Китаев, одна из столичных околиц, в древности являлась форпостом столицы, а сто лет назад – дачной местностью
В княжеские времена это урочище называлось Пересечна. Здесь имелся немалый гарнизон, что подтверждает такой, например, факт. Когда в 1154 году киевскому князю Ростиславу Мстиславичу стало известно, что к Переяславлю подошли половцы, он выступил «из Киева к Пересечну, и ту начасти скупливати дружину».
Спустя 6 лет тот же Ростислав, узнав, что новгородцы арестовали его сына Мстислава, приказал покарать «новгородци и уметати у Пересеченскый погреб». Следовательно, здесь имелась и тюрьма – надо полагать, весьма вместительная.
В середине XIII века, одновременно с падением Киева, Пересечна перешла под контроль татарского войска. Тогда же возникло и новое название этой местности – Китаев (от тюркского слова «китай» – укрепление, крепость).
В XIV веке здесь возник пещерный монастырь, основанный монахами-пустынниками. В 1767 году в Китаевскую пустынь явился за благословением сын курского купца – вскоре он стал известен как Серафим Саровский. Здесь побывали три венценосные особы: Елизавета I, Петр III и Екатерина II.
В начале ХХ века Китаев стал дачной местностью. Среди здешних дачников – известный композитор Микола Лысенко. «В начале лета мы из года в год всей семьей выезжали на дачу в Китаев, – вспоминал его сын Остап. – Жили мы неизменно у старообрядца Степана Андреевича в домике, окруженном прекрасным садом. Не знаю, чем так пленил Китаев Миколу Витальевича? Роскошными ли садами, густо зеленым ли лесом, где он часто оставался наедине с природой среди столетних дубов, говорливых березок и кленов, соловьиных арий, а может, его привлекала близость к Киеву, где у него летом была масса дел».
Действительно, в Киев отсюда курсировал небольшой пароход «Парубок». И хотя Лысенко нередко опаздывал (все-таки несколько километров до пристани), капитан всегда дожидался своего постоянного пассажира.
Нередко у композитора на даче собирались друзья. Здесь бывали известный писатель и драматург Михайло Старицкий, Ольга Косач – мать знаменитой Леси Украинки. Да и сама Леся тоже не раз бывала здесь. С приездом гостей на даче устраивались литературные и музыкальные вечера. Композитор охотно исполнял недавно созданные произведения. Затем свои новинки читал Старицкий. «Это были незабываемые вечера», – вспоминал Остап Лысенко.
Ярким событием лета была местная ярмарка. «Наиболее памятные дни в Китаеве – дни большой ярмарки, которая ежегодно собиралась тут в августе на Спас, – вспоминал очевидец. – В эти дни Китаев бурлил. Отовсюду стекались, сливаясь в пеструю реку, крестьяне, слепцы, старцы и монахи. Кто на ярмарку, кто в монастырь. На площади неугомонный гам, возгласы пьяных, крики торговцев, девичий смех, печальная песня слепого лирника, – все сливается в какую-то дивную музыку, сочиненную самым талантливым композитором – самой жизнью».
В 1920-м советская власть отобрала Китаев у Киево-Печерской лавры и передала его в государственную собственность. Монастырь был закрыт, а его помещения отданы детской колонии. Административно хутор был присоединен к сельсовету села Мышеловка.
В те годы любители воскресных пеших прогулок нередко отправлялись в Китаев. Описание одной из них, состоявшейся в июне 1928 года, оставил киевский поэт Михайло Драй-Хмара. Из города компания добиралась на 10-м трамвае – его конечная была на Голосеевской площади.
«Дальше пошли пешком, – отмечал в дневнике Драй-Хмара. – Миновали большие горчичные плантации, залитые нежным лиловым цветом, небольшой яр, где растут дубы и липы… Так мы дошли до Китаева… Зашли на монастырское подворье, осмотрели надгробные плиты, под которыми покоятся бывшие архимандриты, и отдохнули на одной из них. Спросили каких-то двух старых монахов, не слышали ли они чего о старце Сковороде, но они, конечно, ничего не знали… Вышли из монастыря, спустились к пруду, обошли его и сели у колодца под горой… Отдохнувши, пошли назад, минули монастырь и свернули направо. По дороге попалось проволочное заграждение – едва перелезли… В Мышеловке мы выпили пива в кооперативе и пошли под горой назад, в Киев». С прогулки поэт вернулся с букетом полевых цветов из дрока, чабреца, клевера, кашки и шиповника.
Спустя два года после описанной прогулки в бывшем монастыре обосновался Всесоюзный исследовательский институт плодового и ягодного хозяйства, а в 1937-м неподалеку открылся Дом инвалидов.
Источник Информации: Kievweekly
Автор: Станислав Цалик