В нем указано, как избавиться от напастей, насылаемых лешими, кикиморами и другими мелкими демонами
Моя тетка в мистику не верила. Но после смерти мужа вдруг начала донимать меня рассказами о том, как некто каждую ночь, когда она засыпала, начинал ее душить невидимой подушкой. Когда она притворялась спящей, то слышала приближающиеся шаги и чувствовала рядом чье-то дыхание. Тетка срочно привезла из глухой деревни ворожею, которая знала толк в нечистой силе. И та не давала духу покоя, стуча по сковороде, читая молитвы и поливая углы святой водой. Незваный гость через неделю ретировался. Выяснилось, что, по народным поверьям, покойник не будет давать близким покоя если похоронили его, не соблюдая элементарных ритуалов. А тетка ошибку совершила: повезла тело хоронить прямо из морга, в своем доме покойник не лежал ни дня! На что и обиделся. Так что лучше знать о характере и повадках духов и других призрачных существ хотя бы для того, чтобы они нам ночью спать давали. Ведь не зря же наши предки на протяжении многих поколений не только верили в них, но и одних ублажали, а с другими боролись. Ученые Института славяноведения и балканистики РАН исследовали большой архив древних славянских мифов и составили исчерпывающее досье на каждого представителя нечистой силы, которое можно прочесть в книге «Очерки истории культуры славян».
КИКИМОРАМИ становятся дети, проклятые или загубленные своими родителями. Кикимора появляется в домах, построенных на «плохом» месте: там, где был зарыт удавленник, неотпетый покойник или умер ребенок. Ее могут «прописать» при постройке дома печники или плотники, желающие отомстить хозяевам. В доме творит мелкие пакости: бросает и бьет горшки, мешает спать воем и писком, стрижет шерсть у овец. По ночам любит играть с прялкой: может допрясть за хозяйку, но чаще рвет и путает шерсть. В доме живет за печкой, на чердаке или в подполе.
ДОМОВОГО надо желать и любить. Обычно им становится покойник, который удовлетворен своими пышными похоронами. И в благодарность становится покровителем своих живых сородичей, обеспечивая их благополучие и здоровье. Если домового нет, хозяин может скоро умереть, женщины стать бесплодными, а на огороде ничего не уродится. Чаще всего домовой похож на хозяина дома или умершего предка. Живет в чуланах, на кухне или в подполе. Хозяева его «потчуют» обычно курицей.
ВОДЯНОЙ - бывший утопленник. Живет в глубоких местах водоемов, под шлюзами, около запруд для ловли рыб, на мостах и даже в стогах сена. Наиболее активен в полдень и полночь. Заманивает людей в воду и топит их. Особенно опасен во время больших праздников: в Троицкую субботу (июнь), от Юрьева до Иванова дня (с 6 мая до 7 июля), в Ильин день (2 августа). По совместительству «работает» егерем: охраняет рыбу, переманивает ее из других рек в свои, переправляет стада раков из озера в озеро, заботится о водоплавающих птицах. Плотогоны, мельники и рыбаки угощают его хлебом, дичью и водкой.
ЛЕШЕГО, хозяина лесных угодий и покровителя всех зверей и птиц, вы можете легко узнать по внешнему виду: левая пола его кафтана запахнута за правую, а обувь надета не на ту ногу. Пугает людей громким криком, хохотом, хлопаньем в ладоши и, принимая вид случайного попутчика, заводит человека в непроходимые заросли.
ВЕДЬМОЙ становится девочка, зачатая в последнюю фазу луны или рожденная в кровавой «рубашке». Многие из них продают свою душу нечистой силе, за что жестоко расплачиваются в день своей смерти. Некоторые ведьмы-гурманки питаются сердцами младенцев, запивая кровью животных. Особенно агрессивными они становятся в Благовещение (7 апреля), на Юрьев день (6 мая), Ивана Купало (7 июля).
МОРА душит и мучит спящего человека, наваливаясь ночью ему на грудь. Особые приметы: худоба, костлявость, очень длинные ноги, руки и ногти. Может превратиться в бабочку, комара или кота. Жертвы - неженатые молодые мужчины, роженицы в течение шести недель после родов и маленькие дети. Становятся морой невольно: если в семье подряд рождались шесть или семь дочерей, то последняя обязательно становится морой. Когда мора начинает душить, надо попросить ее прийти утром за хлебом и солью. Первая пришедшая утром женщина и будет морой, которой надо отдать обещанное. Тогда она больше не придет в ваш дом.
КОЛДУН - получеловек-полудемон. Превращается в свинью или собаку. На обидчиков насылает болезнь, может испортить свадьбу. Его гадания всегда сбываются. Он не сможет умереть, если не передаст свое знание другому. После смерти колдуна черти снимают с него кожу и залезают в нее, и родственники хоронят лишь кожу, наполненную нечистой силой. Если же родные заметят эту подмену, то окатывают тело крутым кипятком, и черти убегают. Чтобы колдун не пакостил людям, ему подрезают пятки и набивают туда мелкой щетины или вбивают в могилу осиновый кол. Колдуна можно убить пулей, отлитой из медного креста. Доброго колдуна называют знахарем: он наказывает плохих ведьм и колдунов, вылечивает людей и на расстоянии узнает мысли.
ЧЕРТА невозможно распознать, потому что он может превращаться во что угодно. Но он не в силах до конца повторить человеческий образ, чем-нибудь да выдавая себя: хромотой, косоглазием, рожками или конскими копытами. Он подталкивает человека к самоубийству, подменивает человеческого детеныша на своего - уродливого и прожорливого. И приходит в тот дом, где его часто поминают. Он находится в услужении колдунов и ведьм для того, чтобы забирать себе их души после смерти. Черт боится молитвы, креста, имени Бога и не выносит петушиного крика. Спастись от него можно, очертив вокруг себя магический круг.
КРОВОЖАДНЫМИ ПОКОЙНИКАМИ становятся выкидыши, мертворожденные, загубленные или проклятые своими матерями дети. Они недовольны тем, что не изжили до конца своего срока. Существует поверье: кто услышит плач мертвых детей, должен бросить в их сторону клочок своей одежды и наделить их именем, что спасет души младенцев от блуждания и позволит им найти успокоение в потустороннем мире. А вообще покойники становятся несносными только в трех случаях: если умерли преждевременной или неестественной смертью, были неправильно похоронены или вообще не получили погребения.
Светлана КузинаКомсомольская правда