• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Ярослав Давидович: "Я не скажу, що на виборах усе буде гладко...але все буде чесно!"

    Опубликовано: 2005-11-09 10:24:00
    С 26 ноября официально стартует парламентская избирательная кампания, а с 1 ноября украинцы уже могут ознакомиться со списками избирателей и внести в них необходимые коррективы. Что ждет нас следующей весной? Об этом рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Ярослав Давыдович.
     
    - Ярослав Васильевич, все помнят, что в прошлом году списки избирателей вызывали наибольшее количество замечаний, в день выборов в судах и территориальных избирательных участках стояли огромные очереди людей, которые не нашли себя в списках. Чего ждать следующей весной?
     
    - В списки избирателей на парламентские выборы внесены практически 36 миллионов 546 тысяч человек. В 2000 году, когда комиссия проводила референдум, были включены (я по памяти называю) 36 миллионов 500 тысяч граждан. Думаю, это была реальная цифра, тогда никому не нужно было, как говорят, "добавлять" избирателей. Как видите, сейчас мы имеем практически эту же цифру. Я не утверждаю, что она была абсолютно точной в 2000 году, но считаю ее максимально приближенной к реальности. На днях мы оборудовали комнату, где будет работать группа по обработке общих списков избирателей в электронном виде на уровне всей страны. Я попросил открыть дискету со списками избирателей Киева и попробовал найти себя. Нашел! Нашел себя, жену, дочь. Замечаний по внесенным данным никаких нет. Значит, реальные списки? Реальные. Я скажу, что это огромный труд. Наша комиссия утвердила и направила на места все необходимые формы по составлению списков. Люди работали август, сентябрь и октябрь. Органы власти на местах составили списки, направили их в рабочие группы учета избирателей, рабочие группы их обработали, и недавно электронный вариант списков избирателей поступил в ЦИК. Я хотел сказать "спасибо" представителям тех органов местной власти, которые осуществляли эту работу должным образом и заложили первый кирпич в проведение демократических выборов.
     
    - Каковы ваши последующие действия?
     
    - С прошлого понедельника мы ежедневно учим по 140 системных администраторов и компьютерщиков из регионов работать с программами списков избирателей. То есть более 1400 человек пройдут такое обучение в Центризбиркоме, мы раздадим им программное обеспечение, они поедут на места и включатся в работу - будут уточнять списки, отслеживать двойников. Это на уровне районов и областей, а впоследствии в Центральной избирательной комиссии мы будем отслеживать двойников на уровне Украины. И для этого у нас есть необходимое оборудование, программное обеспечение, специалисты, имеющие опыт работы с ним. Кстати, члены рабочих групп из регионов обучаются за счет средств, выделенных ОБСЕ. В ближайшее время заработает на полную мощность информационно-аналитическая система "Списки избирателей" и в ЦИК.
    Хочу отметить, что полученные нами основные списки после внесения всех изменений - это уже практически фундамент будущего Государственного реестра избирателей.
     
    - Где избиратели могут ознакомиться со списками?
     
    - С 1 ноября все граждане в пределах Украины имеют право ознакомиться со списками. Но, как это часто у нас случается, законодатель в этом смысле немного не доработал... В законе предусмотрено, что со списками избирателей можно ознакомиться в помещении рабочей группы. Если смотреть на эту норму реально, то это не совсем удобно.
     
    Представьте себе Печерский район Киева: здесь проживают ни много ни мало - 107 тысяч избирателей. И только в одном помещении можно ознакомиться со списками...
     
    Другая ситуация - сельский район, где 30-50 населенных пунктов, которые разбросаны в пределах 100 километров. Получается, что людям нужно специально ехать в райцентр, чтобы в рабочей группе ознакомиться со списками. Центральная избирательная комиссия порекомендовала в таких случаях делать выдержки из списков избирателей в пределах конкретных населенных пунктов и раздавать их по тем же сельским советам, чтобы граждане могли с ними ознакомиться на месте. Так же можно это делать и в городе: раздать списки по ЖЭКам, учебным заведениям, чтобы человек мог сверить данные и внести какие-то коррективы. Но, еще раз подчеркну, - это по доброй воле рабочей группы. Данные рекомендации вызваны логикой процесса и желанием осуществить эту работу как можно лучше.
     
    А вот уже писать заявление, чтобы внести изменения в списки, избиратели могут только в адрес рабочей группы, и именно рабочая группа является единственной уполномоченной инстанцией, которая может вносить эти изменения.
     
    Теперь относительно сроков. У нас есть около трех месяцев, когда можно ознакомиться со списками избирателей и уточнить их. Считаю, что уж можно выбрать час-другой, чтобы проверить свои данные в списках. Особенно это касается тех, у кого есть сомнения или были случаи неточных записей.
     
    После всех сверок уточненные списки вернутся на места, откуда была подана информация, - в сельские советы, города районного и областного значения. Следующим этапом будет составление списков по участкам, именно их и получат участковые избирательные комиссии. Там уже конкретно будет не больше 2,5 тысячи избирателей в списке. И каждая участковая комиссия сможет снова предоставить эти списки для ознакомления конкретно на избирательном участке почти на протяжении месяца. То есть если подсчитать суммарно, то практически мы имеем около пяти месяцев для работы со списками. Напомню, что раньше на эту работу отводилось лишь пятнадцать дней.
     
    - Вы говорите, что списки реальны, но не идеальны, значит, есть проблемы?
     
    - Нами сделано почти невозможное. Вы знаете, что закон был принят и подписан с опозданием на месяц, поэтому и работа по формированию списков была начата позже. Работа, которую проделали органы государственной и местной власти, рабочие группы учета избирателей, просто огромная. Действительно, не стану утверждать, что списки идеальны, но именно для их окончательного формирования у нас есть пять месяцев, а не 15 дней. К слову, Центральная избирательная комиссия не составляет списки, это делают соответствующие органы на местах. Как записано в законе, Центризбирком и правительство (впервые, кстати, оно тоже непосредственно отвечает за ряд организационных вопросов) осуществляют государственный контроль за составлением списков. Мы со своей стороны отвечаем за методическое, информационное, правовое обеспечение и контроль.
     
    А самое главное сейчас для всех организаторов выборов - ежедневно обращаться к избирателю, к его сознанию, чтобы он проникся чувством ответственности. Ведь только от самого гражданина зависит качество списков. Нельзя, чтобы повторилась ситуация прошлых президентских выборов, когда возмущение качеством списков просто зашкаливало. Помню, приехал во время первого тура голосования в Соломенский район города Киева, так мне даже страшно стало - тысячи людей стоят и требуют, чтобы рассмотрели их заявления. А в судах что делалось! 130 тысяч заявлений было рассмотрено в день голосования. Такого нельзя допустить, да и не будет уже такого. Для этого у нас есть правовая основа и опыт прошлых выборов, политическая воля органов власти и Центральной избирательной комиссии.
     
    Мы понимаем, что на этом этапе, естественно, будут и двойники, и досадные ошибки в фамилиях. Вот, к примеру, в Крыму оказалось, что у них все всегда делалось на русском языке. Так они, составляя списки избирателей для этой кампании, додумались до того, что для перевода списков с русского на украинский язык использовали электронный переводчик. И получили: улица Воровского стала Злодейской, генерала Телегина - генерала Бричкина. Мы им, конечно, выделили деньги для привлечения квалифицированных переводчиков, теперь уже и в Крыму будут украинские списки избирателей. Поэтому я еще раз говорю, что далек от мысли, будто все будет идеально. Но это не страшно, потому что мы сможем все исправить.
     
    Особое внимание избирателей хочу обратить на то, что закон уже не позволяет в день голосования принимать заявления и рассматривать в судах жалобы по поводу сведений в списках. Поэтому люди должны проверить свои данные вовремя. А мы со своей стороны - обеспечить все возможности, чтобы люди могли проголосовать.
     
    И очень важен тот момент, что благодаря проделанной работе к следующей избирательной кампании мы уже придем с реальными списками избирателей. А возможно, и с реестром. Но для этого нужно подготовить базу.
     
    - Какую базу?
     
    - Необходимо принять закон о Государственном реестре физических лиц, закон о Государственном реестре избирателей. И также важно определить, кто именно будет его составлять. Ведь это не входит в полномочия ЦИК, такую ответственную работу должны выполнять подготовленные специалисты, как в других государствах. Нужно предоставить им соответствующую базу, финансирование, кадры, техническое и программное обеспечение, лишь тогда может быть создан такой реестр.
     
    - Вы говорили о двойниках. Как они будут вычисляться?
     
    - Вычислять их будет компьютерная программа по обработке списков избирателей. Например, если обнаружится, что Петренко Петр Петрович будет внесен в списки в Черниговской области и в Киеве, то определить, один это человек или два разных, можно по месту его рождения. Если один, то мы сообщим и в первую, и во вторую рабочую группу, что такой-то включен в список два раза. И пусть члены рабочей группы на месте связываются с избирателем и выясняют, где он хочет голосовать. Если он не определится, то его фамилия будет изъята и там, и там.
     
    - Много проблем в законе о выборах народных депутатов связано с деятельностью СМИ.
     
    - Не обижайтесь, но это вызывает у меня ассоциацию с поговоркой "кому что, а курице - просо". У нас в законе многое следовало бы уточнить, но прессу больше всего интересует то, что касается журналистов. Что ж, это закономерно. Действительно, есть уже отработанный соответствующим парламентским комитетом законопроект, который будет внесен на рассмотрение парламента. То есть это вопрос к комитету и парламенту. Но моя личная точка зрения такова: деятельность СМИ не должна быть чем-то искусственно или с точки зрения права ограничена, но в то же время она должна регулироваться законом. Чтобы и Центризбирком, и другие комиссии могли иметь влияние на прессу и чтобы журналисты работали в правовом поле. Ведь деятельность СМИ - это специфический вопрос, потому что у нас не все можно определить нормой права, особенно деятельность прессы, поскольку она регулируются и многими законами, и этикой, и логикой. Я понимаю, что все не втиснешь в нормы права, но стремиться работать в правовом поле, если вы боретесь за подлинно демократическое государство, нужно всем.
     
    А в конечном итоге позиция Центральной избирательной комиссии одна - выполнять закон.
     
    - Приближается годовщина оранжевой революции. Примете ли вы участие в праздновании?
     
    - Я скажу так: я ходил на работу до революции, ходил на работу во время революции, хожу на работу и после революции. Я делал свою работу честно до революции, во время революции и сейчас, как видите, пытаюсь делать ее честно. А революция - за пределами этого помещения. Праздновать будем трудом, как когда-то было принято. У нас уже есть определенный результат. Дай бог, чтобы такой была вся предвыборная кампания. А мы можем сделать все, чтобы процесс был, по крайней мере, управляемым, законным. Я не хочу утверждать, что все будет гладко, но с нашей стороны все будет честно.
     
    Євгенія Коваленко, Столичные новости
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.