Вчера в Казахстане прошли выборы президента страны, на которых Нурсултан Назарбаев был переизбран на новый семилетний срок. Точные данные о том, какое количество избирателей отдали свои голоса действующему президенту, будут известны уже сегодня, поскольку казахстанский ЦИК должен подвести окончательные итоги в течение 12 часов после окончания голосования. Однако по предварительным данным за Назарбаева проголосовало около 80% граждан, так что вопрос о том, кто будет новым президентом, можно считать решенным.
Такой результат был вполне ожидаемым, так как Назарбаеву удалось погасить протестные настроения электората, проявившиеся в ходе прошлогодних выборов в мажилис (парламент страны). Тогда наблюдатели от ОБСЕ и других международных структур утверждали, что выборы "не соответствуют демократическим стандартам", а министр информации Алтынбек Сарсенбаев вышел из правительства, заявив, что не считает возможным "быть частью исполнительной власти, которая активно вмешивалась в ход избирательной компании, принимала участие в подтасовке и фальсификации итогов народного волеизъявления". Наблюдатели от СНГ, правда, признали выборы "транспарентными и легитимными", однако многие эксперты предположили, что связанные с выборами политические скандалы и позиция международного сообщества по отношению к Казахстану не исключают проведения "цветной" революции, которая отстранит от власти очередного президента.
Назарбаева такое развитие событий, разумеется, не устраивало. Уже в следующем после выборов месяце на территории Казахстана была разоблачена деятельность международной исламской группировки "Джамаат моджахеды Центральной Азии", которая якобы является одним из подразделений "Аль-Каэды". Через несколько недель после разгрома террористов, которыми руководили зарубежные враги Назарбаева, против него выступили террористы внутренние. Около центрального офиса правящей партии Казахстана, лидером которой является президент, произошел взрыв, в результате которого пострадал случайный прохожий. Оппозиция заявила, что в обоих сюжетах прослеживается провокационная деятельность властей, призванная обосновать последующие репрессии. И в самом деле, в январе 2005 г. суд вынес решение о ликвидации оппозиционной партии "Демократический выбор Казахстана" (ДВК).
Основанием для разгрома основной оппозиционной силы стало программное заявление партии, что действующая власть является антинародной, а потому не может быть признана легитимной. Это утверждение решением суда признано противоречащим конституции, подрывающим политическую стабильность и общественное согласие.
Кроме того, при принятии решения о запрете учитывалось, что "в политическом заявлении ДВК содержится призыв к решительным действиям, в том числе к акциям гражданского неповиновения". А подобные призывы могут вызвать "такие негативные последствия, как массовые беспорядки, причинение ущерба жизни и здоровью людей, их имуществу, государственной и частной собственности, повлечь нарушение работы государственных органов и хозяйствующих субъектов". Более того, спустя еще несколько месяцев проправительственные партии заявили о создании народно-демократического фронта, призванного противостоять возможным попыткам оппозиции инициировать революционный сценарий. "Фронт" заявил, что его члены "готовы взять оружие в руки, чтобы отстоять суверенитет страны и свободу выбора граждан". Наконец, в ноябре этого года при странных обстоятельствах погиб один из наиболее яростных критиков Назарбаева Заманбек Нуркадилов, обвинявший Назарбаева в коррупции и авторитаризме и призывавший его уйти в отставку. Следствие признало факт самоубийства, однако, по информации адвоката покойного, на месте происшествия были обнаружены три пули, две из которых застряли в кресле, а одна, отскочившая после выстрела от стены, была найдена на полу. Кроме того, сквозные пулевые отверстия имелись в подушке, через которую, видимо, и стреляли в Нуркадилова. Если сообщения адвоката соответствует действительности, то такое "самоубийство" можно расценивать как весьма четкое и однозначное предупреждение оппозиционным лидерам.
Жесткие действия властных структур, их решимость не допустить развития революционных настроений, прямая угроза пресечь в зародыше любые поползновения на антиправительственную агитацию вкупе с осуществлением тотального контроля над СМИ заставили оппозицию отказаться от призывов к антипрезидентским митингам или иным массовым акциям неповиновения. В результате агитация противников Назарбаева была лишена революционной страсти и не смогла увлечь избирателя, который и без агитаторов понимает, что в стране процветает коррупция, практически отсутствуют демократические свободы, нет независимой судебной системы, СМИ находятся под жестким прессом властей. Зато действующий президент за годы своего руководства страной сумел достичь явного прогресса в развитии экономики, значительно повысить уровень жизни населения. В этой связи весьма показательными являются высказывания Назарбаева, который говорит, что не боится "цветной" революции, и объясняет, почему в Казахстане она невозможна. Он приводит цитату из Виктора Гюго: "Нищета рождает революцию, а революция – нищету", а затем добавляет, что "весь вопрос в экономическом развитии. Сегодня казахстанская экономика в два раза превышает Украину, Азербайджан, в 2,5 раза – Молдову, Грузию". Если бы эти страны проводили разумные реформы, то там тоже не было бы никаких предпосылок для революций. Однако и после того, как в ряде стран изменилась политическая конфигурация, "улучшения в этих странах не наступает", поскольку они продолжают идти по тому же пути экономического развития, что и прежде, утверждает Назарбаев.
Похоже, граждане Казахстана согласны с Назарбаевым и готовы обойтись без завоеваний демократии, предпочитая им уверенность в том, что их президент сумеет обеспечить качественный прогресс уровня жизни в стране. Ну а с демократией можно подождать и до следующих выборов...
Петр Гринев, УТРО.ru
e-news.com.ua