11 сентября госсекретарь США Кондолиза Райс начала поездку по государствам Центральной Азии. В программе турне посещения Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Афганистана. Первый визит был нанесен в Бишкек, и, судя по заявлениям, сделанным в ходе итоговой пресс-конференции, киргизская часть программа была выполнена весьма успешно. На встрече с представителями гражданского общества и депутатами парламента Кондолиза Райс говорила о развитии демократии, о конституционной реформе, которую, как надеется госсекретарь США, Киргизии удастся завершить до конца 2005 года. И вообще, госпожа Райс заявила, что приехала в Киргизию, "чтобы ее народ знал, что у него есть друг в лице США, который верит в успех демократических реформ" и "будет поддерживать киргизский народ на пути строительства демократии".
Что касается переговоров с руководством Киргизии, то тут речь шла о более конкретных вещах: о содействии в проведении экономических реформ и развитии сельскохозяйственного сектора, о финансовой помощи и других формах сотрудничества. Между тем, как сообщила сама Кондолиза Райс, правительство США пока не включило Киргизию в программу "Вызовы тысячелетия", предусматривающую оказание финансовой поддержки, но это не важно, поскольку у Вашингтонский администрации "есть другие источники для Киргизии", и США "хотят работать в этом направлении и дальше".
В переводе с восторженно-напыщенного языка на обыденный это означает, что посильная помощь в развитии демократии будет оказываться в любом случае, а экономическая и финансовая - в случае выполнения некоторых условий. Например, согласия нового киргизского руководства на расширение американской базы в Манасе, с посещения которой госсекретарь и начала свой визит в Киргизию.
Тут стоит напомнить о том, что еще в сентябре Узбекистан потребовал от США вывести свой контингент, дислоцированный на авиабазе Ханабад, а уже 3 октября спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симонс в ходе своего визита в Бишкек договорился с руководством Киргизии о продолжении использования базы Манас и переводе на нее американских подразделений, расквартированных в Узбекистане.
И вот теперь, во время посещения базы в Манасе, Кандолиза Райс, выступая перед американскими военнослужащими, объяснила, что американские военные находятся в Киргизии для того, "чтобы защищать демократические ценности" и "чтобы киргизский народ смог выполнить свою демократическую программу". В общем, приходится признать, что все это уже даже не смешно: скорее, восторженные речи официальной представительницы Вашингтона производят какие-то тягостное впечатление.
Ведь ни для кого не секрет, что США давно и целенаправленно работают над проектом "приручения" Центральной Азии. Одновременно Россия не менее целенаправленно выстраивает контакты по линии Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Третьим игроком на этом пространстве является Китай, предпочитающий действовать через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и подкрепляющий свои заявки на лидерство не только торговой экспансией, но и льготными кредитами, выделяемыми в рамках ШОС. При этом только у США нет никакого легитимного инструмента влияния в регионе, хотя, справедливости ради, необходимо признать, что до последнего времени они достаточно успешно решали свои задачи с помощью целевых кредитов, экономических советников и военных баз.
Но после того как Россия начала более плотно заниматься проблемами региона и достигла на этом направлении известных успехов, объединив ЕврАзЭС и ОЦАС и продавив решение о формировании в рамках ОДКБ крупной военной группировки в Центральной Азии, вашингтонская администрация запустила свой проект создания организации среднеазиатского сотрудничества, главной концептуальной особенностью которого является отсечение от участия в нем России, Китая и Ирана.
То есть речь идет об экономическом и политическом противовесе ШОС и ЕврАзЭС. Судя по всему, формальную основу нового союза должны составить межгосударственные торговые соглашения. Об этом в частности свидетельствуют слова заместителя госсекретаря Джозетт Шейер, сообщившей, что в ходе центрально-азиатского турне Кондолизы Райс будут обсуждаться вопросы регионального соглашения о торговле.
В свою очередь некоторые эксперты полагают, что "дополнительным аргументом", который намерены предъявить США своим партнерам, станут обещания о ликвидации часть пограничных барьеров. И, судя по крайне невнятным комментариям киргизского президента, в Бишкеке пока не решили, как реагировать на подобные предложения.
С одной стороны, эксперты уже давно говорят о том, что в XXI веке азиатский регион становится центром геополитических интересов основных игроков международной политики, и этот факт уже начинают осознавать и местные политики. Во всяком случае спикер киргизского парламента Омурбек Текебаев, а также бывший командующий национальной гвардией Киргизии генерал-полковник Абдыгул Чотбаев расценили визит Кондолизы Райс и ее приподнятую демократическую риторику как свидетельство обострения борьбы между США и Россией за влияние в регионе.
Но с другой стороны, повышенный интерес США обусловлен сезоном выборов, начавшимся в государствах региона президентской кампанией в Киргизии, и обострением "дискуссии" вокруг ядерных программ Ирана, то есть этот интерес Вашингтона носит не только стратегический, но и ситуационный характер.
При этом часть местных политиков высказывается в том смысле, что ориентироваться странам Центральной Азии все же стоит на ближайших соседей, а не на американцев. Тем более что у всех перед глазами пример узбекского президента Каримова, который в течение долгого времени заигрывал с Вашингтоном, но в итоге все равно стал первым кандидатом на повторение судьбы Шеварднадзе и Акаева.
В этом контексте любопытно смотрелась заочная перепалка между президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, по-разному расценившими перспективы военного сотрудничества между США и Киргизией. Бакиев заявил, что силы антитеррористической коалиции останутся в Киргизии до стабилизации ситуации в Афганистане, и особо подчеркнул, что окончательное решение по базе в Манасе является прерогативой руководства США и Киргизии, которые намерены учесть и мнение ООН. Лавров же сделал упор на том, что при создании каких-либо баз иностранных государств в государствах Центральной Азии необходимо учитывать интересы России и других стран ОДКБ. Впрочем, Лавров тут же добавил, что о конфликте интересов России и США в центральноазиатском регионе "речи не идет".
В общем, получается, что все остались довольны. Глава Киргизии подчеркнул свою самостоятельность, США начали реализацию долгосрочного проекта, а Россия в лице Сергея Лаврова лишний раз напомнила, что Средняя Азия является зоной ее интересов. Но сделала вид, что пока ничего страшного не происходит, видимо, полагая, что ей полезно иметь в лице США противовес быстро растущему влиянию Китая.
Наталья Серова, ПОЛИТКОМ.РУ
e-news.com.ua