ГЕРМАНИЯ, Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, которое с 3 октября 1990 объединило все территории, разделенные между двумя германскими государствами после Второй мировой войны. На суше граничит с Данией на севере, с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом и Францией на западе, Швейцарией и Австрией на юге, Чешской Республикой и Польшей на востоке и юго-востоке. По численности населения Германия занимает второе место в Европе (после России), а по площади – шестое (после России, Украины, Франции, Испании и Швеции). Германия – ведущая экономическая держава Европы.
Население. В 1998 численность населения ФРГ достигла 82,1 млн. человек.
На протяжении всей истории Германии границы расселения немцев менялись почти постоянно (за исключением лишь отдельных периодов). Волна переселений германских племен, приведшая в раннем Средневековье к их продвижению на территорию современной северной и восточной Франции, была остановлена возникновением централизованного французского государства и его экспансией в направлении к Рейну – природному рубежу и «естественной» (физико-географической) границе страны. Немецкая колонизация славянских земель к востоку от Эльбы и Зале, начавшаяся еще в Средние века, сменилась обратным миграционным движением миллионов людей, высланных оттуда после Второй мировой войны. Кроме того, рассеянные группы этнических немцев расселились по всей Восточной Европе. В 18 в. тысячи немцев заселили юг российского Поволжья, откуда они во время Второй мировой войны были депортированы в Казахстан, Киргизию и на юг Сибири.
В 1996 в Западной Германии отмечался один из самых низких в мире показателей рождаемости – около 10‰ (пик рождаемости в послевоенной ФРГ – 18‰ – приходился на начало 1960-х годов); в ГДР рождаемость была лишь немногим выше. Смертность населения в Германии (10,8‰) выше среднего показателя по Западной Европе (10,0‰), что служит отражением особенностей возрастной структуры – в большей степени, чем состояния здоровья и развития здравоохранения в стране. В 1990–1996 население страны увеличилось на 0,5%. Если бы не иммиграция, для Германии была бы характерна убыль населения. Один из главных источников прироста населения – т.н. гастарбайтеры (приглашенные рабочие из других стран), в первую очередь турки. Гастарбайтеры рекрутировались в основном с середины 1950-х до середины 1970-х годов как дополнительная рабочая сила. После либерализации эмиграционного законодательства в странах советского блока в 1980-е годы начался массовый исход этнических немцев из Восточной Европы в ФРГ. Другая группа иммигрантов в Германию состояла из лиц, искавших политического убежища. Кроме того, через восточную границу Германии проникало значительное количество поляков, а также цыган из Румынии и бывшей Югославии. Большие группы евреев из стран СНГ также обосновываются в Германии.
Гастарбайтеры, политэмигранты и беженцы способствовали увеличению населения страны и другим способом: поскольку среди переселенцев преобладали молодые люди, рождаемость у них была выше, чем у коренных жителей. Младенческая смертность в ФРГ неуклонно снижалась (из расчета числа умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся), уменьшившись с 48‰ в 1950 до 6‰ в 1996. В значительной степени именно вследствие низкой младенческой смертности и хорошо развитой системы здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни в Германии в 1996 была высокой – соответственно 73,8 года для мужчин и 80 лет для женщин в старых землях и 71,2 и 78,5 лет в бывшей ГДР. В 1996 более 15,7% жителей ФРГ были старше 65 лет. В половозрастной структуре, начиная с возраста 60 лет, женщин больше, чем мужчин, и хотя подобная диспропорция вообще является нормой, в Германии она проявляется особенно сильно вследствие больших потерь среди мужского населения в военное время. Особенно выражены диспропорции в половозрастной структуре населения в землях бывшей ГДР, где в 1980-е годы на каждых 100 мужчин приходилось 112 женщин. Отток молодежи из Восточной Германии усиливал дисбаланс. Рождаемость в новых землях (6,5 живорожденных детей на 1000 населения в 1997) была существенно ниже, чем в западной части ФРГ (10,7).
Государственное устройство. По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. По Основному закону власть президента ограничена, значительно больше властных полномочий предоставлено канцлеру (премьер-министру). Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: его верхней (более «слабой») палатой является бундесрат, а нижней (более «сильной») палатой – бундестаг. Федеральное правительство, или кабинет министров, состоит из федерального канцлера и федеральных министров. В его компетенцию входит проведение политики в области международных отношений, обороны, финансов и коммуникаций. Центральный банк осуществляет контроль над кредитно-денежной политикой, хотя с 1 января 1999 он подчиняется Европейскому центральному банку. В 1999 в правительстве было 15 федеральных министров. Столица ФРГ – Берлин, хотя в Бонне остались некоторые государственные учреждения.
Федеральный президент (бундеспрезидент) считается главой государства и может быть избран только на один пятилетний или два последовательных пятилетних срока. Он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий. Среди полномочий президента важнейшими являются представление кандидатуры канцлера на утверждение бундестагу, а также роспуск нижней палаты парламента по предложению канцлера в случае, если он проигрывает голосование по вотуму доверия. В компетенцию президента входит назначение высшего офицерского состава вооруженных сил, хотя командует ими министр обороны. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников.
Федеральный канцлер (бундесканцлер) является главой исполнительной власти. Как правило, канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В то время как многие парламентские системы допускают отставку правительства через механизм вотума доверия, в Германии в этом случае должна быть одновременно предложена (со стороны законодательной власти) альтернативная кандидатура на пост канцлера, приемлемая для большинства парламентариев. Данное ограничение в Основном законе, называемое «конструктивным вотумом недоверия», имеет целью поддержание политической стабильности. Лишь однажды (в 1982) канцлер был смещен таким способом.
Бундестаг – главная палата германского парламента. Правительство остается у власти, лишь пока оно поддерживается большинством в бундестаге. Депутаты выбираются голосованием в два тура сроком на четыре года. В большинстве случаев член кабинета министров одновременно является и депутатом бундестага. До объединения Германии в бундестаге заседало 520 депутатов. На выборах в декабре 1990, с вхождением в состав ФРГ новых земель, число депутатских мандатов было увеличено до 662, а на выборах1994 – до 672, на выборах 1998 это число уменьшилось до 669.
Законопроект может быть внесен любым депутатом, бундесратом либо федеральным правительством. Для прохождения законопроекта требуется простое большинство голосов. Основная работа над сложными законопроектами ведется не на пленарных заседаниях, а в комитетах и комиссиях бундестага. Распределение мест в комитетах и комиссиях между представителями разных партий осуществляется в зависимости от численности той или иной партийной фракции.
Политические партии. Существуют три крупнейшие политические партии: Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); Христианско-демократический союз (ХДС), образующий в бундестаге блок с действующим только в Баварии Христианско-социальным союзом (ХСС); Свободно-демократическая партия (СвДП). В 1980-е годы на политическую сцену вышла четвертая значительная партия – «Зеленые». В ГДР Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) и контролировавшиеся ею четыре мелкие партии полностью определяли социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Крушение власти СЕПГ в конце 1989 стимулировало создание различных некоммунистических групп, включая движение реформаторов «Новый форум». К моменту проведения первых общегерманских выборов в декабре 1990 ни одна из значительных новых партий не выжила, а члены СЕПГ, сохранившие верность партии, отреклись от коммунистического прошлого и переименовали свое объединение в Партию демократического социализма (ПДС). Партии бывшей ФРГ распространили свою деятельность, организационную структуру и финансы на восточные земли.
Экономика. По абсолютной величине валового внутреннего продукта (ВВП) ФРГ занимает третье место в мире вслед за США и Японией. В 1996 ВВП составил 3,1 трлн. Марок (2,35 трлн. долларов), а на душу населения приходилось 28 738 долларов.
Горнодобывающая промышленность не относится к числу ключевых отраслей германской экономики, но тем не менее играет немаловажную роль в самообеспечении страны сырьем.
Германия – крупнейший в мире производитель калийных солей, добываемых в основном к северу и югу от Гарца. После объединения страны некоторые из восточногерманских соляных шахт были закрыты. Месторождения каменного угля сосредоточены в основном в пределах Рурского, Ахенского и Саарского бассейнов, но там преобладают глубокие шахты, и их эксплуатация требует больших субсидий. Наибольшие преимущества от субсидирования угледобычи получают металлургические концерны, но их прибылям угрожает политика ЕС, нацеленная на обеспечение свободы конкуренции и равенства условий для всех производителей. Долгосрочные контракты, предусматривающие выравнивание стоимости производимого внутри страны и импортного угля, часто предлагаются также производителями электроэнергии.
Национальная валюта ФРГ – евро.
Тремя крупнейшими коммерческими банками Германии являются имеющие свои правления во Франкфурте-на-Майне «Дойче Банк» и «Дрезднер Банк», а также «Коммерцбанк» с правлением в Дюссельдорфе. С объединением страны коммерческие банки вновь распространили свою деятельность на территорию Восточной Германии, в одних случаях беря под свой контроль банки бывшей ГДР, в других случаях открываясь и регистрируясь в качестве самостоятельных банков. В Германии имеются и многочисленные другие банки и финансовые институты – государственные, кооперативные и частные. Повсеместно расположены сберегательные кассы, имеющие особенно большое значение при осуществлении финансовых операций, связанных с рынком жилья и жилым фондом, платежах за проживание и коммунальные услуги. Частные лица при небольших платежах по чекам широко пользуются и жирорасчетами в «Постбанке» (филиалы которого находятся в почтовых отделениях).
/">Источник