В сентябре прошлого года Президент Украины Виктор Янукович подписал указ «О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Корюковской трагедии». Месяцем позже Верховная Рада приняла постановление «О чествовании памяти жертв Корюковской трагедии во время Второй мировой войны». В постановлении сказано, что «в материалах к Нюрнбергскому процессу Корюковскую трагедию определили как наиболее массовое уничтожение местного мирного населения на оккупированных территориях за весь период Второй мировой войны».
Весь мир знает о трагедии чешской деревни Лидице, где 10 июня 1942 года фашисты, обвинив жителей села в укрывательстве чешских патриотов, расстреляли 340 человек. Такая же страшная участь постигла французскую деревню Орадур. В июне 1944 года от рук эсесовцев танковой дивизии «Рейх» здесь погибли 642 жителя, а деревня была сожжена. А кто не слышал о белорусской Хатыни? Фашисты, мстя за убийство партизанами немецкого офицера, 22 марта 1943 года расстреляли 149 жителей этой деревни. Свою карательную операцию по уничтожению ни в чём не повинных людей гитлеровцы цинично назвали «Зимнее волшебство».
Но мало кто слышал о трагедии, разыгравшейся 1-2 марта 1943 года на черниговской земле. В посёлке городского типа Корюковка фашисты сожгли и расстреляли около 7 тысяч человек.
Краткая справка
Корюковка — город, районный центр на севере Черниговской области Украины, расположен по обоим берегам речки Бречь, на расстоянии 100 км. от областного центра Чернигов. До Великой Отечественной войны Корюковка являлась посёлком городского типа, в котором насчитывалось 12 тысяч жителей. В годы войны корюковские леса стали центром партизанского движения на Черниговщине. Здесь действовало несколько партизанских отрядов, которые в июле 1942 года были объединены в партизанское соединение под командованием Алексея Фёдорова (дважды Героя Советского Союза).
В ночь на 27 февраля 1943 года партизаны соединения Фёдорова напали на гарнизон в Корюковке, состоящий в основном из венгров. В результате разгоревшегося боя фашисты понесли серьёзный урон: 78 человек было убито, восьмерых взяли в плен, среди них начальника железнодорожной станции. Партизаны взорвали лесозавод, паровую мельницу, маслозавод, горуправу и комендатуру. Уничтожили железнодорожную станцию, взорвали несколько километров железнодорожного пути, паровоз и шесть вагонов, склад с горючим и мост. Из разгромленной тюрьмы был освобождён 101 человек. Кроме того, были взяты трофеи: 2 станковых пулемёта, 119 винтовок, 3 тонны соли и другое военное имущество.
Может, и не стоило так подробно перечислять все подробности этого боя, которые известны из отчёта, составленного начальником штаба партизанского соединения Рвановым. Но по ходу нашего повествования станет ясным, почему об этом необходимо было сказать.
Немцы не простили партизанам разгром своего гарнизона, и всё сталось по страшному сценарию, который гитлеровцы уже не раз приводили и ещё не раз приведут в исполнение на территории Черниговщины. Так, в Корюковском районе 23 марта 1942 года оккупанты спалили село Елино и уничтожили 296 мирных жителей, а осенью этого же года в селе Клюсы уничтожили 128 человек. В марте 1943 года (уже после трагедии Корюковки) каратели полностью спалили село Козары, в котором насчитывалось 980 дворов, уничтожили 3908 жителей; 420 человек были сожжены заживо. А в мае расстреляли 800 жителей села Ведильцы.
Беда пришла в Корюковку 1 марта 1943 года. Карательный отряд эсэсовцев и украинских полицаев (шуцманов) окружил райцентр плотным кольцом. Каратели под видом проверки документов заходили в дома и расстреливали всех, кто там находился, а потом поджигали жилища. Затем они стали сгонять людей в церковь, театр, ресторан и другие общественные здания, и там продолжали расстреливать.
Вот как об этом вспоминает очевидец священник Всеволод Дагаев: «Приблизительно часов в девять утра первого марта машины с немцами начали подъезжать к конторе рафинадного завода, недалеко отсюда я проживал на квартире. Накануне мы с женой решили перебраться на квартиру в Алексеевку (район посёлка). Я пошёл, чтобы найти подводу для перевозки вещей. Когда вернулся, меня не пропустили, стали по мне стрелять. Я укрылся в доме метров за десять от ресторана. Когда убедился, что проклятые фашистские палачи уехали, зашёл в ресторан и увидел там горы убитых людей и лужи крови. В Алексеевке, куда я сразу пошёл после этого, было то же самое: В домах и просто во дворах лежало по 20 — 30 трупов».
Кровавая бойня продолжилась на следующий день. Эсэсовцы добивали уцелевших жителей, поджигали дома и бросали людей живыми в огонь. Вера Сильченко успела спрятаться в стоге сена и видела, как каратели кинули в пламя её мать, сестру и невестку. А девятого марта каратели вернулись, чтобы добить тех, кто возвратился домой из соседних сёл.
Советские войска освободили Корюковку 19 марта 1943 года, всего через десять дней после последней карательной операции эсэсовцев. По акту, который был составлен по следам фашистского злодеяния, в Корюковке погибло 6700 человек, было спалено 1290 домов. Годом ранее оккупанты расстреляли всё еврейское население Корюковки — 300 человек, а потом убили ещё 131 человека, которые, по их мнению, были связаны с партизанами или имели родственные связи с районными партийными работниками. Позже были уничтожены все корюковские цыгане — 12 человек.
Только в Черниговской области фашисты и полицаи расстреляли, спалили заживо, повесили и замучили около 127 тысяч мирных жителей. По всей Украине нацисты спалили 1377 сёл, расстреляли и заживо сожгли в них более 50 тысяч человек. А всего за период оккупации Украины гитлеровцы уничтожили 3,9 миллиона гражданского населения!
И вызывает удивление трактовка тех кровавых событий некоторыми украинскими историками и СМИ. В Корюковской трагедии они обвиняют партизан. Мол, они устроили провокацию, напали на корюковский гарнизон, чтобы спасти из тюрьмы детей одного из партизанских командиров. А трофеи (в своих доводах они почему-то вспоминают только о партизанских трофеях, совсем умаляя роль партизан в разгроме фашистского гарнизона), которые они взяли, совсем несоразмерны с тяжелейшими последствиями, которые обрушились на жителей Корюковки.
Что это? Незрелость мышления или сознательное замалчивание (оправдание?) нацистской идеологии, которая была по своей сути человеконенавистнической. Известно, что гитлеровский план «Ост» предусматривал уничтожение 25% украинцев, половину населения Украины гитлеровцы намеривались оставить на правах рабов для обслуживания немецких хозяйств, которые должны были появиться на завоёванных территориях. А сама Украина должна была подвергнуться германизации и как «рейхскомиссариат» стать частью Германии.
Или это исконный украинский менталитет, которому свойственно оправдывать завоевателей? Иван Мазепа заигрывал со шведами, Павло Скоропадский с кайзеровской Германией, Степан Бандера с нацистами (предвижу, что по этому поводу будут мне петь национально-свидомые).
Доктор исторических наук, профессор Александр Лысенко замечает: «Типичной причиной карательных акций с боку немцев были спецоперации партизан. Иногда их можно оправдать, однако часто такие действия учиняли с провокационной целью, чтобы показать отвратительное лицо оккупантов». Ему вторит представитель Украинского института национальной памяти в Черниговской области Сергей Бутко. Он утверждает, что партизаны специально устраивали провокации, чтобы показать мирному населению, что «Голодомор 1932-1933 годов, расстрелы 1930-х — это так себе, а немецкий режим намного ужаснее. Он, действительно, был страшным, но абсолютно равнозначным большевистскому режиму».
Вот ведь как получается, героический отпор советского народа оккупантам пан Бутко рассматривает как провокационный, совсем забыв (память короткая?), что партизаны воевали с врагом, и воевали весьма эффективно. Недаром выше приведены факты разгрома партизанами фашистского гарнизона в Корюковке. История партизан оправдала. Они ведь не знали о фашистском плане «Ост», и беспощадно били врага за свою и нашу с вами свободу. А враг в бессильной ярости уничтожал мирное население, которое и так по тому же плану «Ост» было обречено на уничтожение и рабство.
В таких высказываниях можно усмотреть два момента. Первое: кое-кто в украинском обществе, в первую очередь это касается украинских историков националистического толка, старается принизить роль партизан в Великой Отечественной войне, всего советского народа в войне с фашистской Германией. Вывод их предельно ясен: война с фашизмом для украинцев не была Великой Отечественной войной, для них она была просто Второй мировой. И тогда сюда можно «приклеить» и вояк ОУН-УПА. Они тоже являются участниками этой войны и воевали за «самостийную» Украину. Вот только не понятно, на чьей же стороне они воевали? И уж никак на стороне антигитлеровской коалиции, которая к моменту окончания Второй мировой войны насчитывала 53 страны мира.
И второе: крайне правые украинские националисты затеяли ревизию Нюрнбергского процесса. Для них некоторые выводы Международного военного трибунала в Нюрнберге очень уж режут слух. В Нюрнберге убийство гражданского населения и изуверское обращение с ним, бессмысленное уничтожение городов и сёл было признано военным преступлением. Организации СС, СД и гестапо признали преступными, а членов этих организаций — военными преступниками.
А что же можно увидеть сегодня на Украине? Недобитые вояки эсэсовской дивизии «Галичина» теперь открыто маршируют по улицам Львова. На Пасху львовская молодёжь решила подарить им писанки, разукрашенные эмблемой дивизии СС «Галичина». Мол, уцелевшим ветеранам эсэсовской дивизии будет приятно получить такой подарок! Вот куда ведёт всё эта «объективная правда» националистов о Великой Отечественной войне и роли партизан в ней!
А вот почему в послевоенное время о Корюковской трагедии не принято было говорить широко? В расстреле жителей Корюковки участвовали полицаи якобы из Западной Украины. Поэтому советская власть не хотела афишировать этот факт, чтобы не разжигать рознь между жителями Западной и Восточной Украины. Соответствует ли это действительности или нет, но мнение такое бытует. В последние годы на Украине широко заговорили о Корюковской трагедии, но почему-то замалчивают участие в расстреле мирных жителей Корюковки украинских полицаев. И опять правда не договаривается до конца, тут есть, о чём задуматься.
В указе Президента Украины «О мероприятиях в связи с 70-летием Корюковской трагедии» говорится о необходимости возвести в Корюковке мемориальный комплекс памяти жителей населённых пунктов Украины, уничтоженных фашистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим объявили открытый конкурс. На рассмотрение жюри было представлено три проекта мемориального комплекса в Корюковке. И уже 5 марта огласили победителя. Им оказался творческий союз киевлян Бориса Дедова и Петра Дроздовского. Их проект планируют реализовать до конца нынешнего года.
Сегодня о Корюковской трагедии напоминает только Парк памяти в районном центре Корюковка. Здесь установлены стелы с названиями сёл района, стёртыми с лица земли фашистами, и именами погибших мирных жителей. Однако о зверствах фашистов в небольшом украинском городке должны знать все, как весь мир знает о трагедии чешской деревни Лидице, французской деревни Орадур, белорусской деревни Хатынь. Они навсегда остались памятником жертвам фашизма. Так и украинская Корюковка на Черниговщине, где во время Второй мировой войны (для наших отцов и дедов она была Великой Отечественной), нацисты провели самую массовую акцию по уничтожению мирного населения, должна стать напоминаем людям об опасности нацизма, его идеологии, рецидивы которой сегодня проявляются на Украине.
И только с горечью можно констатировать, когда в Верховной Раде голосовали постановление «О чествовании памяти жертв Корюковской трагедии во время Второй мировой войны», три депутата-регионала от Черниговской области от голосования воздержались. А вот депутаты от БЮТа поддержали постановление, хотя в большинстве своём парламентская фракция бютовцев от голосования воздержалась. Тут опять есть о чём поразмыслить. И уж, по крайней мере, понятно, почему Черниговская область «оранжевая».
Инф.gorod.cn.ua
e-news.com.ua