В Украине со стороны нового парламента и особенно новейшего правительства в последнее время можно услышать очень интересные, даже забавные вещи. Если две недели назад речь шла о существовании одновременно и политического, и экономического, и системного, и морального кризисов, то сейчас этих кризисов почему-то нет. Их никто не вспоминает и они никому не нужны. Зачем говорить о вещах, которые не существуют? Это как у Платона: что во сне, то и наяву, что в мозгах, - то и пощупать можно. А Явь она меняется буквально на глазах: за две недели ушли и противостояния, и противоречия. Сплошная тишь и благодать. А к осени, как заявил новый вице-премьер, Клюев, вообще будет сплошное кладбище – 322 депутата проправительственных! Какая точность! Наверное, уже и бюджет для этого подготовлен. Ведь такого небыло еще ни в одной стране мира. Разумеется, кроме Кубы и Северной Кореи. Ах да, еще и России. Но ориентиры, они как участки на кладбище, - с появлением новых старые отодвигаются куда-то вдаль…
Или, скажем, правительство, которое работает на коалицию. За те же прошедшие две недели была и «антикризисная коалиция», и когда-то в мечтах «демократическая коалиция», и «правительство национального согласия», и «правительство антикризисных менеджеров», породивших Оранжевую революцию, и еще много чего интересного. Забыл. Всего не вспомнишь. Столько слов, речей, изречений, тайных круглых столов, квадратных стульев, таинственных переговоров, столько общественности, которая оказалась лишней при поиске национального согласия, - то ли общественность не та, то ли она не того цвета, то ли у нее деньги лежат не в том банке, то ли зачем она вообще нужна… в правовом государстве. Теперь бы не запутаться, по какому закону живешь, - то ли основному конституционному, то ли национального согласия по региональным обычаям. Но – какие эпитеты и определения получает нынешнее большинство! И тут возникает вопрос: разве дело в названии, а не в самом проекте, - что же говорят «коалицианты» сейчас и что же они говорили до выборов, впрочем, как и сразу после выборов?
Безусловно, мы не можем не вспомнить о ПР как цементирующем элементе любого украинского большинства. Она явно напоминает партию большевиков: сами в меньшинстве, но рьяно отстивают собственные интересы. В смысле своего бизнеса и на политическом уровне. Да и общественное мнение плетется вслед за этими интересами. Оно, это мнение, ведь не может быть единодушно-открытым. Главное, - как думают лидеры, так и мыслит народ. В трех не менее цементирующих областях Украины. Или Малороссии. Но это не суть важно. Важно то, что сразу же возникает некоторое недоразумение: так, Е.Кушнарев заявлял, буквально накануне общественного согласия, что возможно-таки переименование действующей коалиции, если в нее войдет НСНУ. И НСНУ вошло в коалицию. А сама коалиция уже не будет «антикризисной». То есть или кризис не нужно преодолевать, или кризиса совсем нет, то ли он несущественный. Вопрос только в том, кто его создал. А, впрочем, как всегда, у Евгения Петровича есть ответ, созвучный с известным латинским высказыванием: во всем виноваты «оранжевые», Ющенко и Тимошенко. А экономический рост за последние 2 месяца, по его словам, - заслуга ПР. И вся экономика последние два года развивалась инерционально, так как была «разогнана» во время правления В.Януковича, двухлетней давности. Только вот непонятно, почему зарплаты и пенсии при Януковиче увеличились – немного – только в 2004 г., а немного увеличившись, сразу же и упали… Отнятые у бедных бабушек 30 гривень чуть ли не привели к экономическому коллапсу. И вообще, против чего протестовали люди?
Впрочем, это не все высказывания Кушнарева, которые просто интересны чисто по-человечески. Оказывается, российский язык не должен быть государственным, в Украине должен быть только один официальный язык - украинский. А российскому отводится роль регионального, - и неважно, что решения по этому поводу принимались местными советами, которые не имели на это юридических полномочий. И дело даже не в том, что известная Хартия применяется только в отношении «вымирающих» языков. А дело в избирателях Донбасса, которые голосовали за то, чтобы российскому языку предоставили статус именно государственного, официального, но не регионального языка. Но что помешало Януковичу за более чем два года правления «провести» в послушном парламенте соответствующие законопроекты, - совсем непонятно. При контроле над административными, финансовыми и медиа-ресурсами это сделать было легко. Но единственное, что он сделал, - перевел практически все среднеобразовательные учреждение из статуса российскообучающих в статус украинообучающих. И именно при нем темпы украинизации отечественной образовательной системы достигли небывалых до того высоких показателей. А в украинизации оказались виноваты «померанчевые», точнее, «апельсиновые»… Но не любят в Донбассе заморских фруктов, им бы подавай сухари, чай, махорку…
Или другой пример, не менее существенный. Товарищ Черновил и госпожа Герман, а также сам Виктор Федорович говорили, что свобода слова в Украине – это чуть ли не «священная корова», которую ни в коем случае трогать нельзя. Особенно после назначения, такого дорогого и долгожданного. Правда, у первых двух это получалось более проффессионально, они даже договорились до того, что это чуть ли не единственное «достижение» «помаранчевых». Вот слава тебе, господи! Хоть кто-то что-то сделал за 18 месяцев несбывшихся мечтаний. Хотя тут же появляются О.Калашников, не любящий тележурналистов, а перед тем В.Демехин, которому вообще не нравятся журналисты как принцип, не говоря уже об антинатовской Феодосии, которая на дух не переносит национальный УНИАН. Хотя с другой стороны – какое там агентство воспринимается в качестве национального? Да и какая там свобода слова вдруг возникла, когда «регионал» Д.Шенцев избил журналиста А.Авдошина в Харькове?
Или взять НСНУ. Кто может сейчас сказать, какова политическая позиция этого объединения? Кто отвечает за слова ее лидера? Или лидеров? Кто эти ледеры? И как слова, ими сказанные, коррелируются с тем, что сейчас делается? Вот вечный внутренний оппозиционер непонятно к чему А.Кинах. Не успел Янукович стать премьером, как выяснилось, что сначала нужны принципы формирования правительства, тогда возможно и участие в правительстве. Вместе с дееспособным парламентом. Наверное, с 322 участниками на общих финансовых основаниях. А перевыборы пройдут, после структурализации власти и переформатирования политической системы. Наверное, с помощью Конституционного суда. Но уже вряд ли с активным участием самих «нанайцев». Тут и Р.Зварыч, которому не нравятся пропорции, но нравится правительство. И пересмотра политической реформы, скорее, не избежать. А введение 5-процентного барьера, как не горюй, смерти подобно и «нанайцам», и социалистам, и коммунистам. Вопрос только в том, кто сможет перехватить инициативу этой самой структурализации…
Которая больше напоминает волшебную трансформацию. Тут выявляется, что, оказывается, у премьера был некий опыт общения с правоохранительными органами, а МИД – это креатура Президента, и поэтому именно он будет руководить министерством, а не премьер. И минобороны будет готовиться к вступлению в НАТО, потому что премьер – горячий сторонник этого дела, тем более, что и совместные учения проводить надо. А не как в начале июня – кто их сорвал, бог весть… И язык будет только украинский, только бы Азарову и Клюеву подыскали переводчика, а последний научился бы принимать документы на украинском. И вообще, продовольственные кризисы – продукт недружелюбных действий России, с которой договариваться хоть как-то надо. И трубу в Польшу вести также надо. А еще вступать в ВТО, немного позже, но вступать. И ни о какой регионализации не может идти и речи. И если что – есть министерство внутренних дел. Которое, впрочем, тоже непонятно кому подчиняется. И прокуратура, которой уже просто интересно, - что же со всем этим делать? А больше всего интересно Донбассу, - ему очередной раз пообещали, он очередной раз прикинул и проголосовал. И его благополучно «киданули». Слава тебе, Господи!
Всеволод Гордиенко, Харьков
ELCOMART Политический процесс
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
e-news.com.ua