На два с половиной месяца страна была втянута в пересмотр нуднейшего сериала о создании коалиции. Какие же выводы из увиденного и услышанного за это время можно сделать? Осознают ли политики ответственность момента? И что впереди — новые кризисы или стабильная профессиональная работа? Об этом спросили у политолога Константина Матвиенко.
— Какие явления в обществе и политике обнажил процесс создания коалиции?
— Общество, как раз, является более-менее здоровым, оно достаточно негативно реагирует на шкурное, предательское поведение политиков. А язвы, которые обнажил коалиционный процесс, на мой взгляд, следующие. Первое — это нежелание договариваться и руководствоваться политическими принципами, думая об интересах общества, а не о собственном интересе.
И второе — политики продемонстрировали недостаточный уровень компетенции. А если брать срез региональный, то мы получили намного низшего качества уровень местной власти, чем это было во времена так называемого режима Кучмы. То есть существует острая проблема эффективного функционирования местной власти с точки зрения качества партийных списков.
— Что мешает обществу, в таком случае, выдвигать новых лидеров и формировать альтернативную элиту?
— Общество пока еще лишено таких механизмов, так как этими политиками узурпированы механизмы репродукции и обновления элиты. Они узурпировали эти возможности через механизмы партийных выборов, через закрытость политических клубов, политических сообществ для новых сил, новых кадров. Таким образом, политики подталкивают общество к проявлению таких шагов, которые, возможно, будут неконституционными.
— Видите ли вы в этой ситуации хоть какие-то основания для оптимизма?
— В этой ситуации очень мало оснований для оптимизма. В принципе, мы могли бы очень спокойно смотреть на существующий политический кризис, так как он достаточно естественный с точки зрения неоднородности политикума и общества — они не адекватны один другому.
Но учитывая еще и экономический кризис, учитывая еще, что Россия ведет «холодную войну» (пока еще холодную), причем, украинскими же ресурсами, что было продемонстрировано во время военных учений в Крыму, то мы имеем ситуацию внешней агрессии, внутренней нестабильности, экономического кризиса, на который накладывается еще и кризис инфраструктурный. Инфраструктурный кризис — это соединение нескольких кризисов, кризиса «коммуналки», поставок энергии и др.
Таким образом можно говорить о серьезных системных угрозах для целостности страны, для существующей сегодня формы государственности, а, значит, и общества в целом.
— Кажется, коалиционный сериал уже близится к концу. Но принесет ли эта развязка облегчение или мы всего лишь окажемся перед полосой новых политических кризисов?
— Во-первых, не факт, что коалиция будет создана так быстро. Даже если она будет создана, то сам процесс ее создания явил собой настолько отвратительный политический стриптиз, что общество в значительной мере разочаровано во всех политиках и тех способах формирования власти, которые сейчас есть в нашей Конституции. И уже стоит поднимать вопросы компетентности и ответственности.
Думаю, общество будет поставлено перед новыми вызовами, созданными как этими политиками, так и внешними влияниями, которые имеют место в Украине. Формирование правительства — это еще одно большое искушение для этих политиков, и, соответственно, тоже займет продолжительное время.
Если же правительство будет сформировано достаточно быстро, (такая возможность тоже существует), то тогда пойдут длительные процессы перераспределения должностей глав областных администраций, районных администраций, государственных монополий, государственных предприятий. Так что все еще впереди, и расслабляться и радоваться еще рано.
"День"
e-news.com.ua