Иностранцам предлагают квартиры по завышенным ценам, а самыми хитрыми оказались таксисты. Курортный сезон в Одессе уже в полном разгаре, городские улочки наводнили туристы. «Сегодня» решила провести эксперимент, прогулявшись с иностранцем по самым опасным для кошелька туристов местам — Вокзалу, Привозу и Дерибасовской, чтобы узнать, как местные зарабатывают на приезжих. «Наживкой» стал русскоязычный аргентинец Игнасио Шантарно, который приехал сюда отдохнуть. Самыми ушлыми оказались таксисты, а самыми приставучими — риелторы.
ЖИЛЬЕ. По легенде, Игнасио путешествует, не зная русского языка. Он владеет только английским, а наш корреспондент, якобы, его переводчик. Первым делом мы отправились на вокзал, где, как известно, обитают самые хитрые таксисты. Но добраться к ним нам так и не удалось. Как только мы вышли из перехода, изо всех уголков вокзала к нам сбежались посредники, клюнувшие на экзотическую внешность моего спутника: «Какая вам нужна квартира? Сколько людей селится? А сколько у вас денег?» — тесня друг друга, интересовались они. Они окружили нас плотным кольцом, из которого выбраться было трудно. Старушки с табличками на груди «Сдам посуточно» наперебой начали предлагать нам варианты. Не выдержав такого давления, мы попытались уйти, но нас не отпускали. Бабушки пихали нам свои визитки и попутно ссорились между собой: «Люба, не лезь, это мои клиенты. Они ко мне первой подошли, — повышает голос самая деловая. — Андрей, что ты тут забыл, твоя территория — на другой стороне». Чтобы отделаться от назойливых «хозяев», нам пришлось сбежать в подземный переход. Самым настырным оказался тот самый риелтор Андрей — он спустился за нами в переход, и там удалось нормально поговорить: «Вы их не слушайте, они себя ведут как звери. Набросились на вас, напугали. У меня есть квартира прямо возле вокзала с вай-фаем, всеми удобствами и по нормальной цене. С каждым годом туристов все меньше, поэтому мы хватаемся за любого клиента и стараемся не загибать цену», — тараторит он. Однокомнатную квартиру на Канатной он предложил снять за 200 гривен в сутки, двухкомнатную возле вокзала — за 300, а комнату в хостеле — за 150. К слову, «честный продавец», как оказалось, завысил цены всего лишь процентов на 30. В интернете в летний период можно найти жилье ненамного дешевле.
СУВЕНИРЫ. Расставшись с Андреем, мы попали в лапы к продавцам сувениров. Многие из них, завидев туристов, не мелочась, называют цены в долларах. В гривне работают на мелочевке, разницу забирают себе. А вот в сувенирных лавках на Дерибасовской интуристов не обманывают, уверяют торговцы: «Нам нет смысла обманывать, у нас есть прайс-лист, в котором любой может посмотреть цену», — говорит продавщица магазина на Дерибасовской. Некоторые там даже «шпрехают» по-английски. «Мы инглиш хорошо понимаем, только сами ничего сказать не можем», — улыбается продавшица с Дерибасовской и пишет нашему туристу на листочке цену за матрешку — 120 грн. Здесь с заморскими себя ведут вежливо и обходительно — как-никак, визитная карточка города. Кстати, нашего Игнасио цена целиком устроила, и он даже похвалил честность и принципиальность наших продавцов. «Ты должна гордится своими земляками. У нас в Аргентине на туристах все пытаются нажиться», — объясняет он.
ТАКСИ. Самыми хитрыми из торговой братии оказались таксисты, особенно те, которые дежурят возле вокзала и аэропорта. Их услуги обходятся приезжим дороже всего. Как только нас заметили у вокзала, плотный мужчина направился в нашу сторону: «Девушка, куда вам ехать? Довезем в любое место», — уверяет таксист, представившийся Сергеем. В аэропорт нам предложили доехать за 120 грн, в центр за 100, а на Таирово за 120. Между тем такси по вызову обслуживает те же маршруты по ценам вдвое-втрое дешевле. «Летом из-за пробок ехать очень долго, а в обратную сторону я еду пустым», — оправдывается Сергей на наш вопрос, почему так дорого. К слову обычные «кастрюльщики», узнав, что мы не местные, тоже пытались заломить цену, но по-божески: на 10—20 гривен дороже. А некоторые, когда мы нарочно ловили машину в противоположную от нужной нам сторону, даже указывали на ошибку. Как признаются извозчики, лето для лето для них — хлебная пора. Легкие деньги выгоняют на промысел даже тех, кто обычно извозом не занимается. «Тут главное — быть внимательным и не робеть. «Буратин» издалека видно. Стоит пара на Фонтанской дороге лицом к морю, голосует, тормозишь, спрашиваешь куда надо. Говорят на Дерибасовскую, а она в другой стороне. Сразу видно — не здешние. Хмуришься, цокаешь языком и с ходу заряжаешь им: 200 гривен. Если начинают торговаться — гарантированно за 120—150 увезешь, а некоторые вообще без торга садятся (красная цена такой поездки 30—35 гривен. — Авт.). За сутки, бывает до четырех тысяч чистыми зашибить можно. Правда, конкуренция большая — тут еще уметь постоять за себя нужно», — делится профессиональными секретами «кастрюльщик» с 10-летним стажем Юрий.
НА ПРИВОЗЕ ГОРДЯТСЯ ЧЕСНОСТЬЮ. На Привозе продавцы кичатся своей честностью, говорят, даже местные могут быть уверены, что их не обманут. «На мясную продукцию цена к лету упала. Сейчас жарко и кушать меньше хочется, все быстро портится, вот мы и снижаем цены», — заверила продавщица из мясного отдела Ольга. В молочном отделе нас соблазняли блинчиками и творогом. Игнасио пришел в восторг от нашей брынзы, которой никогда раньше не пробовал. Сначала он на английском пытался выяснить, сколько стоит килограмм, но продавщица его не поняла: «Вы жестами покажите, что вам надо», — требует она. По прошествии пяти минут она все же смогла назвать цену. «Мне невыгодно завышать, я сюда каждый день из Березовки езжу и не хочу домой возвращаться с продуктами. Мне неважно, турист или местный, главное — продать все», — говорит Валентина Николаевна. А вот в рыбном отделе картина другая. Завидев иностранца, торговка раками начала нас зазывать по-английски: «Кам хир». За десяток раков среднего размера она запросила 120 гривен, а за самых больших — 250. Обычно кило таких стоит 100 гривен.
Особенно ждут начала сезона владельцы ресторанов, но цены не накручивают, а стараются больше продать. В центре с сервисом лучше всего. «В хороших заведениях бармену и официанту невыгодно обманывать клиентов, прежде всего нам надо, чтобы он еще пришел. Иностранцы всегда знают, чего хотят, им трудно навязать что-то подороже. В бар или ресторан они идут попробовать что-то определенное. В основном стараются есть национальную кухню и непременно пьют украинское пиво», — говорит барменша Рая. А вот в ночных клубах надо быть осторожным — цены в баре и в меню могут отличаться.
e-news.com.ua