым, как и все другие, с такими же правами. С другой - тебе доверили вести заседание. Для политика очень важно ощутить эту границу.
Надо подчеркнуть, что сегодня перед украинским парламентом стоит ряд сложных задач. Прежде всего, это экзамен на демократическую зрелость, в частности формирования коалиции именно в демократическом формате. Перед последним заседанием Верховной Рады мы узнали, что будет попытка подыграть Российской Федерации, что оппозиция будет пробовать синхронизировать свои действия с обращением Государственной Думы России, которая осудила намерение вступления Украины в НАТО. Т.е. у них была цель использовать трибуну парламента в своих политических целях и таким образом дестабилизировать политическую ситуацию. Это могло планироваться и под переговорный процесс, который идет к завершению. Так как не является секретом, что у этой коалиции есть много врагов - и внутренних, и внешних. Так же не является тайной, что Российская Федерация сейчас использует наши политические силы для решения своих геополитических целей.
Для нас это досадно. Эти шаги есть сугубо политическими и имеют целью ослабить определенные позиции Украины. С другой стороны, мы никогда не говорили, что вступление в НАТО - это первейший приоритет украинской власти, который любой ценой надо реализовать в ближайшее время. Без тщательной работы и учета мнения граждан этого не будет. Но заявления оппозиции имели целью возмутить атмосферу, например, перед ближайшим саммитом «Большой восьмерки» в России. Понятно, что на этих заседаниях может подняться вопрос о нашей интеграции в НАТО. Т.е. для нас было понятно, что надо сорвать определенный, скажем так, глобальный сценарий. И у нас это вышло.
- Вы решили им просто не давать слова?
- Да, нам это удалось. Даже сейчас они стараются собраться вместе, обсуждают какие-то инициативы. Ударение делается на «картинку»: делать какие-то заявления, а потом тиражировать их через масс-медиа. Досадно, что у наших политических сил все меньше можно увидеть позиции именно государственных расположений духа.
- Ваша цель, если говорить о последнем заседании парламента, есть понятной. Но при этом оппозиционеры предъявили обвинение вам в нарушении процедур, регламента.
- Думаю, так могут говорить только те, кто не читал регламента. Оппозиция предъявила обвинение нам, что мы не дали им слово для провозглашения своего мнения. Но в регламенте четко написано, что процедурный вопрос (объявление перерыва) разрешается ставить на голосование без обсуждения - это статья 50 Регламента.
Во-вторых, в порядке поступления предложений наша инициатива относительно объявления перерыва была первой. А выступления фракций с политическими заявлениями были вторыми. Конечно, если бы первая не прошла, то я бы поставил на голосование другое предложение. С другой стороны, регламент предусматривает четкий перечень вопросов, которые могут рассматриваться к тому моменту, пока не будут избраны руководящие органы Верховной Рады. Ближайшие по этим вопросам - это утверждение комитетов и объявление коалиции. Выступления от фракций и их политические заявления в настоящее время не предусмотрены.
- Решение перенести заседание парламента на 14 июня было принято небольшим количеством голосов - 227, т.е. с запасом всего лишь в один голос. Это не весьма большое преимущество. Возникает логический вопрос: как дальше будет работать коалиция, как она будет принимать свои решения, когда даже для этого важного вопроса едва хватило голосов?
- Я верю в то, что это был последний такой случай в работе будущей коалиции. Возможно, было много «молодых» депутатов, которые просто не сориентировались, так как этот вопрос проходил чрезвычайно быстро.
- Оппозиционеры раскритиковали объявление очередного перерыва в работе парламента. При этом они еще и предъявили обвинение «помаранчевым» в недееспособности. Дескать, если не смогли договориться на протяжении двух месяцев со дня выборов, то и в дальнейшем от такой коалиции буде мало толка...
- На самом деле 25 мая - в день, когда открылась работа Верховной Рады нового созыва, - и в Партии регионов, и у коммунистов, и у любой другой политической силы появилась возможность сформировать коалицию. Оппозиционеры сами признали, что они есть вне этого процесса. А если они хотят формировать свое большинство - пусть попробуют, никто не возражает.
Конституция выделяет на создание коалиции один месяц после того, как состоялось первое заседание парламента. И в самый раз коммунисты с Партией регионов активно участвовали в проводке этих конституционных изменений. Мы работаем согласно положениям Основного Закона. Поэтому мне непонятно, почему поднялась такая истерия.
Мы находимся в переговорном процессе. И откровенно сказали людям, что сейчас договариваемся, и именно для этого взяли перерыв. Безусловно, всем хотелось бы получить ответ сразу, например, в те сроки, на которые брался последний парламентский перерыв. Но, чтобы коалиция была крепкой, треба довести переговоры до логического конца. Наше объединение должно быть стойким, эффективным и четко прогнозируемым. Это требует от нас тщательной работы на стадии подготовки документов.
- После того, как следующее заседание парламента было назначено на 14 июня, оппозиционеры провели свое «собрание». Они также инициировали сбор подписей для созыва внеочередного заседания. Как вы думаете, насколько реальной есть перспектива этого заседания?
- Регламент не предусматривает возможности проводки внеочередных заседаний к тому времени, пока не будут созданы руководящие органы Верховной Рады. Если соблюдать порядок, утвержденного для этого переходного периода, то сейчас можно говорить разве что об определении комитетов и перечня вопросов, которыми они будут заниматься, а также об объявлении относительно создания коалиции. Пока не будут решены эти вопросы, пока не будет избран Глава Верховной Рады, до тех пор другие вещи не могут быть предметом рассмотрения.
- Относительно комитетов, можно ли спрогнозировать, каким будет их количество?
- Дело в том, что подготовительная группа, которая работала над этими вопросами, не зарегистрировала в парламенте ни одного постановления, которое мы могли бы взять к рассмотрению и обсудить в сессионном зале. Если бы такой документ был, мы могли бы рассмотреть вопрос. Но позиции отсутствовали просто. А мой прогноз такой, что количество комитетов увеличится на одни-два.
- Но раньше же «Наша Украина» выступала за то, чтобы их стало больше где-то на полдесятка.
- Да, были такие предложения. Здесь надо исходить из того, что любая законотворческая деятельность должна быть спланированной. Если мы в коалиционном соглашении предусматриваем, что надо решать проблемы, связанные с налоговой реформой, с широкой политической реформой, административно-территориальной, то мы просто вынуждены давать инструменты для реализации этих положений. Такими инструментами должны быть парламентские комитеты.
Сейчас нагрузка между комитетами очень разная. Например, в одном может быть шестьдесят законопроектов, а в другом, который расположен рядом, - сотни. Понятно, что такой баланс не дает возможности работать системно. Это надо исправлять. Так как системной работы требует прежде всего гражданин Украины. Например, надо провести налоговую реформу. Если ее зажать в рамки Комитета по вопросам предпринимательской и банковской деятельности, то она станет одним из ряда других направлений работы комитета, и неизвестно, возьмут ли депутаты ее приоритетом, или нет. Вместе с тем все соглашаются с тем, что налоговая реформа назрела давно. Невозможно говорить об экономическом росте без ее проводки.
- С другой стороны, есть мысль, что, если создавать новые комитеты, то их работа не будет плодотворной. Дескать, нет соответствующих достояний, не произведены традиции, придется немало времени израсходовать на раскачку.
- Я не вижу здесь никаких проблем. Организационно перед нами не возникнет больших трудностей. Формат демократической коалиции разрешает нам снимать все спорные вопросы через коалиционный регламент. Так что с прохождением законопроектов через комитеты проблем тоже не будет. Но нас в этом процессе интересует не количество, а
качество.
- Николай Дмитриевич, относительно коалиции, то сейчас интересно такое: если вам не удалось договориться о ней на протяжении последних двух месяцев, с каких пор прошли выборы, то удастся ли это сделать за неделю?
- Содержательная работа началась только после 25 мая. А если отталкиваться от того, что мы создаем коалицию с демократическими взаимоотношениями между политическими силами, такую коалицию, которая должна работать по меньшей мере пять лет, то даже двух месяцев мало. Нужно обо всем договориться, чтобы потом слаженно работать, а не перетягивать между собой канат. Поэтому надо детализировать каждый пункт соглашения. Она должна быть отображением гармонии в коалиции.
- Давайте поговорим о коалиционных переговорах в рамках вашей партии, ведь и внутри «Нашей Украины» идут определенные договоренности, высказывают предложения. Есть ли уже, скажем, некоторые конкретные кадровые решения?
- Могу сказать, что такая работа ведется. Мы собирали от народных депутатов так называемые «хотелки» - документы, в которых парламентарии высказывали пожелания, в каких комитетах они хотели бы работать. Но дальше эти вопросы не продвигаются, так как сперва надо договориться о коалиции. Коалиционное соглашение будет включать в себя раздел сфер ответственности, там будут затрагиваться квотные представительства и в правительстве, и в парламенте, и в других органах власти. Поэтому более тщательная работа у нас будет потом, после подписания соглашения.
- Сейчас складывается так, что среди самых влиятельных должностей «Наша Украина» получит спикера. Были сообщения, что от «НУ» на пост Главы Верховной Рады рассматривается три кандидатуры. Так ли оно есть и о каких людях идет речь?
- «Наша Украина» - это блок, который состоит из шести партий. Здесь тоже надо выработать консолидированную позицию. Сейчас мы говорим о спикерстве как о должности, которую блок получит для реализации программы, с которой он шел на выборы. О персоналиях поговорим позднее.
- Николай Дмитриевич, может, среди этих кандидатур есть и ваша фамилия? Вам же все-таки поручили представлять «Нашу Украину» в президиуме Верховной Рады.
- Нет, моей кандидатуры там нет.
- Какую в таком случае должность вы хотели бы занять?
- По «хотелкам», о которых уже упоминал, я хотел бы возглавить Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Это если будет создан этот комитет, а спикером станет представитель «Нашей Украины». В случае, если это не состоится, и Главой Верховной Рады станет представитель другой силы - хотя я думаю, что главой ВРУ будет «нашеукраинец», - тогда я буду предлагать и партии, и политическому блоку выдвинуть мою кандидатуру на должность вице-спикера.
Украина молодая e-news.com.ua