Некоторые киевские легенды перешли тебе от бабушки, некоторые ты услышал от друзей. А рассказ о киевском чертовом треугольнике мы нашли для тебя в книге Олеся Ильченка «Місто з химерами», который тут же решили воплотить в реальность. Писатель утверждает, что именно скульптуры химер, которые были посажены на три дома киевскими архитекторами, заключают в треугольник киевский храм и насылают на него проклятие. Что ж, прогуляйтесь с нами в поисках маленьких каменных дьяволов и проверьте, стоит ли их бояться. Любителям мистики посвящается.
«Місто з химерами» - книга украинского писателя Олеся Ильченка. Это биографический беллетризованный роман об известном киевском архитекторе начала ХХ века Владиславе Городецком. Книга победила в рейтинге «Лучшая украинская книга-2010», инициированном еженедельником «Корреспондент».
Олесь Ильченко, писатель:
Київ, вся наша земля, як на мене, має два обличчя. Як і в українських жінок — щось привабливе і щось відьомське водночас. Клубок потроху почав розплутуватися, коли я побачив містичний трикутник просто на карті Києва – хто вірить в це, хто ні, але такий трикутник є, і в центрі його Софія стоїть – ось такий от «Код да Вінчі» по-київськи…
Начали мы свой путь с Гоголевской, 23, где возвышается известный среди киевлян Дом с котами, он же – Дом Ягимовского.
Признаться, увидели мы этот дом не впервые, поэтому искать ранее незамеченную химеру стало еще интересней. Оказывается, для этого нужно было лишь поднять голову и встретиться взглядом с тем самым чертом, который смотрел на нас с самой верхушки фасада.
Автор этого здания – архитектор Владимир Бессмертный, который построил его в 1909 году на заказ полковника Фёдора Ягимовского. Но вот стиль работы совсем не присущий Бессмертному, уверяют знатоки архитектуры. Не странно, что сначала этот дом приписывался авторству Владислава Городецкого, который был знаменит своими архитектурными проказами. Ведь кроме химеры на фасаде дома отдыхают зеленоглазые кошки и белые совы, а маскароны возле окон имеют разные выражения лиц. Интересно, что вокруг дома постоянно кружили слухи и легенды: говорили, что он делает несчастными женские судьбы, а фигуры животных – это мистическое послание киевлянам. Не знаем, как женщинам, но некоторым достаточно знаменитым мужчинам здесь жилось неплохо, например, ученому-механику Степану Тимошенко.
Второго черта, а именно – горгулью, мы встретили на Большой Житомирской, 8а, где она нам то ли злорадно, то ли радушно улыбалась с самой верхушки дома. Горгульями в старину называли драконовидных змей, которые, по легенде, обитали в парижской Сене. Отец же киевской чертовки – Михаил Бобрусов. Существуют две легенды, которые объясняют появление легендарного французского монстра на украинском доме. Первая гласит, что Роговский - владелец этого здания - увлекался спиритическими сеансами и проводил их исключительно в комнате по соседству с мистической горгульей. По другой же легенде, архитектор Бобрусов попытался отблагодарить внимательных горожан, которые не только мимоходом полюбовались зданием, но и сумели разглядеть на нем каменную горгулью. Отблагодарил он, видимо, и нас.
Третьего черта найти оказалось очень просто, поскольку здание на Банковой, 10 кишмя кишит потусторонними созданиями. Это всем известный Дом с химерами работы Владислава Городецкого. Странные и неимоверные истории начались еще со строительства особняка. Так, азартный архитектор поспорил со своими коллегами, что выстроит особняк всего за два года, используя новые для того времени материалы – цемент и бетон. Более того – Городецкий намеревался построить свой шедевр над крутым обрывом, на бывшем берегу осушенного Козьего болота. На что коллега Городецкого - Александр Кобелев - сказал ему: «Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея». Но ровно через два года сумасбродный Городецкий праздновал победу в споре.
Вот мы и отметились во всех точках архитектурного треугольника, но что же внутри него?
«…Городецький, охоплений страшною підозрою, здогадкою, відчуваючи себе на порозі розкриття таємниці, вийняв зі своїх робочих паперів карту Києва, розстелив на столі й почав креслити на ній прямі лінії. За мить перед ним постав рівнобічний трикутник, у кутах якого містилися «Будинок з химерами» і відповідно два будинки з чортами – на Великій Житомирській і Гоголівській. Архітектор сів, відчуваючи дивний, лихоманковий стан. Він вглядався в мапу, в умовне зображення споруди, яка опинилась в центрі створеного трикутника, і не міг повірити власним очам…» «Місто з химерами», стор. 113.
А в центре этого воистину мистического треугольника находится ничто иное, как София Киевская – одна из главных святынь украинцев. Как утверждает Ильченко, именно треугольник из чертей, в котором заточен собор, не позволяет ему осуществлять свою главную функцию – храма:
«Всі ці підозрілі будинки постали на початку двадцятого століття. Потім була Перша світова війна, потім до влади прийшла «безбожна комуністична влада»,… і Софійський монастир, головний київський храм, зачинили… По суті, Софія не діє як храм і досі! Тільки зрідка там відбуваються служби, коли Вселенський Патріарх приїде або що… Неначе був задум знищити оте сакральне серце міста…» «Місто з химерами», стор. 133.
Вот по такому таинственному маршруту из книги Олеся Ильченка мы прошлись. И если вам не верится в наш рассказ – взгляните на киевских чертиков собственными глазами.
А то мало ли, какой бес нас попутал.
Источник http://www.interesniy.kiev.ua
e-news.com.ua