Мы создали законодательную базу, провели широкомасштабную приватизацию, перевели экономику на свободный рыночный путь развития и интегрировали ее в мировой рынок.
С первых дней Независимости Казахстан твердо и последовательно наращивал усилия по укреплению стабильности и безопасности в регионе и на глобальном уровне. Наша страна добровольно отказалась от четвертого в мире ядерного арсенала, превышавшего запасы ядерных вооружений Великобритании, Франции и Китая вместе взятые, и закрыла один из крупнейших в мире ядерных полигонов в Семипалатинске, где Советским Союзом было произведено почти 500 ядерных испытаний.
За семнадцать лет Независимости в нашей стране не возникало политических и этнических конфликтов. В международном сообществе Казахстан был признан как государство, ведущее последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, представляющих единый народ Казахстана. Становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества во многом способствовала Ассамблея народа Казахстана, деятельность которого направлена на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия. Идея ее создания была выдвинута Президентом Н.Назарбаевым на I этническом форуме страны в 1992 году, посвященном первой годовщине Независимости Казахстана.
Этим очень серьезным вопросам в Казахстане придают особое значение. Не удивительно, что идея проведения Съездов мировых религий принадлежит именно нашей стране, где мирно проживают представители более 130 национальностей, 3 тыс. религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий. В Астане уже проведены два таких Съезда, следующий состоится в 2009 году. Еще на заре Независимости Глава нашего государства избрал простую, но очень эффективную схему развития, выражающуюся в формуле «сначала экономика, потом – политика». Время показывает, что она оказалась единственно верной.
Еще в 1997 году в списке из 211 стран мира Казахстан по уровню ВВП на душу населения занимал 119-е место (1,7%). Начиная с 2000 года наша экономика развивается 9-10- процентными темпами роста промышленного производства. Сегодня ВВП на душу населения приблизился к $7 тыс., и по классификации Всемирного банка, мы вошли в верхнюю группу государств со средним уровнем дохода и переместились на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к Турции, Бразилии, Малайзии.
Достижение высоких темпов роста экономики стало возможным благодаря слаженной работе всех ее отраслей. Создав благоприятный инвестиционный климат, с 1993 по 2006 год Казахстан привлек $51,2 млрд прямых иностранных инвестиций, из которых только в 2006 году - $10,4 млрд. По оценкам, на долю нашей страны приходится более 80% иностранных инвестиций всего Центральноазиатского региона.
С ростом финансовой мощи отечественных банков и компаний Казахстан становится не только получателем инвестиций, но и сам все больше инвестирует экономики других государств, в том числе и европейских, осваивая новые рынки. Так, зарубежные инвестиции из Казахстана составили свыше $18 млрд.
Дальнейшая последовательная политическая модернизация страны, обеспечение ее конкурентоспособности в условиях глобализации явились главными направлениями развития Независимого Казахстана и стали повесткой на следующие десять-пятнадцать лет.
Сегодня наша политическая система соответствует всем общепринятым в мире демократическим нормам и критериям. Казахстан никогда не имел либеральных традиций. Но за короткое время, можно сказать, мы создали новую страну, которая повернулась в сторону цивилизованного мира.
В мае 2007 года в Конституцию страны был внесен целый ряд изменений и дополнений, которые трансформировали Казахстан из президентской в президентско-парламентскую республику. Сегодня Казахстан, как Независимое государство, является полноправным членом многих международных и межрегиональных организаций, активно проводит политику интеграции, вступает в двусторонние и многосторонние партнерские отношения со многими странами мира.
Казахстан создал свою государственность и заложил основы национальной независимости, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ (Казахстан первым из стран СНГ юридически оформил существование границ со своими приграничными соседями).
Особо хотел бы остановиться на одном из самых крупных достижений нашей страны - председательствовании в ОБСЕ в 2010 году. Это свидетельствует о новом качественном уровне международного признания и собственного развития. Поддержав нашу заявку, страны-участницы ОБСЕ подтвердили правильность стратегического вектора развития Казахстана, соответствие его политической системы европейским стандартам.
Мы воспринимаем высокую миссию Председателя ОБСЕ не только как безусловный успех, но и как огромную ответственность. Казахстан – это первая страна в СНГ, первая азиатская страна, которая возглавит эту Организацию. Это должно стать еще одним символом единения нашего народа и призвано продемонстрировать всему миру передовой, демократический и конкурентоспособный Казахстан.
С целью эффективного председательства в ОБСЕ Президентом Казахстана инициирована и утверждена специальная программа «Путь в Европу», в которой отражены основные аспекты взаимодействия с европейскими странами в области трансферта технологий, энергетики, транспортного транзита, образования, гуманитарного сотрудничества и т.д. В рамках данной программы Украине отводится важная роль как государству имеющий выход на европейские рынки.
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения. На наших глазах меняется вся конфигурация мировой финансовой системы, которая показала свою слабость и невозможность решения крупнейших мировых проблем. Благодаря быстроте, решительности и глубине реформ, воплощённых Президентом Н.Назарбаевым, Казахстан относительно безболезненно преодолел и быстро оправился от азиатского финансового кризиса 1998 года. Мы хорошо усвоили этот урок, и с тех пор постоянно укрепляли потенциал финансовой прочности страны, откладывая средства на трудные времена. Мы делали все, чтобы государственные финансы и частная банковская система стали устойчивыми к внешним потрясениям. И не напрасно. Сегодня мировая экономика испытывает воздействие нового финансового кризиса, прокатившегося по миру из-за трудностей в ипотечном секторе США. Кризис зацепил Казахстан в прошлом году, и мы оказались к этому готовы. В условиях, когда были случаи дефолта и даже банкротства некоторых крупных финансовых институтов на Западе, казахстанская финансовая система показала себя достаточно стабильной и функционирующей.
По поручению Главы нашего государства, Правительством и Национальным Банком был проведен подробный анализ влияния внешней конъюнктуры и выработаны соответствующие контрмеры, а также принята антикризисная программа. Комплекс антикризисных мер Правительства предполагает проактивную роль государства. Фактически, в неблагоприятных внешнеэкономических условиях Правительство переходит к политике мобилизации внутренних ресурсов, упреждающей негативное влияние на экономику.
В рамках стабилизационных мер, экономика Казахстана получит государственную поддержку в объеме не менее $19 млрд: за счет средств Национального фонда ($10 млрд), мер Национального Банка ($4 млрд), снижения налоговой нагрузки в рамках нового Налогового кодекса ($4 млрд) и создания Фонда стрессовых активов ($1 млрд).
Средства Национального фонда будут направлены на стабилизацию финансового сектора, развитие жилищного сектора, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса, реализацию прорывных инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Вливание денежных средств происходит через специальный Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Не для того, чтобы банки решали собственные проблемы, а для того, чтобы помогать экономике.
В целом, благодаря правильной экономической стратегии, созданным запасам золотовалютного резерва, Национальному Фонду, мы способны противостоять и сглаживать циклические спады экономики в условиях мирового кризиса. На 1 ноября 2008 года общий объем международных резервов страны и активов Национального Фонда составлял более $47 млрд. Размер государственного долга не превышает 1,5%, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2% к ВВП.
В заключение, мне, как Послу, хотелось сказать несколько слов украинскому читателю о казахстанско-украинских отношениях.
Между нашими странами много общего. Нас объединяет не только энергетика, но и культура, ментальность, трудолюбие и доброжелательность. Сотрудничество наращивается из года в год. Двусторонний товарооборот в 2007 году превысил $3 млрд долларов и Казахстан вышел на седьмое место среди основных торговых партнеров Украины. В этом году этот показатель должен увеличиться, поскольку по итогам 9 месяцев внешнеторговый оборот уже составил $3,5 млрд.
Основные договоренности, достигнутые в ходе переговоров во время официального визита Президента Н.Назарбаева в Киев в феврале 2007 года, отражены в Плане действий Казахстан-Украина на 2007-2008 гг. («Дорожная карта - 2»). Документ нацелен на укрепление сотрудничества в транспортном секторе, топливно-энергетической, агропромышленной, аэрокосмической, научной, военно-технической областях.
5-6 марта 2008 года состоялся официальный визит Президента Украины В.Ющенко в Астану, в рамках которого на высшем уровне обсуждалось дальнейшее развитие двусторонних отношений во всех сферах.
Основные направления экономического взаимодействия обсуждаются в рамках Межгосударственной казахстанско-украинской комиссии. Одновременно на межведомственном и институциональном уровнях решаются вопросы, связанные с транспортными перевозками, развитием новейших технологий, реализацией международных энергетических проектов, строительством различных объектов электроэнергетики.
Важнейшим блоком вопросов является ТЭК и транспортно-транзитная сфера.
В 2007 году успешно был проведен Год Казахстана в Украине, в этом году завершается Год Украины в Казахстане.
В рамках Года Казахстана в Украине мы провели более 200 мероприятий, в рамках же Года Украины в Казахстане, в этом году проведено немало мероприятий политического, экономического, культурно-гуманитарного и научно-технического характера.
e-news.com.ua