• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Лидеры


    Туре Амаду Тумани. Досье

    Амаду Тумани Туре, именуемый иначе АТТ: возраст 54 года, женат, имеет двоих детей, родился 4 ноября 1948 г. в г. Мопти, расположенном в одноименной области страны на берегу реки Бани при ее впадении в реку Нигер. Издавна, в силу своего местоположения, Мопти считался городом рыбаков. Среднее образование будущий президент получил в Бамако. В 1969 г., будучи учителем, вступает в армию и начинает военную карьеру. До 1972 г. обучается в малийском военном училище в г. Кати, недалеко от Бамако, затем – в военном училище ВДВ в г. Рязани, в бывшем СССР. В дальнейшем совершенствовал военное образование в России (на курсах «Выстрел») и во Франции. В 1978 г. получает чин капитана и становится командующим президентской гвардии. В 1984 г. производится в майоры и назначается командующим парашютно-десантным батальоном. В конце 80-х годов вновь направляется во Францию для прохождения курса военной переподготовки, после чего в 1990 г. возвращается в Мали и вновь возглавляет парашютно-десантный батальон. В 1991 г. в период политической нестабильности в стране возглавил группу молодых офицеров, осуществивших военный переворот и свергших находившегося бессменно у власти в течение 19 лет президента-диктатора Муссу Траоре. В переходный период с марта 1991 г. по июнь 1992 г. временно исполнял обязанности главы государства. 8 июня 1992 г. в результате первых демократических выборов он передает власть избранному президенту Альфа Умару Конаре. . Парадокс, но, спустя 11 лет содержания под домашним арестом 29 мая 2002 г. именно после убедительной победы Амаду Тумани Туре на президентских выборах низложенный в 1991 г. президент-диктатор был помилован и освобожден из-под стражи.

    Отойдя добровольно от власти Амаду Тумани Туре создал на родине при поддержке бывшего президента США Джимми Картера и нескольких меценатов из круга его друзей неправительственную организацию «Фонд Детство». Основными целями Фонда Детство были:
    1. Борьба за экономическое и социальное развитие;
    2. Продвижение Мали к правовому государству, демократии и миру.

    В Фонде также большое значение придавали борьбе с бедностью. Фонд боролся против эксплуатации и притеснения подростков, защищал женщин и детей, которых всячески стимулировал на повышение образования и сохранение здоровья. Благодаря авторитету, завоеванному фондом за рубежом, генерал удостоился чести выступать в качестве посредника при решении политических и военных конфликтов в Африке, как это было в ЦАР, способствовать процессу африканской интеграции.

    Судя по публичным заявлениям и ответам журналистам генерал без должности Амаду Тумани Туре в 1997 г. искренне не предполагал себя в роли президента республики. Возможно это не входило в его планы и в 2000 году. Но был ли полностью искренен генерал, которого в стране называли не иначе как АТТ, когда в ходе немногочисленных встреч с журналистами и в публичных высказываниях за несколько месяцев до выборов ( в то время как предвыборная компания, не очень интенсивно, но очевидно, уже разворачивалась в стране) заявлял , что не думает о выдвижении на президентство своей кандидатуры. Как бы то ни было, но еще летом 2001 года в Мали были зарегистрированы первые общественные объединения и ассоциации в поддержку Амаду Тумани Туре цель которых сводилась к пропаганде личности генерала в общественных и политических кругах как внутри страны, так и за рубежом.

    В декларации от 17 июня 2001, практически за год до президентских выборов, «Ассоциация друзей АТТ» (ATTA – Amicale ATT Association) призвала генерала Амаду Тумани Туре выдвинуть свою кандидатуру на президентские выборы. В декларации заявлялось о желании общественности избавить Мали от предвыборных неприятностей, наблюдаемых в большинстве стран Африки, о необходимости сохранить в стране консенсус, в том виде как он был достигнут в 1991 г., став результатом усилий всех действующих сил «Демократического движения». АТТА, в качестве главной своей цели, стремилась обеспечить национальную и международную поддержку социальным, экономическим, политическим и культурным устремлениям генерала Амаду Тумани Туре.

    История страны, по мнению ассоциации, и местоположение в Западной Африке накладывают на Мали особую ответственность за сохранение мира и стабильности в регионе. Поэтому, учитывая ситуацию в стране и ее роль в регионе АТТА призывает общественность Мали мобилизовать свои силы вокруг кандидатуры генерала АТТ. В личности генерала малийская общественность, согласно декларации Ассоциации, увидела гаранта демократии, мудрого решительного человека, завоевавшего авторитет нации в сложный переходный период марта 1991 г. – июня 1992, когда он твердо следуя данному слову офицера, обеспечил первые демократические выборы главы государства. Авторитет АТТ позволял генералу выступать не только в роли арбитра нации, которую малийский политический класс отводил ему на протяжении десяти последних лет, но и успешно способствовать урегулированию ряда кризисов на африканском континенте, утвердив за ним статус объединителя.

    Предвыборная кампания Амаду Тумани Туре была довольно короткой и неброской. Впервые о возможности своего участия в борьбе за президентское кресло АТТ высказался 6 февраля в ходе встречи с представителями спортивной сенегальской прессы, аккредитованными в столице Мали по случаю розыгрыша Кубка Африки по футболу. «Когда настанет час, я это сделаю. В настоящий же момент я веду обсуждение с политическими партиями, представленными на национальной арене. Никто не может заставить меня сделать то, что не входит в мои планы».

    Официально о выдвижении своей кандидатуры для участия в президентских выборах Амаду Тумани Туре заявил только 28 марта 2002 г. в Сикассо. В программном обращении, опубликованном в форме «Письма к малийцам и малийкам», он обосновал свое включение в президентскую гонку желанием принести мир и покой на землю своей родины, страны с пятидесятилетней бурной политической историей, пронизанной братоубийственной борьбой, с ее страданиями, обособленностью, трагедиями, нетерпимостью и раздробленностью.

    Обращение, кратко отразившее общую ситуацию в стране, все же больше напоминало пламенную речь политика-оратора, нежели будущую социально-экономического доктрину.

    Тем не менее в нем декларированы социально-политические взгляды нового президента и выделены некоторые проблемы, которые тяжким бременем давят на политическую и экономическую жизнь страны, способствуют ущемлению национальных интересов отдельных этнических групп, разрушению культурных ценностей, падению уровня гражданственности.

    Будущее Мали – общее дело граждан Мали. Сохранение и укрепление достигнутых завоеваний, корректировка существующих недостатков, оптимизация управления и переход к правовому государству, требует объединения усилий всех жителей Мали без исключения. Впервые в программном документе кандидата на пост главы государства открыто заявлено о намерении привести к управлению страной профессиональных и честных специалистов независимо от их партийной принадлежности и групповых интересов. Согласно заявлению, кандидат в президенты обязался усилить контроль за расходованием финансов и материальных ценностей, решительно бороться с коррупцией и финансовыми преступлениями.

    В своей будущих действиях Амаду Тумани Туре обязался руководствоваться как интересами отдельных личностей, так и коллективными интересами нации, которые сводятся к следующим приоритетам:

    - обеспечение занятости населения;
    - развитие школы, открывающей дверь в будущее каждому;
    - построение свободного и плюралистического общества;
    - восстановление авторитета и кредита доверия государству;
    - строительство более конкурентоспособной и диверсифицированной экономики;
    - увеличение покупательной способности и благосостояния народа;
    - долговременное развитие;
    - воспитание молодежи, способной противостоять быстро меняющемуся будущему;
    - создание новых возможностей для женщин;
    - развитие системы здравоохранения и расширение его доступности;
    - расширение возможностей для регионов;
    - внимание государства малийцам, проживающим за рубежом;
    - борьба с внутренней и внешней изоляцией Мали;
    - защита окружающей среды;
    - дипломатия развития;
    - расцвет малийской культуры.

    Станут ли эти взгляды и обязательства твердыми ориентирами будущей внутренней и внешней политики Мали покажет время.

    А пока социально-политическая и экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего.

    При том, что за 10-летний период правления предыдущего президента Альфа Умара Конаре среднегодовой показатель роста валового внутреннего продукта (ВВП) составил примерно 3,9%, при среднем росте населения 3,2% доход на душу населения сократился с 341 до 240 долларов США.. Если в 1999 г. инфляция составляла 2,5%, то в 2001 г. снова выросла до 5,2%.

    Внешний долг страны в 2001 г. оценивался в 1 767 млрд. фр. КФА, что соответствовало 93% ВВП. Только на обслуживание внешнего долга государство вынуждено тратит 11-12% от общего объема экспорта товаров и услуг.

    Средний уровень роста потребительских цен почти в 2 раза превышает установленный странами-членами Валютного и экономического союза государств Западной Африки (ЮМЕОА), членом которого является Мали, допустимый 3% порог.

    По основным показателям гуманитарного развития, принятым ООН, Мали в 2001 г. занимала 153 место в мире из 160 стран. 64% малийцев живет за чертой бедности, а 21% - крайней бедности. Уровень неграмотности населения достигает 75%. Неграмотность среди взрослых мужчин более 50%, а женщин - более 65%.

    Потребление электроэнергии на душу населения в стране очень мало, возможность пользоваться электроэнергией имеет примерно 5% населения. Планами правительством Мали определена задача к 2007 г. обеспечить электроэнергией 23% населения.

    Нормы водоснабжения 20 литров в день на сельского жителя и 40 литров на городского. В Бамако норма потребления воды - 54 литра в сутки на человека.

    В области здравоохранения статистика удручающая. В 1999 г. на его нужды было израсходовано всего 3,9% от общих бюджетных расходов, вместо запланированных 10,17%. А на более чем 10-миллионное население приходилось 765 врачей, работавших в системе государственного здравоохранения.

    Средняя продолжительность жизни в стране, по разным данным, от 42,6 до 48 лет. Детская смертность в возрасте до 5 лет - 120 чел. на 1000.

    Основу экономики Мали составляет сельское хозяйство от 45% до 48% ВВП. Главными экспортными составляющими сельского хозяйства Мали являются хлопок (253 млн. долл.) и живой скот (42 млн. долл.). В сезон 2000/2001 года страна произвела 243 тыс. тонн хлопка.

    Доля промышленности в ВВП Мали составила в 2000 г. ? 16,8% (в 1996 г. - 17,9%, в 1999 г. - 16,7%). Доминирующее положение в промышленном секторе принадлежит добывающей промышленности, доля золота в малийском экспорте в последние годы выросла до 40% (? 266 млн. долл.).

    Однако ни увеличение добычи и экспорта золота, ни столь значительный объем производимого хлопка не позволяют Мали решить проблему внешней экономической зависимости, и, в частности, проблему колоссального внешнего долга. Положение усугубляется и ухудшением мировой экономической конъюнктуры и падением цен на мировом рынке на хлопок, в 2000 г. цена 1 кг. хлопка на мировом рынке составила всего 1,29 доллара (для сравнения в 1960 г. за килограмм хлопка платили 3,14 долл.).

    Мали, при определенных успехах в экономике последних лет, остается одной из беднейших стран мира и Африки, нуждающейся в международной помощи. Это очевидно не только для малийцев, но и для международных деловых кругов. В связи с этим в 2000 г. Всемирный банк и МВФ приняли решение о списании Мали долга по линии МВФ и МБ на 25%, т.е. на 523 миллиона долл. США (392 млрд. фр. КФА). Внешний долг Мали на тот момент по линии этих организаций составлял 1.542 млрд. фр. КФА. Правда, списание части долга всего лишь уменьшит на четверть внешний долг государства и сократит объем ежегодных выплат по его обслуживанию. Но остается очевидным, что с таким внешним долговым грузом, страна, которая в стоимостном выражении импортирует больше, чем экспортирует, вряд ли сможет решить свои экономические и социальные проблемы без дальнейшей внешней помощи и коренных социально-политических и экономических преобразований. Именно эти проблемы и предстоит решать новому президенту, опирающемуся на понимание и желание таких преобразований со стороны широких народных масс: Мои планы, касающиеся Мали, не могут быть реализованы без Вашего участия, без вашей предпринимательской инициативы, которую они предусматривают, и особенно без вашего доверия.

    Я хочу максимального объединения, чтобы мы победили, чтобы малийцы всех цветов и всех политических воззрений реально участвовали во властном управлении, в управлении будущим своей страны.

    Определенные на будущее г-ом Амаду Тумани Туре задачи потребуют от кандидата не только огромной политической воли и дипломатических способностей, но решимости экономиста-прагматика, умения сплотить силы общества, мобилизовать творческий и духовной потенциала народа, создать благоприятные условия для развития предпринимательской инициативы.

    Президентские выборы в Мали состоялись в апреле и мае и прошли в два тура. В первом туре 28 апреля 2002 г., в котором приняли участие 24 претендента, только трое преодолели 5% барьер: лидировал отставной генерал Амаду Тумани Туре, поддержанный коалицией 27 политических партий (более 28% голосов), вторым стал официальный кандидат правящей партии Альянс за демократию в Мали (АДЕМА), бывший министр финансов г-н Сумайла Сиссе (чуть более 26%) и бывший премьер-министр Ибрагим Бубакар Кейта (около 20%). Характерным моментом первого тура выборов явилось то, что исламское духовенство призвало правоверных мусульман Мали (мусульмане составляют более 80% населения Мали) проголосовать за того кандидата, который поддержит требования имамов о расширении исламского влияния на общественную и частную сферу жизни в стране. Как ни странно, но такой кандидатурой, поддержанной исламистами на форуме, объединившем 20 исламских группировок, оказался Ибрагим Бубакар Кейта. Сам бывший премьер-министр, выступив перед журналистами, заявил, что не подписывал никаких соглашений ни с какими партиями. Вмешательство исламистов в политическую жизнь Мали, портреты Усамы бен Ладена на стенах домов, шокировали не только западную общественность, ибо Мали в последнее десятилетие считалась на Западе устоявшейся западно-африканской демократией, но и самих малийцев, привыкших к религиозной терпимости и к светским устоям жизни.

    Второй тур президентских выборов принес убедительную победу 54- летнему генералу в отставке Амаду Тумани Туре, или как его любят называть в стране АТТ, давно снискавшему известность и уважение не только в Мали и на африканском континенте, но в Париже и Вашингтоне.

    Политическая ситуация, сложившаяся в стране после победы АТТ в президентских выборах рассматривается многими как неординарная. На одном краю новый президент, бывший военный, имеющий репутацию решительного сторонника демократии, не имеющий, однако, твердой политической базы и влиятельной партии, которая бы поддерживала его в практических действиях, на другом - широкий спектр политических и общественных сил, в лице многочисленных более или менее влиятельных партий, организаций и просто народных масс, называемых электоратом, которые поддержали сильную личность, выдав ему кредит доверия. Своеобразие момента в том, что между ними осталось свободное политическое поле, на котором предстоит очередной раунд борьбы за влияние и доверие. Поле это пока свободно и трудно сказать, какая влиятельная сила и как скоро займет его, учитывая амбициозность целей и масштабов опубликованной перед выборами программы избранного президента и той ответственности, которая ляжет на плечи этой силы, вкупе с самим президентом, в рамках выданных обязательств, не только перед гражданами Мали, но и перед всей африканской и международной общественностью.

    Процесс формирования такой силы сегодня идет и во многом зависит от результатов парламентских выборов, состоявшихся в Мали, давших, после пересмотра конституционным советом результатов второго тура, преимущество коалиции «Надежда-2002» ” (ACC - Convergence pour l’ernance et le Сhangement, политическое объединение, включившее в себя более 15 политических партий и организаций), возглавляемой бывшим премьер-министром Ибрагимом Бубакаром Кейтой. Объединение «Надежда-2002» на данный момент располагает в парламенте 66 местами из 147.. Бывшая партия власти АДЕМА имеет 51 место. Ситуация может несколько измениться после проведения в октябре дополнительных выборов в округах Сикассо и Тин-Эсако (всего 8 мест, результаты выборов по этим округам были аннулированы из-за большого количества недействительных бюллетеней). Но это не внесет ощутимых изменений в распределении сил в парламенте и решающим перевесом для проведения законодательных решений и влияния на формирование правительства ни одна из политических сил в парламенте сегодня не располагает. А поэтому сразу же после подведения итогов второго раунда выборов в Национальное собрание президент приступил к переговорам с политиками и политическими силами, вошедшими в законодательный орган, по вопросу формирования парламентского большинства и будущего правительства.

    explan">Источник


    Читайте также:

    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.