Каменная однобанная церковь с колокольней находится на северо-восточной околице Сум, которая имеет историческое наименование слобода Лука, на ул. Орджоникидзе, 87. Церковь является главной архитектурной доминантой Луки, хорошо проглядывается с железной дороги, с Липенского городища и с берегов р. Псел. Территория церкви окружена стеной с двумя коваными орнаментальными вратами конца XIX ст.
В 1687 г. сумской полковник Герасим Кондратьев учредил на Луке девичий Иоано-Предтеченский монастырь, в котором в 1691 г. был построен одноименный деревянный храм. Монастырь был отменен в 1787 г. На его месте в 1837 г. средством семьи местных дворян Линтваревых была построена каменная тридольная церковь с колокольней как парафиальный храм для Луки и соседнего села Барановки. В 1907 г. к церкви пристроено два боковых алтаря – Св. Троицы и Св. Иоанна.
В результате пристроек церковь в настоящее время является прямоугольной в плане, девятидольной, четырехстолпной, с прямоугольным алтарем, который не выделен во внешних объемах, и с двухъярусной колокольней над западным притвором и четырехколонным портиком тосканского ордера на западном фасаде. С обеих сторон портика акцентированы треугольными фронтончиками дополнительные входы, каждый из которых ведет в соответствующий боковой алтарь. Колокольня является четверней, прорезанными большими арочными отверстиями звона. Четверня увенчана цилиндровым подбанником со сферической баней и высоким шпилем. Середохрестие увенчано сферической баней на цилиндровом подбаннике, который опирается на подупругие арки и широкие трапециевидные сферические пандативы. Все боковые участки перекрыты крестовыми сводами. Под церковью есть подвал.
Здание решено в стилистике позднего провинциального классицизма. Внешний ордерный декор достаточно скромен – ниши, лопатки и пилястры, руст и карнизы на модульйонах. Арочные окна центрального подбанника размещены в неглубоких прямоугольных нишах. Венчает подбанник гладкий и блестящий фриз и карниз на модульйонах. Алтарь акцентирован на восточном фасаде пилястровым портиком и фронтоном.
Здание каменное из красного кирпича на известково-песчаном растворе, внутри и внешне (кроме северного и южного фасадов) побелена. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью. Пол из досок. Отдельные рисунки, которые есть в интерьере, в частности «Евангелисты» в пандативах, а также иконостас датируются второй половиной XX ст.
Церковь вместе с усадебным комплексом Линтваревых, хотя и несколько удаленные друг от друга, однако составляют единственное пространственное и историко-культурное целое. Церковь является достопримечательностью архитектуры местного значения.
e-news.com.ua