Мистификации в сфере ИТ пока действуют куда успешней, чем демистификаторы
Проблема взаимоотношений представителей айти-индустрии и людей, от ИТ далеких, год от года становится все острее. Число новых технологий, туманных терминов и сложных аббревиатур растет быстрее, чем просвещенность в этой сфере большинства людей. Сталкиваясь с тем, что менеджеры компаний, принимающие бюджеты на ИТ, не понимают, что дают им информационные технологии, айти-индустрия регулярно пытается перебросить мосты через растущую пропасть непонимания. Сколько бы попыток ни предпринимало это сообщество, чтобы донести до несчастных руководителей свой «птичий» язык, секреты обращения с технологиями и, самое главное, острую необходимость инвестиций в ИТ, все напрасно. Авторы очередной книги — специалисты компаний Cisco, Siebel, PTC и i2 — предприняли смелый и отчаянный шаг: они решили демистифицировать ИТ и разложить по полочкам все секреты индустрии высоких технологий, попытавшись при этом поговорить с читателем на одном языке. Получилось в очередной раз лишь отчасти.
В принципе авторы пошли по верному пути: рассказали про закон Гордона Мура об удвоении мощности процессоров каждые полтора года, про принцип Меткалфа, согласно которому польза от сетевых устройств прямо пропорциональна квадрату числа их пользователей. Уделили минутку современным теориям управления, ссылаясь на Boston Consulting Group и гуру менеджмента Питера Друкера. И, наконец, перешли к конкретным технологиям, тайны которых сокрыты за непонятными айтишными аббревиатурами: ERP, SCM, PLM, CRM, BSC, e-learning… Управление цепочками поставок, жизненным циклом товаров, отношениями с клиентами, электронное обучение. Вот тут-то как раз и не заладилось. Нельзя сказать, что книга непонятна, напротив — информация разжевана блестяще, текст сочно сдобрен фактурой. Дело в другом: по мере чтения не оставляет чувство, что в книге нет общей идеи, понимание которой позволило бы читателю зацепиться за ключевые свойства новых технологий и уловить, что же эти технологии дают не абстрактному прогрессу, а конкретному человеку. Более того, напрашивается мысль, что авторы время от времени дополняли текст книги дешифровками своих выступлений на многочисленных пиаровских форумах и конференциях.
Как-то на одном из таких форумов, куда айтишники приезжают поплакаться о своих скромных бюджетах, шел семинар, которому организаторы дали звучное название: «В чем секрет успешного внедрения ERP-системы?» Авторитетные консультанты с очень ученым видом на лице бессовестно втирали очки сидевшим в зале. Открывая слайд с методологией, в которой якобы и сокрыта тайна успеха, они безудержно грузили терминами, ссылками на неизвестные проекты и тысячи «лучших практик». Вывод любой речи можно было предсказать на первой же минуте: секрет успешного внедрения один — выбрать правильного партнера, то есть меня! Один из вновь выступающих начал речь неожиданно. Заканчивая свои дневники, заметил он, Сальвадор Дали дал совет, как стать великим художником — нужно, чтобы ангел коснулся вас своим крылом. Вот, мол, и у меня сложилось после всех выступлений такое ощущение, будто успешно внедрить ERP можно лишь на пару с ангелом, причем каждый второй в этом зале — ангел. Так вот, открывая книгу где-то посередине, вы как будто оказываетесь на том самом форуме, и уже мелькают где-то вожделенные крылья ангелов, только вместо Дали здесь Козьма Прутков, цитатами из которого так и пестрят страницы.
Вместе с тем к чести коллектива авторов следует признать, что если они и попытались «продать себя» в тексте, то вину свою искупили заключительными главами книги. Эти части вышли прагматичными, а потому и весьма полезными. В них речь идет о том, какие подходы позволяют повысить шансы успешного внедрения и как следует оценивать эффективность информационных систем. Об этих проблемах говорится здесь на языке бизнеса, со ссылками на портфельное управление проектами, коэффициент ROI (return on investments — возврат на инвестиции) или показатель NPV (net present value — показатель оценки дохода от проекта в будущем). Другая заслуга авторов — краткий рассказ о том, какие задачи могут решать ИТ в различных сферах бизнеса — банковской, розничной, транспортной, мобильной связи и сырьевой промышленности. Главы эти будут полезны не только руководителям соответствующих компаний; внутренняя айти-кухня ведущих отраслей мировой экономики интересна сама по себе. Так, рассказывая о современных банковских системах, авторы отмечают необходимость концентрации усилий на обслуживании 10–20% ключевых клиентов. К примеру, системы CRM, поддерживающие лояльность, и data mining, находящие закономерности в поведении клиентов, могут заметно повысить продажи сложных финансовых продуктов банка. Системы беспроводной связи — изменить образ розничных точек, убрав разделяющую клиентов и банкиров стойку и придав банку имидж мобильности. В сырьевой промышленности, где компании несут огромные издержки на геологическую разведку месторождений, сэкономить авторы предлагают за счет внедрения передовых систем связи и разработки маршрутов.
И все же при всех достоинствах этой книги ей не удалось демистифицировать ИТ. Скорее всего, потому, что солидный авторский коллектив возжелал убить сразу двух зайцев: и просветить читателя, и немного «продать себя». И то, и другое получилось у них не в полной мере: для маркетинга слишком много прозы, а для просвещения слишком много маркетинга. Так что многочисленные журналисты в сфере ИТ могут быть спокойны — хлеба они лишатся, похоже, не скоро. Мистификации в сфере высоких технологий пока действуют куда успешней, чем демистификаторы.
Сергей Скрипников, Expert
e-news.com.ua